Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Объект исследования – национальная экономик Республики Беларусь.
Предмет исследования – механизм защиты конкуренции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике
Введение 3
1 Теоретические основы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий 5
1.1 Сущность, формы и показатели экономической концентрации 5
1.2 Преимущества и последствия концентрации 9
1.3 Задачи и условия развития конкуренции в экономике 12
2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь 16
2.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь 16
2.2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции 18
2.3 Анализ эффективности антимонопольной политики 22
3 Направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь 26
Заключение 31
Список использованных источников 35
2.2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции
Проведем анализ концентрации предприятий белорусской промышленности на основе данных таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности
Отрасль |
Число предприятий- монополистов |
Удельный вес предприятий- монополистов | ||||
в общем |
в общем | |||||
числе пред |
объеме произ | |||||
приятий, % |
водства, % | |||||
2000 г. |
2010 г. |
2000 г. |
2010 г. |
2000 г. |
2010 г. | |
Промышленность — |
||||||
всего |
343 |
238 |
14,3 |
11,5 |
52,2 |
47,7 |
В том числе: |
||||||
топливная |
1 |
1 |
2,5 |
2,6 |
28,5 |
8,0 |
черная металлур |
||||||
гия |
4 |
2 |
21,1 |
13,3 |
87,1 |
86,0 |
цветная металлур |
||||||
гия |
2 |
1 |
50,0 |
20,0 |
65,8 |
15,3 |
химическая и |
||||||
нефтехимическая |
33 |
27 |
41,8 |
36,0 |
94,9 |
89,6 |
машиностроение и |
||||||
металлообработка |
136 |
109 |
21,4 |
18,8 |
68,7 |
61,8 |
лесная деревооб |
||||||
рабатывающая |
||||||
и целлюлозно-бу |
||||||
мажная |
35 |
14 |
11,5 |
4,5 |
35,6 |
23,6 |
строительных ма |
||||||
териалов |
21 |
16 |
13,4 |
13,4 |
56,8 |
57,6 |
стекольная и фар |
||||||
форово-фаянсовая |
9 |
5 |
60,0 |
26,3 |
88,7 |
27,5 |
легкая |
56 |
18 |
12,1 |
6,8 |
67,3 |
31,4 |
пищевая |
29 |
27 |
59,8 |
5,8 |
24,7 |
26,0 |
Составлено автором на основе данных [24, с. 232]
Как видно из таблицы, наибольшее количество предприятий-монополистов в Республике Беларусь — в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия.
Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках [2, c. 258].
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.
Конкуренция — соперничество субъектов в основном за лучшие условия производства и сбыта товаров. В рыночной экономике организация стремится доказать свою конкурентоспособность прежде всего в глазах потребителя. Из этого вытекают два важнейших условия существования конкуренции. Во-первых, потребителю необходимо иметь реальное право выбора товаров. Во-вторых, у него не должно быть никаких предварительных обязательств ни перед одним из субъектов хозяйствования.
Конкуренция не измеряется однозначно в категориях «хорошо» или «плохо». Всегда есть и первое, и второе. Одно из негативных последствий конкуренции — монополия. Каковы основные черты современного состояния конкурентной среды в Республике Беларусь? Она уже достаточно развита. Есть тысячи частных и государственных предприятий, которые активно борются за удовлетворение потребностей потребителей. Прежде всего это розничная торговля и сфера услуг, производство товаров повседневного спроса, образование, отчасти строительные услуги и т.д. Относительно равные условия в основном имеются в сфере сбыта продукции.
Рыночная конкуренция способствует ускоренному развитию предприятий, создающих новые товары, достигших более низких издержек, большей добавленной стоимости, благодаря новым технологиям, грамотной маркетинговой политике, уходу из «экономической игры» структур, неэффективно использующих имеющиеся ресурсы. Вот путь к созданию новой, инновационной, гибкой, устойчиво развивающейся экономики с низкой инфляцией и положительным сальдо внешней торговли.
