Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Задачи курсовой работы следующие:
- определить сущность налоговой системы государства и принципы построения налоговых систем;
-проанализировать соответствие налоговой политики социально экономическим параметрам развития национальной экономики, необходимость реформирования национальной налоговой системы и определить основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Налоговая система и ее значение для экономического развития страны….…..5
1.1 Сущность налоговой системы государства…………………………………….5
1.2 Принципы построения налоговых систем …………………………………….8
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь……..…………..…………..14
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-экономическим
параметрам развития национальной экономики ………………………………...14
2.2 Анализ недостатков налоговой системы Республики Беларусь ..………..…17
2.3 Направления совершенствования налоговой системы в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….........27
Заключение…………………………………………………………………...…….33
Список использованных источников.……………………………………….........35
конкретизации условий исчисления налогов. В 2011г. снизилась налоговая нагрузка в Беларуси на 0.4 % к ВВП. С 1 января 2011 года в Беларуси были отменены некоторые виды налогов. Был отменен местный сбор на развитие территорий, выплачиваемого от остаточного процента от прибыли, местного налога на услуги. Исключены из состава экологического налога отдельные виды платежей, отменены авансовые платежи по НДС. Ожидается отмена и других видов платежей. При этом ставки налогов, в частности налога на прибыль, снижать не планировалось. Упростилось применение инвестиционных льгот по основным налогам – на прибыль и НДС. Для этого, к примеру, предлагается освободить от налога прибыль предприятий, направленную на инвестиции. С 2011 года предлагают перейти по налогу на прибыль на подачу налоговой декларации один раз в год с ежеквартальной его уплатой. Упростилась форма налоговой декларации, расширились сферы применения электронного налогового декларирования. Небольшие изменения произошли для предпринимателей и простых граждан. В 2011 году в Беларуси расширен перечень видов деятельности индивидуальных предпринимателей, по которым будет уплачиваться единый налог. Снизилась с 10 % до 8 % налоговая ставка, установленная для доплаты единого налога в зависимости от выручки. Увеличилось с 6 до 17 количество видов деятельности, которые могут осуществлять физические лица без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. К таким видам, в частности, были отнесены: музыкальное обслуживание свадеб и банкетов, фотосъемка, услуги тамады, услуги по ремонту трикотажных и меховых изделий, по содержанию и уходу за домашними животными, некоторые виды секретарских услуг и др.
Отметим, что данные меры выглядят скорее не как снижение налоговой нагрузки, а как индексация на уровень инфляции, так как размер стандартного вычета увязан с показателями расходов на минимальное потребление.
Что касается изменений в налоговом законодательстве в связи с некоторыми особенностями текущего года - новыми условиями поставок нефти в страну и введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, каких-то особых нововведений не произошло. С вступлением Беларуси в Таможенный союз, по большому счету, серьезных изменений для субъектов хозяйствования в налогообложении не случилось. Вместе с тем Совет Министров Беларуси внес на рассмотрение проект указа о некоторых вопросах взимания косвенных налогов в Таможенном союзе. В нем предусмотрено установление нулевой ставки при не денежных формах расчетов. Планируется сохранить действующую систему уплаты косвенных налогов.
Все это незначительная толика от требуемых изменений в налоговой
27
системе. Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность и целенаправленность в формировании как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе. Требование комплексности определяется тем, что налоги и все целевые
платежи и отчисления должны быть связаны между собою, органически дополнять друг друга. Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не
оказывает содействия прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики. Концепция налоговой реформы должна базироваться на налоговом регулировании, обеспечивающем создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост.
Основными направлениями налоговой реформы по совершенствованию
налоговой системы являются:
- постепенная отмена всех сборов и отчислений в различного рода фонды,
взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг и существенное сокращения количества применяемых налогов и сборов:
- сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;
- уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых налоговых льгот;
- расширение налоговой базы, что значительно доходнее для бюджета по
сравнению с введением новых налогов и повышением их ставок. Расширение налоговой базы, возможно только за счет отмены и упорядочения налоговых льгот, а также усовершенствования моделей построения и механизмов взимания каждого из основных налогов, дает в 2 - 3 раза больший эффект по сравнению с изменением их ставок;
- построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство,
непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;
- облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
-консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования
денежных средств;
- ослабление финансовых санкций;
- при реформировании модели акцизов главной задачей является введение
механизма законодательного утверждения стабильных ставок. Целесообразно
рассмотреть вопрос о замене специальных ставок на адвалорные (процентные);
- при реформировании подоходного налога увеличить необлагаемый минимум доходов, установив так называемый «нулевой интервал» хотя бы на
28
уровне бюджета прожиточного минимума, чтобы исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций;
- отчислениям на социальное страхование необходимо придать статус налога, как это сделано в развитых странах, а сейчас и в России, и пересмотреть соотношение ставок платежей между нанимателями и работниками (при существующей схеме - 35 % и 1 % соответственно). Сохранив общин размер тарифа, целесообразно увеличить славку платежей для работников хотя бы до 10 - 12 % с тем. чтобы усилить их целевой, возвратный характер и создать основу для последующего постепенного введения добровольного индивидуального социального страхования (в частности, пенсионного). Одновременно ставку взносов для нанимателей логично сократить вначале до 23 - 25 %, что позволит только за счет перераспределения снизить налоговое давление на предприятия;
-усиление поддержки научно-исследовательских, опытно- конструкторских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики.
Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой
системы Беларуси. В будущем целесообразна отмена некоторых налогов, которые можно охарактеризовать как финансово неэффективные. Должны быть
отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично
также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.
Ряд налогов требует серьезного реформирования. Например, налог на недвижимость. Отработка механизма его функционирования предполагает создание кадастров земли и недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью и системы юридического консультирования по вопросам оценки земли. В отдаленной перспективе следовало бы предусмотреть возможность вместо трех налогов – на землю, на имущество предприятий и имущество физических лиц - введение
единого налога на недвижимость как для юридических, гак и физических лиц. Цель введения такого налога на недвижимость - увеличение налоговых доходов
местных бюджетов за счет более эффективного налогообложения имущества и
земельной составляющей.
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено
решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения.
В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогам; введения дифференцированных
29
налоговых ставок отдельно для производителей национального богатства и тех,
кто его перераспределяет; дальнейшего совершенствования подоходного налога
в условиях инфляции.
Главным остается усиление стимулирующей предпринимательство функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устранение противоречий налоговом законодательстве. Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства. Недопустимо вносить изменения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом, как это бывало неоднократно. В результате нарушается главное требование, необходимое для бесперебойного функционирования налогового механизма - устойчивость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих право издавать
документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы
право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных
с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам, которые их
принимают.
Не менее важным является установление паритетных отношений между
налогоплательщиками и налоговыми органами. В настоящее время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в суд и принятия решения в его пользу ранее
изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих налогов.
Налоговые платежи за пользование природными ресурсами установлены
при отсутствии рынка земельных ресурсов и земельного кадастра, что исключает возможность применения реальных рыночных цен на землю для целей налогообложения. Масштабы налогообложения в сфере природопользования и загрязнения окружающей среды несопоставимы с масштабами налогообложения доходов и имущества предприятий.
В современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является
показательной характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет.
30
Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести уплачиваемых налогов.
Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые могут оказывать стимулирующее влияние на налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым и кредитным учреждениям и предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.
С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны