Мясная продукция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

С учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и традиция мясной индустрии мясопродуктовый подкомплекс Беларуси должен оставаться и в дальнейшем ориентированным на экспорт. Согласно прогнозам, к 2015 г он сможет предложить на внешний рынок свыше 100 тыс. т мяса и мясопродуктов. Предпочтительным является развитие экспортно-импортных операций со странами ближнего зарубежья. Освоение более широкой географии мирового рынка предполагается только в качестве стратегического направления.

Содержание

Введение ….3
1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности мясной продукции…………………………………………………………………………….
2. Анализ современного состояния рынка мяса. Основные направления…..
3. Повышения конкурентоспособности мясной продукции на внешнем рынке………………………………………………………………………………….
Заключение …26
Список использованной литературы …27

Вложенные файлы: 1 файл

Азим - УИРС.docx

— 80.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ….3

1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности мясной продукции…………………………………………………………………………….

2. Анализ современного состояния рынка мяса. Основные направления…..

3. Повышения конкурентоспособности мясной продукции на внешнем рынке………………………………………………………………………………….

Заключение …26

Список использованной литературы …27

 

Введение

 

Расширение экспорта — закономерная цель любой развивающейся экономики, и Беларусь здесь не является исключением. Надо лишь подчеркнуть, что экспорт должен быть прибыльным, эффективным, а не затратным и истощающим потенциал.

Мясо-продуктовый, или мясной, подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь. В подкомплексе занято 17% от общей численности работников всего агропромышленного комплекса и 19% совокупной стоимости основных производственных фондов АПК. На долю мяса и мясопродуктов приходится 30-32% всех затрат на производство продовольствия в республике.

Основной задачей всего  агропромышленного комплекса Республики Беларусь и мясного подкомплекса в частности является производство высококачественной, безопасной для  жизни и здоровья человека и конкурентоспособной  продукции на внутреннем и внешнем  рынках.

В целом внешнеэкономическую  деятельность мясного подкомплекса республики последних лет характеризует  незначительное расширение экспортно-импортных  операций при превышении темпов роста  импорта над экспортом, но сохраняющемся  положительном сальдо внешнеторгового  оборота.

С учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и традиция мясной индустрии мясопродуктовый подкомплекс Беларуси должен оставаться и в дальнейшем ориентированным на экспорт. Согласно прогнозам, к 2015 г он сможет предложить на внешний рынок свыше 100 тыс. т мяса и мясопродуктов. Предпочтительным является развитие  экспортно-импортных операций со странами ближнего зарубежья. Освоение более широкой географии мирового рынка предполагается только в качестве стратегического направления.

Предметом является

Объектом является

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ

Экономический прогресс оценивается  в основном по степени обеспечения  материальных потребностей человека.

Длительной тенденцией мировой  торговли сельскохозяйственной продукцией является неуклонное снижение доли сельскохозяйственного  сырья и продовольственных товаров  в общем мировом товарообороте  при одновременном абсолютном росте  экспорта и импорта этих товарных групп.

В течение длительного  времени главным мотивом внешней  торговли аграрной продукцией являлось международное разделение труда  на основе природно-климатических факторов. Однако в современных условиях на первое место выдвинулись такие причины наращивания товарооборота, как рост импортных потребностей в ряде развивающихся стран и государств с переходной экономикой из-за длительного отставания их сельского хозяйства от текущих нужд населении, устойчивое расширение потребительского спроса в развитых странах вследствие значительной диверсификации ассортимента продовольствия, рост внутрифирменных поставок сырья и полуфабрикатов в рамках деятельности ТНК [13, с.241].

Надежное обеспечение  населения мясной продукцией, основным источником животного белка и  других ценных компонентов в пищевом  рационе, является одним из важнейших  условий достижения стабильного  уровня жизни и продовольственной  безопасности государства. По количеству потребляемых продуктов животного  происхождения судят об экономическом  благосостоянии страны и качестве жизни  населения и его здоровье.

