Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Задачи курсовой работы следующие:
- определить сущность налоговой системы государства и принципы построения налоговых систем;
-проанализировать соответствие налоговой политики социально экономическим параметрам развития национальной экономики, необходимость реформирования национальной налоговой системы и определить основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Налоговая система и ее значение для экономического развития страны….…..5
1.1 Сущность налоговой системы государства…………………………………….5
1.2 Принципы построения налоговых систем …………………………………….8
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь……..…………..…………..14
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-экономическим
параметрам развития национальной экономики ………………………………...14
2.2 Анализ недостатков налоговой системы Республики Беларусь ..………..…17
2.3 Направления совершенствования налоговой системы в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….........27
Заключение…………………………………………………………………...…….33
Список использованных источников.……………………………………….........35
ухода высоких доходов в
21
людям со средними доходами невыгодно иметь дополнительные доходы, поскольку нередко почти весь их прирост фактически уходит в налоги;
- нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения;
- отсутствие системного подхода в налоговой политике, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики:
- следует отметить, что становление современной белорусской налоговой системы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает
от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной не поступления налогов в государственную казну.
За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на реформирование налоговой системы. Так, с 01.01.2000 г. были
отменены два оборотных налога (сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и местного налога с продаж товаров в розничной торговле) и
два малоэффективных налога (налог на приобретение автотранспортных средств и местные сборы с пользователей за парковку). С целью компенсации потерь от отмены этих платежей, которая привела бы к снижению доходов бюджета на 2,5 трлн рублей правительство приняло решение об увеличении НДС до 20 % с 18 %. Также был повышен размер предоставляемых гражданам
стандартных налоговых вычетов (270 тыс. рублей при доходе, не превышающем 1,6 млн. рублей, против нынешних 250 тыс. при доходе, не превышающем 1,5 млн. рублей; 75 тыс. рублей на каждого ребенка и иждивенца при нынешних 70 тыс.). За счет этого правительство рассчитывает исключить рост налоговой нагрузки на доходы населения. Установлена возможность предоставления стандартных налоговых вычетов в отношении доходов физлиц. не имеющих места основной работы. Так что теперь граждане, работающие по совместительству, получают право на применение налогового вычета. Размер налогового вычета в части страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов с 2010 года увеличен с 24 до 48 базовых величин в год. Кроме того, решено снизить ставку подоходного налога в отношении полученных гражданами дивидендов с 15 % до 12 %. Происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты.
В 2010 году в целях совершенствования налоговой системы Беларуси отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку, налог на выброс
22
загрязняющих веществ от автотранспортных средств (этот налог уплачивали
только субъекты хозяйствования). Налоговая система Беларуси в 2010 г. включает 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги. В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18 % до 20 %. Новая ставка НДС применяется в отношении услуг и товаров, отгруженных с 1 января
2010 г. Все плательщики Беларуси с 1 января 2010 г. получили право выбора
сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Также с 2010 года предлагается принимать при налогообложении все отраженные в бухучете затраты по производству, реализации продукции и услуг. В Налоговом кодексе предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не
связаны с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет.
Однако по итогам исследования «Doing Business-2010» Беларусь второй год подряд заняла последнее месте в мире по налогообложению (количеству налогов и административному бремени, связанному с их уплатой). Несмотря на
то, что за последнее время в Беларуси было отменено значительное количество
налогов, это не приводит к существенному снижению налоговой нагрузки. И это несмотря на то, что за последние пару лет в стране реализовали 57 системных мер по упрощению налоговой системы, а налоговую нагрузку снизили более чем на 4.7 % (за счет снижения ставок экологического налога и налога с оборота (с 2 % до 1 %)), а также сокращения количества платежей по налогу па недвижимость (исключена из объектов обложения налогом на недвижимость активная часть основных производственных фондов). Это происходит из-за того, что при отмене одних налогов увеличивается налоговая база по другим, идет восполнение доходной части бюджета. В результате позиция в рейтинге практически не меняется.
