Налоги в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Задачи курсовой работы следующие:
- определить сущность налоговой системы государства и принципы построения налоговых систем;
-проанализировать соответствие налоговой политики социально экономическим параметрам развития национальной экономики, необходимость реформирования национальной налоговой системы и определить основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Налоговая система и ее значение для экономического развития страны….…..5
1.1 Сущность налоговой системы государства…………………………………….5
1.2 Принципы построения налоговых систем …………………………………….8
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь……..…………..…………..14
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-экономическим
параметрам развития национальной экономики ………………………………...14
2.2 Анализ недостатков налоговой системы Республики Беларусь ..………..…17
2.3 Направления совершенствования налоговой системы в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….........27
Заключение…………………………………………………………………...…….33
Список использованных источников.……………………………………….........35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по макроэкономике.docx

— 111.51 Кб (Скачать файл)

  прямыми налогами на доходы и прибыль сохраняют лидирующее положение более 60 % всех налоговых поступлений. При этом одним из направлений модернизации национальной налоговой системы определено совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, так как оно больше соответствует инновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использовать преимущества регулирующей функции налогообложения. Основными доходными источниками консолидированного бюджета остаются НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. При этом 19,2 % всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость (или 29,3 % всех налоговых поступлений), 12,7 % -налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (или 19,3 % всех налоговых поступлений), 5,8 % - акцизы (8,8 % всех налоговых поступлений) – косвенные налоги. Налог на прибыль составил 7,3 % доходов консолидированного бюджета или 11.2 % всех налогов, подоходный налог соответственно 6,9 % и 10,4 %. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2 % всех доходов консолидированного бюджета.

 

 

   2.2 Анализ недостатков налоговой системы Республики Беларусь

 

 

     Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран

принципов налогообложения. В силу сложных  условий переходного периода  не

все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

      В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

- однократность обложения, то есть  один и гот же объект одного  вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

- оптимальное сочетание прямых  и косвенных налогов;

- одинаковый подход ко всем  хозяйствующим субъектам обложения;

- установленный порядок введения  и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

- четкая классификация налогов,  взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

- обоснование и тачное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

- стабильность ставок налога в  течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

      Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные

17

пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

         В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55 % формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

        В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.

        В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:

- прогрессивные (по мере роста  дохода ставка налога увеличивается);

- регрессивные (по мере роста дохода  ставка налога уменьшается);

- пропорциональные (ставка налога  не зависит от величины дохода).

         В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается постепенное снижение его роли в формировании

доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными и их удельный вес. как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным.

         В соответствии с подп.1.1.4 п.1 ст.2 Закона «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции, действующей с 1.01.2007 г.) объектами налогообложения признаются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее объекты), за исключением ряда случаев безвозмездной передачи. НДС был введен в 1992 году вместо налога с оборота и налога с продаж. Ставка налога составила 28 %. Впоследствии происходило снижение ставок налога (25 % и 20 %). Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при

реализации  большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению. НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет. Налог на добавленную стоимость продолжает играть наиболее существенную роль в доходах бюджета. Основная ставка в 2002-2003 гг. была равна 20 %, с 2004 г. - 18 %, с 01.01.2009 г. Установлена ставка НДС в размере 20 %. От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы,  услуги);  услуги   пассажирского  транспорта;  квартирная  плата;

18

некоторые финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного

питания, а также тех. кто обслуживает  социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги: продукция сельскохозяйственных предприятий реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования.

          С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров. Ставка составляла от 10 до

75 % в зависимости от вида и  группы. Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров. Для определения облагаемого оборота берется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни «выпуск разрешен». Акцизы обеспечивают 7-8 % доходов бюджета. В настоящий момент они взимаются по единым ставкам для белорусских и импортных товаров. Перечень подакцизных товаров помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) включает легковые автомобили. В среднем уровень акцизных ставок несколько превышает ставки этого налога. Льготы по акцизным сборам практически отсутствуют. Перечень

подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством РБ. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. По состоянию на 01.08.2010 г. из перечня подакцизных товаров исключены ювелирные изделия и импортируемые виноматериалы.

         Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный

в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода

в натуральной форме. Доход в иностранной  валюте в целях налогообложения

пересчитывается в рубли по курсу НБ РБ на день получения. Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате. Подоходный налог- вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года  с зачетом ранее внесенных сумм. В Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30 %, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных

19

странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населения и широкое

распространение практики нелегальной выплаты заработной платы, то становится очевидной необходимость снижения нагрузки, как на фонд заработной платы, так и на доходы населения. Предусмотрены также налоговые

вычеты  на содержание детей и иждивенцев (в размере двух базовых величин). Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. Плательщики - все предприятия и

организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по

законодательству  РБ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РБ.

         Налог на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций с 1996 г. подвергался незначительным изменениям по применяемым методам расчета и механизмам взимания. Основная ставка налога на прибыль в 1999- 2000 гг. была равна 25 %, а в 2001 г. - 30 %, в 2002-2010 гг. - 24 %. Роль налога на доходы и прибыль остается значительной.

          Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:

         - работодатели - юридические лица (в ред. Закона Республики Беларусь от

19.07.2006 N 155-3);

         - работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или)

гражданско-правовым договорам (Б ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2006 № 155-3);

         -физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.05.2006 № 110-3, от 19.07.2006№ 155-3).

           Размеры страховых взносов в ФСЗН определены в Законе Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Организации и предприятия оплачивают 35 % от фонда оплаты труда, 1 % удерживается из заработной платы работников.

            Единый налог в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции (сельхозналог) был отменен с 01.01.2009 г. Уплата организациями единого налога по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений, производящих сельскохозяйственную продукцию, не заменяет уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды от деятельности, не связанной с деятельностью таких филиалов или иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет. Ставка единого налога устанавливается в размере 2 % от валовой выручки

20

филиала или иного обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс

и текущий (расчетный) либо другой банковский счет.

        К основным недостаткам налоговой системы Республики Беларусь можно

отнести следующие:

        - количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт;

       - практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы (в частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы), что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики;

       - наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относятся целевые сборы на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5 %, как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий, скопления остатков готовой продукции на складах, сокращения экспорта из-за ценовой неконкурентоспособности белорусских товаров;

       - неэффективная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, в конечном счете, приводит только к расширению круга

фактически  убыточных и малорентабельных предприятий;

       - неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета, что существенно удорожает цену товара. В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %, а в Беларуси - 55-

60 %;

      - в белорусской модели акцизов применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов;

      - предусмотрены широкие льготы по НДС, т.е. прямые освобождения (причем не от начисления, а от уплаты налога), особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, что существенно сокращает налоговую базу и уровень доходности НДС;

      - структура ставок подоходного налога (9-30 %) основана на предпосылке, что люди, имеющие более высокие доходы, должны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую долю своих доходов. Но на практике это не приводит к заметному увеличению поступлений от названного налога в бюджет или повышению той доли поступлений, которую обеспечивает население с высокими доходами. И не только в связи с незначительным удельным весом таких групп населения, но и в основном из-за

Информация о работе Налоги в Республике Беларусь