К сожалению, у нас получила широкое распространение практика другой конкуренции. Ее основной признак — отраслевой лоббизм с целью получения льготных конкурентных преимуществ на стадии производства. Ее формы: покрытие из госбюджета убытков от хозяйственной деятельности, льготное долгосрочное финансирование, включая кредитование проектов предприятий, включенных в различные госпрограммы, под половину ставки рефинансирования. Она также проявляется в прямой и косвенной масштабной поддержке за счет бюджетов отдельных отраслей и групп предприятий, льготных ценах на сырье и энергоносители, налоговых послаблениях, в т.ч. уменьшении ставки отчислений в ФСЗН. Станет ли Директива № 4 помехой таким проявлениям? [17, c. 11].
Сильнейшим тормозом на пути конкуренции является административное распределение рыночных ресурсов и связанное с ним их квотирование. Много нареканий у предпринимателей по поводу квотирования мясного, молочного сырья, полиэтилена высокого давления, стекла, цемента и многого другого. А вот обеспечения равного доступа субъектов малого предпринимательства к госзаказам сегодня, мягко говоря, нет. Подготовленный на эту тему проект указа успешно утонул в недрах министерств. Более того, даже преобладает мнение: если существует в городе коммунальное предприятие, зачем мы должны отдавать заказы этим коммерсантам.
Другая проблема — региональный протекционизм. Пусть загибающийся завод, пусть никудышная продукция, пусть цены атомные, но он наш, там наши люди, налоги идут в местный бюджет и вы, «гнусные торговцы», попробуйте не выполнить доведенные квоты по продаже нашей «прекрасной» продукции и пустить на свои прилавки вражескую, из соседней области. По телевизору недавно показывали, какие препоны для «чужих» товаров устраивают в Гомеле. Факты налицо. Но никто за многие годы за такие слова и преступные действия в стране не наказан.
Не улучшает конкурентную
среду стремление некоторых чиновников
упрощенным методом «довести» до
всех прогнозные показатели. Некоторым
«лежащим» субъектам
Такие явления значительно искажают истинную конкуренцию, кардинально отличаются от ее естественной, рыночной формы. Относятся ли вышеописанные явления к конкуренции? Несомненно. Только цели у нее другие. Участников этой «конкуренции» больше заботят «льготные условия производства». Почему это нас волнует? Потому, что если где-то прибывает, в другом месте (видимо, у частного бизнеса) убывает.
Следствием такой конкуренции являются отсталость экономики, высокая инфляция, коррупция, монополизм и отрицательное сальдо внешней торговли. Стране сегодня нужно сделать выбор, какую из описанных здесь моделей конкуренции будем развивать. Какая из них нужна белорусскому бизнесу, объяснять, думаю, не стоит. Только уменьшение вдвое размеров «конкуренции № 2» способно снизить ставки по кредитам в стране не менее, чем в 1,5 раза. Страна навсегда лишится позорного лидерства в Европе по уровню инфляции.
2.3 Анализ эффективности антимонопольной политики
Рассмотрим эффективность антимонопольной политики по результатам работы государственных органов управления на основе их отчетов о проделанной работе.
В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2010 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и органов государственного управления.
11.03.2010 подписан Указ
Президента Республики
Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:
- на республиканском уровне – 23 товарных рынка;
- на местном уровне - 96 местных товарных рынков.
По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр), по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Реестр включены:
- на республиканском уровне - 6 хозяйствующих субъектов;
- на местном уровне - 66 хозяйствующих субъектов.
В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:
- на республиканском уровне - 2 хозяйствующих субъекта;
- на местном уровне - 22 хозяйствующих субъекта.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», заключено 7 соглашений с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение. Соглашениями определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
В целях предупреждения
возникновения и предотвращения
усиления доминирующего положения
на товарных рынках постоянно осуществлялся
- на республиканском уровне - выдано 24 заключения о согласии на создание холдингов, ассоциаций, союза и хозяйственной группы при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 16 - на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 8 - на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 26 - на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;
- на местном уровне - рассмотрено 92 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 31 реорганизация в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 8 хозяйствующих субъектов в ОАО; создание 2 ассоциаций, 10 холдингов, 2 хозяйственных групп, 1 областного государственного объединения. Рассмотрено 53 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов и согласовано 47 ходатайств, по 6 обращениям согласование антимонопольного органа не требуется.