Налоговая система государства и пути ее реформирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
- выделить характерные черты современной налоговой системы Р.Ф;
- показать противоречия действующей налоговой системы РФ;
- отметить основные направления совершенствования налоговой системы нашей страны;
- выделить основные цели развития налоговой политики России в будущем.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3.
Глава 1. Теоретические основы налогов
1.1. Функции налогов ----------------------------------------------------------- 6.
1.2. Виды налогов ---------------------------------------------------------------- 10.
1.3. Налогооблагаемая база --------------------------------------------------- 14.
Глава 2. Налоговая система России
2.1. Экономические условия введения новой налоговой системы ----- 17.
2.2. Основные налоги Российской Федерации
Индивидуальный подоходный налог ------------------------------- 22.
Налог на прибыль ------------------------------------------------------ 24.
Налог на добавленную стоимость ----------------------------------- 25.
Налог на имущество предприятия ----------------------------------- 28.
Налог на имущество физических лиц ------------------------------- 29.
Налог с имущества в порядке наследования или дарения ------- 29.
Социальные взносы ------------------------------------------------------ 29.
2.2.1. Положение законодательства, ограничивающие уклонение
от уплаты и занижении налогов --------------------------------------------- 30.
2.2.2. Штрафы и пени ---------------------------------------------------------- 31.
2.2.3. Специальные налоговые режимы ----------------------------------- 32.
2.3. Налоговые доходы федерального бюджета Р.Ф. ------------------- 33.
Глава 3. Противоречия действующей налоговой системы Р.Ф.
3.1. Основные проблемы налоговой системы России ------------------ 35.
3.2. Результаты налоговой реформы за период 2000-2005 г. ---------- 37.
3.3. Развитие налоговой системы Р.Ф. в 2006-2007 г. ------------------ 40.
3.4. Основные направления налоговой политики на 2008-2010 г. ---- 43.
3.5. Совершенствование налоговой системы на 2011 год и на плановый период 2012-2013 г. ------------------------------------------------------------ 45.
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 47.
Список использованной литературы --------------------------------------- 49.
Приложение --------------------------------------------------------------------- 50.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по макроэкономике.docx

— 126.40 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный

 профессионально-педагогический  университет»

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: Налоговая система государства  и пути ее реформирования в России.

 

 

 

 

 

 

                               Выполнила:

                                                                       студентка группы

                                                                                      РЖ-118С ЭТ

                                                                                               Сатяева Н.А

                             Проверил:

                                                            преподаватель

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

 

 

 

Содержание

 

Введение  -------------------------------------------------------------------------      3.

Глава 1. Теоретические основы налогов

1.1. Функции  налогов  -----------------------------------------------------------     6.

1.2. Виды  налогов  ----------------------------------------------------------------    10.

1.3. Налогооблагаемая  база  ---------------------------------------------------     14.

Глава 2. Налоговая система России

2.1. Экономические  условия введения новой налоговой  системы -----    17.

2.2. Основные  налоги Российской Федерации

    • Индивидуальный подоходный налог  -------------------------------   22.
    • Налог на прибыль  ------------------------------------------------------    24.
    • Налог на добавленную стоимость -----------------------------------    25.
    • Налог на имущество предприятия -----------------------------------   28.
    • Налог на имущество физических лиц -------------------------------   29.
    • Налог с имущества в порядке наследования или дарения -------  29.
    • Социальные взносы ------------------------------------------------------  29.

2.2.1. Положение  законодательства, ограничивающие  уклонение

 от  уплаты и занижении налогов  ---------------------------------------------  30.

2.2.2. Штрафы  и пени ----------------------------------------------------------    31.

2.2.3. Специальные  налоговые режимы -----------------------------------    32.

2.3. Налоговые  доходы федерального бюджета  Р.Ф. -------------------    33.

Глава 3.  Противоречия действующей налоговой  системы Р.Ф.

3.1. Основные  проблемы налоговой системы России ------------------   35.

3.2. Результаты  налоговой реформы за период 2000-2005 г. ----------    37. 

3.3. Развитие  налоговой системы Р.Ф. в 2006-2007 г. ------------------    40.

3.4. Основные  направления налоговой политики  на 2008-2010 г. ----   43.

3.5. Совершенствование  налоговой системы на 2011 год и  на плановый период 2012-2013 г. ------------------------------------------------------------    45.

Заключение ----------------------------------------------------------------------    47.

Список  использованной литературы ---------------------------------------    49.