Предложение мяса и мясопродуктов  на уровне рекомендованной, медицински обоснованной нормы достигается в результате отраслей и подотраслей сельского хозяйства, переработки, сервиса, торговли и общественного питания. Система перечисленных элементов во взаимосвязи с конечными потребителями образует рынок мяса.

Рынок мяса, как и все  остальные продуктовые рынки, формируясь в первую очередь на уровне национальных экономик, одновременно является неотъемлемой составляющей мирового рынка продовольствия. В этой связи изучение тенденций  и определение перспектив развития рынка мяса Беларуси обуславливают необходимость проведения исследований с учетом процессов, характерных для современного этапа развития продовольственной системы и перспективы ее развития.

Современный этап развития мирового рынка продовольствия характеризуется  радикальным пересмотром представлений  о направлениях формирования ресурсов и преобразованиях, происходящих под  воздействием научно-технического прогресса. Постоянно увеличивающееся население планеты и растущие доходы создают высокий спрос на продовольствие, в том числе и на мясо, расширение производства которого ограничено возможностями использования ресурсов. В этой связи усилия производителей и правительств должны быть сконцентрированы на разработке и эффективном использовании ресурсосберегающих технологий, повышении конкурентоспособности и укреплении позиций в международном разделении труда. [14, с.3]

Рынок мяса относится к  числу динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Низкие цены на продовольствие, урбанизация  и рост доходов населения способствовали расширению спроса на мясо, стимулируя тем самым развитие производства и торговли. С середины 80-х годов  прошлого века прирост производства составлял 2-2,5% в год. В начале XXI века ситуация на рынке мяса характеризовалась увеличением потребления и торговли основными его видами. Увеличение количества потребителей в городах, придающих значение качеству продукции, отразилось на торговле мясом в сторону увеличения продуктов с добавленной стоимостью. Большая часть спроса удовлетворялась за счет возросшего производства в развивающихся странах, где усиливаются процессы вертикальной интеграции и концентрации, что в совокупности с относительно низкими ценами на корма способствует удержанию низких цен для потребителей.

Развитие животноводства в последнее десятилетие происходило  под воздействием структурных изменений  по таким направлениям, как улучшение  генетики и здоровья животных, а  также совершенствование организационных  и управленческих процессов. Такие  изменения являются следствием увеличения международных потоков технологий и инвестиций в мясную перерабатывающую промышленность, особенно на тех рынках, где отмечен высокий рост, или  в регионах с низкой стоимостью производства. Предполагается, что обозначенные направления  будут иметь место и в будущем, приводя к изменениям структуры  себестоимости производства в индустриально  развитых и развивающихся странах.

Одной из стратегических целей  правительства Республики Беларусь является устойчивое развитие АПК в  целом и сельского хозяйства  в частности. Для ее достижения необходимо установить оптимальное соотношение  между объемами экспорта и импорта  сельскохозяйственного сырья и  продовольствия. Таким образом, содержание отечественной аграрной политики определяется не только экономическим состоянием белорусских сельхозпредприятий, но и конъюнктурой мирового рынка [3, с.14]. Рассмотрим основные моменты нынешнего состояния и функционирования мирового рынка мясной продукции.

Изменения во внешней политике в соответствии с требованиями ВТО  привели к сокращению экспортных субсидий и расширению доступа на международные рынки. Это способствовало увеличению торговых потоков и количества участников из развивающихся стран  в качестве экспортеров.

В настоящее время, согласно оценкам Сельскохозяйственной и  продовольственной организации ООН (FAO), мировое производство мяса на 2007 год составляло порядка 270 млн. т, или около 40 кг на душу населения. В разрезе стран разница между максимальным значением этого показателя (Греция — 392 кг) и минимальным (Македония — 15 кг) составляет 377 кг. Высоким этот показатель является у стран Европы, Северной и Южной Америки, а также Австралии.

