Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Задачи курсовой работы следующие:
- определить сущность налоговой системы государства и принципы построения налоговых систем;
-проанализировать соответствие налоговой политики социально экономическим параметрам развития национальной экономики, необходимость реформирования национальной налоговой системы и определить основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Налоговая система и ее значение для экономического развития страны….…..5
1.1 Сущность налоговой системы государства…………………………………….5
1.2 Принципы построения налоговых систем …………………………………….8
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь……..…………..…………..14
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-экономическим
параметрам развития национальной экономики ………………………………...14
2.2 Анализ недостатков налоговой системы Республики Беларусь ..………..…17
2.3 Направления совершенствования налоговой системы в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….........27
Заключение…………………………………………………………………...…….33
Список использованных источников.……………………………………….........35
методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект от этих мероприятий скажется на
получений дополнительного налога на прибыль. В то же время нельзя вводить
льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспроизводственном
процессе. Льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В нынешних условиях
они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льготы должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.
Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь - налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а
показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли,
тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в
бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.
Что касается земли, то она как главный вид общественного богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов. Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы пр-ва; создает новые формы обслуживания населения.
Проблема платежей существует и при взимании налогов с физических
лиц: подоходного налога с физических лиц и налога с имущества физических
лиц - поскольку нет совершенной законодательной базы, что осложняет
31
исчисление этих налогов и контроль над своевременной их уплатой.
Основные направления реформирования системы налогообложения можно определить следующим образом:
-снижение общего уровня централизации в бюджете финансовых ресурсов для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста;
- снижение количества налогов и взаимопересекающихся налоговых баз, уменьшение ставок налогов, что особенно актуально в период кризиса;
-оптимизация структуры налоговой системы за счет сокращения целевых платежей и отчислений в целевые бюджетные фонды и уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции;
- облегчение системы администрирования налогов;
-пересмотр штрафов и наказаний за нарушение налогового законодательства в сторону их смягчения;
- реформирование системы подоходного и социального налогообложения как реального фактора улучшения благосостояния населения;
-упрощение и модернизация методик исчисления налогов, введение специальных режимов налогообложения для малого и среднего частного бизнеса с целью развития предпринимательства, негосударственного сектора
экономики, привлечения инвестиций:
-ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики;
-введение специальной части Налогового кодекса, закрепляющего правовые основы налогообложения и обеспечивающего равные условия деятельности субъектов налоговых отношений.
Вывод. Основными направлениями реформирования системы налогообложения должны быть: снижение количества налогов и взаимопересекающихся налоговых баз, уменьшение ставок налогов, что особенно актуально в период кризиса; оптимизация структуры налоговой системы за счет сокращения целевых платежей и отчислений в целевые бюджетные фонды и уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с
целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции; облегчение системы
администрирования налогов: пересмотр штрафов и наказаний за нарушение налогового законодательства в сторону их смягчения: упрощение и модернизация методик исчисления налогов, введение специальных режимов налогообложения для малого и среднего частного бизнеса с целью развития предпринимательства, негосударственного сектора экономики, привлечения инвестиций; ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики и т.д.
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам работы можно сделать следующие выводы.
1 Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических
и физических лиц на территории страны. Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами: полнота выявления источников в целях обложения их налогом: минимизация расходов по взиманию налогов. Основные
принципы налогообложения: 1) принцип равномерности обложения (уровень
налоговой ставки должен устанавливаться с учетом уровня доходов); 2) принцип однократности уплаты налога: 3) принцип обязательности уплаты налогов; 4) принцип подвижности (система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги); 5) принцип эффективности (налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к
меняющимся общественно-политическим потребностям); 6) налоговая система
должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
2Взаимозависимость и близость изменений темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета позволяет сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и. как следствие, ее фискальной эффективности, так как рост ВВП приводит к росту налогов (доходов) бюджета. Анализ структуры налоговых платежей за время реализации программных мероприятий показал их недостаточную эффективность. По-прежнему остается незначительной доля прямых налогов (налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли), косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж, налоги на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки от реализации товаров работ и услуг) по сравнению с прямыми налогами на доходы и прибыль сохраняют лидирующее положение - более 60 % всех налоговых поступлений. При этом одним из направлений модернизации национальной налоговой системы определено совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, гак как оно больше соответствует инновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использовать преимущества регулирующей функции налогообложения. Основными доходными источниками консолидированного бюджета остаются НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. При этом 19.2 % всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость (или 29.3 % всех налоговых поступлений). 12.7 % - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (или 19.3 % всех налоговых поступлений), 5,8 % - акцизы (8,8 % всех налоговых поступлений) – косвенные налоги. Налог на прибыль составил 7.3 % доходов консолидированного бюджета или 11,2 % всех налогов, подоходный налог соответственно 6,9 % и
33
10,4 %. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2 % всех доходов консолидированного бюджета.