Пять основных изъянов белорусской налоговой системы:
1) много налогов и взаимопересекающихся налоговых баз. Когда в стране
более 30 разновидностей налогов с разными ставками, уплачивать их без наличия опытных бухгалтеров невозможно. Руководители средней белорусской
компании тратят на уплату налогов 900 часов в год. Это значит, что почти 5 месяцев в году (40 % рабочего времени) директор и бухгалтерия тратят только
на то, чтобы выполнить обязательства по налогам. Страна, в которой работает
более 400 тысяч бухгалтеров - это страна с больной налоговой системой. Вредно для экономики страны заставлять бизнес делать 107 налоговых платежей в год (по этому показателю мы в тройке самых неблагополучных стран в мире). Швеция собирает еще больше денег, чем Беларусь, но ее правительство требует всего два налоговых отчета. Затраты по уплате налогов
для малого бизнеса в нашей стране часто неподъемные. Именно эти затраты
23
потом включаются в цену товаров и делают недоступными для людей с низкими доходами;
2) высокие ставки налогов. По методике Всемирного банка общая налоговая нагрузка составляет 99,7 % от объема прибыли предприятий. Это дает нам 177-е место в мире из 183 стран. Чтобы заработать 1 доллар прибыли,
предприятие должно заплатить 1 доллар налогов. При такой налоговой нагрузке невозможна модернизация. Не придут в Беларусь серьезные инвесторы. Не смогут белорусские товары конкурировать ни в ЕС, ни на постсоветском пространстве;
3)сложная система администрирования налогов. Мало того, что налоги высокие, так их еще и платить очень сложно. В 2009 году налоговые органы ввели электронный порядок сдачи налоговой отчетности. Дело хорошее, но сделали они это так, что многие предприниматели считают, что налоги платить
стало сложнее;
4) чрезвычайно высокие штрафы и неадекватно суровые наказания за нарушение налогового законодательства. Когда налоговые органы конфискую
товар на 1,5 тысяч долларов и дают штраф в 100 тысяч долларов, ни один предприниматель не может чувствовать себя в безопасности. Нельзя превращать налоговые органы в инструмент нечестной конкуренции;
5) частные, непредсказуемые изменения, в том числе введение норм «задним числом». Быть честным налогоплательщиком очень сложно, потому что так часто меняются правила уплаты налогов, что за ними не угнаться.
Создание налоговой системы, соответствующей государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и
практики реформирования национальной экономики. Обязательность реформирования налоговых систем обусловлена существенным изменением экономической системы, неэффективностью применения старых инструментов
регулирования, присущих административной экономике.
Реформа налоговой системы нужна не только для удовлетворения потребностей бюджета и для стабилизации экономики, но и для повышения эластичности государственных доходов и эффективности макроэкономической
политики. Важность и содержание налоговых реформ определяются выбором
приоритетов социально-экономического развития страны. Эффективность программ изменения национальной налоговой системы обеспечивается проведением комплекса обязательных мероприятий на государственном уровне, предусматривающих рациональное сочетание между целями достижения эффективности и справедливости в формировании фискальной политики.
Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к
тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности
переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. Нельзя не учитывать и то, что налоговая система республики начала работать в
условиях экономического кризиса 90-х годов, свертывания производства на
24
крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основные объемы
поступлений в бюджет. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована, прежде всего, на формирование бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии, в свою очередь, сделала достаточно привлекательными способы привлечения доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
Как следствие, налоговое законодательство характеризуется фискальной направленностью, нестабильностью, наличием множества неэффективных форм налогообложения.
Вывод. Принципы налоговой системы Республики Беларусь не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных
товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по
отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного
в середине года, распространяется на весь год. В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55 % формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %. В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается постепенное снижение его роли в формировании доходов бюджета, основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными и их удельный вес, как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным. Налоговое законодательство характеризуется
фискальной направленностью, нестабильностью. наличием множества неэффективных форм налогообложения. По итогам исследования «Doing Business-2010» Беларусь второй год подряд заняла последнее месте в мире по налогообложению (количеству налогов и административному бремени, связанному с их уплатой). Пять основных изъянов белорусской налоговой системы: множество налогов и взаимопересекающихся налоговых баз. высокие
ставки
налогов, сложная система
норм «задним числом». Несмотря на то, что за последнее время в Беларуси было отменено значительное количество налогов, это не приводит к существенному снижению налоговой нагрузки. И это несмотря на то, что за последние пару лет в стране реализовали 57 системных мер по упрощению налоговой системы, а налоговую нагрузку снизили более чем на 4.7 % (за счет снижения ставок экологического налога и налога с оборота (с 2 % до 1 %), а также сокращения количества платежей по налогу на недвижимость (исключена из объектов обложения налогом на недвижимость активная часть основных производственных фондов)). Это происходит из-за того, что при отмене одних налогов увеличивается налоговая база по другим, идет
25
восполнение доходной части бюджета. В результате позиция в рейтинге практически не меняется. Например, в 2009 г. вырос налог на добавленную стоимость с 18 % до 20 %, что достаточно болезненно для субъектов хозяйствования.
26
2.3 Направления совершенствования налоговой системы в
Республике Беларусь
Перед налоговыми органами поставлена задача по упрощению системы налогообложения, снижению налоговой нагрузки, объединению платежей, имеющих сходные налоговые базы, оптимизации размеров налоговых ставок и