В масштабах мирового производства наиболее распространенными видами мяса являются свинина (37%), мясо птицы (33%), говядина (22%) и баранина (3%). Однако в разрезе стран структура  производства и потребления, которая  формируется под воздействием исторических, национальных и религиозных традиций, значительно различается. Например, в Китае самое популярное мясо — свинина, в Аргентине — говядина, в США — мясо птицы, среди которого значительный удельный вес занимает мясо индейки.

Согласно аналитическому отчету «Сельскохозяйственный обзор 2009—2018», в основе которого лежат  исследования международной Организации  по экономическому сотрудничеству и  развитию (OECD), Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (FAO), Министерства сельского хозяйства США (USDA), а также института исследования аграрной и продовольственной политики (FAPRI), мировое потребление мяса на протяжении следующих десяти лет будет постепенно расти Причинами роста потребления аналитики называют увеличение населения планеты и экономическое развитие. Согласно прогнозу, мировое производство мяса к 2018 г. вырастет до 328 млн т, причем годовой прирост производства мяса птицы значительно (на 2,3%) превысит показатели по производству свинины и баранины (на 1,8%), а также говядины (1,3%). Вместе с тем доля потребления мяса птицы (37%) впервые превысит потребление свинины (36%).

Мировой рынок мяса, как  структурный элемент продовольственной  системы и мировой экономики, затронул финансовый кризис, что повлекло снижение покупательной активности, перераспределение торговых потоков  и падение цен. Докризисная ситуация, когда высокие цены мирового рынка  стимулировали продуцентов к  расширению производства, а объемы торговли неуклонно увеличивались  на фоне растущих цен, сменилась на прямо противоположную. Финансовая неустойчивость, затрудненный доступ к кредитным ресурсам, уже произошедшее и ожидаемое сокращение доходов домашних хозяйств и ряд других причин привели к снижению торговли мясом и, как следствие, падению цен.

Кризис отразился не только на уровне цен, но и нарушил графики  поставок, ход выполнения контрактов. На рынках стран MERCOSUR в сентябре-ноябре 2008 г. отмечались случаи внесения изменений в сентябрьские контракты, при этом скидки с установленных цен составляли от 5 до 40%. Иногда покупатели вообще отказывались от контрактов. [14, с.37]

В долгосрочной перспективе (до 2018 г.) предполагается ежегодный  рост торговли мясом на 2,4%. Бразилия, согласно подсчетам, увеличит свою долю в мировом экспорте мяса до 46% и  станет крупнейшим игроком на мировом  рынке. Номинальные мировые рыночные цены до 2018 г. значительно повысятся, причем эксперты говорят о повышении  котировок на свинину и говядину приблизительно на 30% по сравнению с  периодом 1999-2007 гг. В то же время цены на мясо птицы вследствие роста спроса вырастут еще больше. В среднесрочной  и долгосрочной перспективе по-прежнему будут актуальны вопросы, связанные  с заболеваниями животных и птицы, а также с содержанием антибиотиков в кормах. Как следствие, это будет  отражаться на структуре торговли и  соотношении цен на живых животных и различные виды мяса. Ожидается, что в последующее десятилетие  проблемы качества продукции, касающиеся здоровья животных и людей, еще более обострятся [14, с.40].

 

Таблица №1.1. — Динамика мировой торговли мясом и пищевыми мясными продуктами, млн. долл. США.