3 Принципы налоговой системы Республики Беларусь не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год. В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55 % формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %. В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. Наблюдается постепенное снижение его роли в формировании доходов бюджета, основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными и их удельный вес, как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным. Налоговое законодательство характеризуется фискальной направленностью, нестабильностью, наличием множества неэффективных форм налогообложения. По итогам исследования «Doing Business-2010» Беларусь второй год подряд заняла последнее месте в мире по налогообложению (количеству налогов и административному бремени, связанном с их уплатой). Пять основных изъянов белорусской налоговой системы: множество налогов и взаимопересекающихся налоговых баз, высокие ставки налогов, сложная система администрирования налогов, чрезвычайно высокие штрафы и неадекватно суровые наказания за нарушение налогового законодательства и частные, непредсказуемые изменения, в том числе введение норм «задним числом ». Несмотря на то, что за последнее время в Беларуси было отменено значительное количество налогов, это не приводит к существенном снижению налоговой нагрузки. Это происходит из-за того, что при отмене одних налогов увеличивается налоговая база по другим, идет восполнение доходной части бюджет.
4 Основными направлениями реформирования системы налогообложения
Республики Беларусь должны быть: снижение количества налогов и взаимопересекающихся налоговых баз, уменьшение ставок налогов, что особенно актуально в период кризиса; оптимизация структуры налоговой системы за счел сокращения целевых платежей и отчислений в целевые бюджетные фонды и уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции; облегчение системы администрирования налогов; пересмотр штрафов и наказаний за нарушение налогового законодательства в сторону их смягчения; упрощение и модернизация методик исчисления налогов, введение специальных режимов налогообложения для малого и среднего частного бизнеса с целью развития
предпринимательства, негосударственного сектора экономики, привлечения
инвестиций; ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики и т.д.
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Василевская Г.И.. Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика, Мн.: Бел пинт, 2009.
2 Дейко А. Налоги - залог стабильности государства // Финансы. Учет. Аудит. № 5, 2010, с.69.
3 Заяц Н.Е. Налоги и налогообложение: Учебник. Мн. :Выш.школа. 2008г.
4 Киреева Е.Ф. Налоговая политика в условиях реформирования
национальной экономики II Белорусский экономический журнал, № 1. 2010.
5 Лемешевский И.М. Макроэкономика: учеб.пос. - И.М.Лемешевекий.
Минск, «ФУАинформ», 2008.
6 Маньковский И.А. Налоговое право республики Беларусь. Общие положения: Практическое пособие. Минск: Молодежное научное общество.2009 г.
7 Носова, С.С. Экономика: Учеб. пособие. М.: Гелиос АРВ. 2007.
8 Республика Беларусь в цифрах : Крат. стат. сб. Мн.: Минстат РБ. 2010 г
9 Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат
РБ. 2010.
10 Тематический сборник «Налоги», 2010. № 29.
11 Теория переходной экономики. Т.2. Макроэкономика: Учеб. Пособие Под ред. Е.В.Кросниковой. М.. 2008.
12Экономическая теория: Учебник под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Мн.: БГЭУ, 2007.
13 Экономика переходного периода: Учеб. пособие Под ред. В.В.Радаева, А.В.Бузгалина. М., 2007.
14 [Электронный ресурс Министерства статистики Республики Беларусь] - Режим доступа: II http:// belstat.gov.by/ - Дата доступа 27.09.2011.
15 [Электронный ресурс Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь] - Режим доступа: II www.nalog.by/ndok/use/ - Дата доступа: 27.09.2011.
16 Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009.
17. Макроэкономика: учебное пособие для студентов вузов по экон. спец. / [В.А. Воробьев и др.]; под ред. В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2009
18. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / [И.В. Новикова и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2006.
19. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009.