Приложение ---------------------------------------------------------------------    50.

Введение

«Налоговая система должна работать на модернизацию экономики и при этом быть справедливой по сути»

Председатель  правительства Р.Ф. В.В.Путин

В условиях  рыночных отношений и особенно в  переходный  к рынку период налоговая  система является одним из  важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От  того,  насколько  правильно  построена  система   налогообложения, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

Налогообложение относится к числу давно известных  способов регулирования доходов  и источников пополнения государственных  средств. О принципах налогообложения  писали еще Фома Аквинский (1226–1274), Ф. Бекон (1561–1626), Ш. Монтескье (1689–1755), Д. Рикардо (1772–1823). Известный шотландский  экономист Адам Смит в своем труде  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие принципы налогообложения. Позже эту идею в России  развили известные налоговеды Н.И. Тургенев, И.Х. Озеров, И.И. Янжул и др.

Любому  государству для выполнения своих  функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических  лиц. Сколько веков существует государство,  столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

  На  данный  момент  существует  масса   всевозможной   литературы   по налогообложению в западных странах, накоплен огромный  многолетний  опыт  по налогообложению.  На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании  предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать

 

банкротство предприятия. С  другой стороны, правильное использование  предусмотренных налоговым  законодательством  льгот  и  скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и  возможности  финансирования расширения деятельности,  новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Но в  связи с тем, что налоговая  система России создается практически  заново, сегодня  очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению,  в которых можно было  бы  найти  грамотные, глубоко  продуманные,  просчитанные предложения по созданию именно  российской  налоговой  системы,  отвечающей  нашим   российским реалиям.

Целью данной работы является:

- выделить  характерные черты современной  налоговой системы Р.Ф;

- показать  противоречия действующей налоговой  системы РФ;

- отметить  основные направления совершенствования  налоговой системы нашей страны;

-  выделить  основные цели развития налоговой  политики России в будущем. 

  Для  достижения этой цели поставлены  следующие задачи:

- провести  теоретический анализ на основе  обобщения экономических исследований  в области налогов, принципов  налогообложения, инструментов налоговой  политики государства;

- систематизировать  информацию о структуре действующей  налоговой системы и дать характеристику  видам налогов и сборов РФ;

  - сформулировать  предложения по совершенствованию  налоговой системы в России;

  - проанализировать  направления налоговой политики  России в среднесрочной перспективе.      

 

Глава 1. Теоретические основы налогов.

В конце XVIII века английский экономист А. Смит сформулировал  основные требования к налоговой системе, которые признаются и сегодня. Речь идет о том: «что налоги не должны быть чрезмерно обременительными; должны быть понятны налогоплательщикам; каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму, в какой срок ему необходимо уплатить и почему; налоги должны быть справедливыми; при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги; государство должно собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства».1

Налоги составляют основную часть доходов бюджетов всех уровней. Поэтому рассмотрим более подробно сущность и функции налогов, а  также проанализируем систему налогов  в России с точки зрения их роли в формировании бюджетов разных уровней.

Налоговый кодекс Р.Ф. определяет   общие   принципы  построения налоговой системы в России,  налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и  ответственность налогоплательщиков  и налоговых органов. В нем в частности говорится, что "под  налогами,  сбором, пошлиной  и   другим   платежом   понимается  обязательный  взнос  в  бюджет соответствующего  уровня   или   во    внебюджетный   фонд,   осуществляемый плательщиками  в  порядке  и  на  условиях,  определяемыми  законодательными актами".2 Кодекс  также  определяет  круг  налогоплательщиков:   "Плательщиками налогов  являются  юридические  лица,   другие  категории   плательщиков   и физические лица,  на  которых, в соответствии  с законодательными   актами возложена,  обязанность уплачивать налоги".

 Таким  образом,  налоги  выражают  обязанность  всех   юридических   и физических   лиц,    получающих   доходы,    участвовать   в    формировании государственных финансовых  ресурсов.  Поэтому  налоги  выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 

1.1. Функции налогов.

Взимание  налогов является одним из экономических  методов государственного управления. Налоги необходимы для осуществления  государством возложенных на нее  функций. Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Налоги  помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в  обращении. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

 Налоги  выполняют четыре важнейшие функции:3

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
  2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
  3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
  4. Стимулирующая  функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

Многие видят в налогах  лишь фискальный смысл, то есть взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и тому подобное. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества. 

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета, но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и многое другое). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Налоговая система государства и пути ее реформирования в России