ТН ВЭД

Наименование  продукции

Годы

Темп роста, %

2001

2005

2009

2010

2010/

2001

2010/

2005

2010/

2009

02

Мясо и пищевые мясные продукты

40911

63899

87900

96196

235

150

109

0201

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное

7420

12996

17398

18051

243

138

103

0202

Мясо крупного рогатого скота, замороженное

5323

8489

11399

14555

273

171

127

0203

Свинина свежая, охлажденная  или замороженная

11147

18172

23590

25049

224

137

106

0204

Баранина или козлятина  свежая, охлажденная или замороженная

2258

4127

4859

5287

234

128

108

0205

Мясо лошадей, ослов, мулов  или лошаков, свежее, охлажденное или замороженное

399

446

515

503

126

112

97

0206

Пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные

1904

2772

5056

5440

285

196

107

0207

Мясо и пищевые субпродукты  домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или  замороженные

9625

12956

18774

21446

222

1655

114

0208

Прочие мясо и пищевые  мясные субпродукты, свежие, охлажденные  или замороженные

683

741

836

905

132

122

108

0209

Свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные  другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные  или копченые

227

516

805

722

317

140

89

0210

Мясо и пищевые мясные субпродукты, соленые, в рассоле, сушеные  или копченые; пищевая мука тонкого  и грубого помола из мяса или мясных субпродуктов

1909

2556

4057

4232

221

165

104


Примечание — Таблица рассчитана по данным сайта trademap.org [1].

 

Таблица №1.2. – Основные страны-экспортеры  мяса и пищевых мясных продуктов (ТН ВЭД 02), млн. дол. США

Страны-экспортеры

Годы

Темп роста, %

2001

2005

2009

2010

2010/

2001

2010/

2005

2010/

2009

Все страны мира

40911,1

63899,2

87900,5

96196,3

235,1

150,5

109,4

США

6806,7

6051,5

10566,9

12061,0

177,2

199,3

114,1

Бразилия

2552,7

7178,6

9894,8

11877,5

465,3

165,5

120,0

Германия

2414,7

4803,7

8474,4

8526,7

353,1

177,5

100,6

Нидерланды

3569,7

5550,9

7456,6

7407,0

207,5

133,4

99,3

Австралия

3204,7

5146,0

5141,2

5957,8

185,9

115,8

115,9

Дания

3331,8

4180,0

4491,3

4483,1

134,6

107,3

99,8

Канада

2876,5

3933,9

3592,1

4290,9

149,2

109,1

119,5

Франция

2499,4

3529,8

4158,3

4116,4

164,7

116,6

99

Бельгия

2173,1

2991,2

3846,8

3865,9

177,9

129,2

100,5

Испания

1251,2

2483,8

3701,7

3810,0

304,5

153,4

102,9

Новая Зеландия

1813,9

3282,3

3231,9

3619,4

199,5

110,3

112,0


Примечание — Таблица рассчитана по данным сайта trademap.org [1].

 

Таблица №1.3. – Основные страны-импортеры мяса и пищевых мясных продуктов (ТН ВЭД 02), млн. долл. США

Страны-экспортеры

Годы

Темп роста, %

2001

2005

2009

2010

2010/

2001

2010/

2005

2010/

2009

Все страны мира

41121,7

62695,7

86566,1

93288,7

226,9

148,8

107,8

Япония

7445,4

7978,3

7390,2

8553,5

114,9

107,2

115,7

Германия

3458,7

5037,4

7007,1

6907,7

199,7

137,1

98,6

Россия

1757,2

3020,4

6244,7

5848,3

332,8

193,6

93,7

Италия

2903,3

4749,2

5788,9

5813,4

200,2

122,4

100,4

Великобритания

3097,7

5135,2

5486,1

5591,8

180,5

108,9

101,9

Франция

2402,0

3905,1

5189,3

5171,8

215,3

132,4

99,7

США

3948,9

5294,7

4140,9

4718,3

119,5

89,1

113,9

Гонконг

1439,5

1353,7

3771,3

4241,9

294,7

313,4

112,5

Нидерланды

1040,8

2004,1

3236,3

3289,9

316,1

164,2

101,7

Мексика

1882,0

2368,6

2717,7

3225,8

171,4

136,2

118,7

Китай

598,0

586,7

1701,4

2224,9

372,1

379,2

130,8

Информация о работе Мясная продукция