Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Объект исследования – национальная экономик Республики Беларусь.
Предмет исследования – механизм защиты конкуренции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике
Введение 3
1 Теоретические основы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий 5
1.1 Сущность, формы и показатели экономической концентрации 5
1.2 Преимущества и последствия концентрации 9
1.3 Задачи и условия развития конкуренции в экономике 12
2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь 16
2.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь 16
2.2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции 18
2.3 Анализ эффективности антимонопольной политики 22
3 Направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь 26
Заключение 31
Список использованных источников 35
В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено на республиканском уровне 54 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.
Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 12 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).
Подготовлены возражения и принято участие в судебных заседаниях Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь по обращениям 4 хозяйствующих субъектов (ЧТУП «Мир красоты – холдинг», ИООО «Бримстон-Бел», ООО «Информторгсервис», АО «Гриндекс») на решения Департамента ценовой политики Министерства экономики. Судебной коллегией принято решение отказать в удовлетворении жалоб указанных хозяйствующих субъектов. За 2009 – 2010 гг. Апелляционным Советом Национального центра интеллектуальной собственности по поданным возражениям были приняты решения по отмене 15 товарных знаков, в отношении которых Департаментом признаны факты недобросовестной конкуренции, связанные с регистрацией товарных знаков.
В целях устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства выданы предписания 4 хозяйствующим субъектам; на местном уровне - свыше 220 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 17 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 10 хозяйствующими субъектами и 7 органами управления [17, c. 13].
Таким образом, в целом, антимонопольные органы Республики Беларусь проводят большую работу по защите конкуренции в национальной экономике. Однако, это не снимает проблем в этой сфере, которые были обозначены и которые необходимо решить в ближайшее время.
3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Для снижения экономической концентрации необходима структурная трансформация белоруской экономики с проведением реорганизаций белорусских предприятий. Ближайшие два—три пятилетия являются ключевыми для экономики Республики Беларусь. В этот период должна быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности [4, c. 14].
Системный подход к решению
проблемы структурной перестройки
и повышению на ее основе конкурентоспособности
продукции означает, что недостаточно
принять некий «план
При преобразовании структуры
экономики предстоит
Сегодня централизованное управление должно быть дополнено механизмами конкуренции и инновационной деятельности. Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:
• структурная модернизация экономики;
• полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики [4, c. 15].
При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов:
• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;
• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
• постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;
• перехода на инновационный путь развития экономики;
• социальной ориентации
перспективной структуры
• приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;
• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;
• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
• обеспечения рационального
использования природно-эко-
• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
• рационального сочетания
системы государственного регулирования
и рыночного саморегулирования,
Опыт многих стран, добившихся
достаточно быстрого подъема экономики,
свидетельствует о
Учитывая различия между отраслями и их группами, структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ.
Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.
Как же нам развивать нормальную, рыночную конкуренцию? В мире давно разобрались с этим вопросом. Необходимо бережно охранять ее, не дать пропасть, извратиться, перейти в монополию. Ограничивать власть монополистов на рынке.
Для этого, в первую очередь, нужно заменить все механизмы, приводящие к недобросовестной конкуренции: усовершенствовать проведение тендеров, продавать через них любой товар, если имеются сомнения, что кому-то его не хватит. Необходимо срочно перейти от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов в стране.
Важнейшим условием развития конкуренции являются механизмы ее регулирования — законодательные (включая контроль исполнения соответствующих нормативных актов) и корректирующие (нормы, правила и стандарты) [7, c. 310].
Основой регулирования в этой сфере является развитое законодательство, где даны четкие определения всем основным явлениям недобросовестной конкуренции, монополистическим практикам, монополизации экономики. Такое законодательство есть, например, в России. Чрезвычайно важно наличие дееспособного антимонопольного государственного органа, обладающего силой выявлять эти вредные явления и наказывать нарушителей по закону. В стране нужна отдельная программа развития конкуренции.
Для более тонкой настройки конкурентной среды предназначены структуры в правовой части. Они устанавливают правила добросовестного поведения на своих рынках. По своей природе они саморегулируемые, их ядро — сам бизнес этого сектора рынка. Это могут быть отраслевые, профессиональные ассоциации, другие. На первых порах эту функцию могли бы выполнять общественно-консультационные советы при министерствах и органах государственной власти.
Важным и актуальным
направлением регулирования отношений
на конкурентных рынках является предупреждение
и пресечение недобросовестной конкуренции.
Необходимость развития данного вида
деятельности антимонопольного органа
обусловлена, прежде всего, построением
в республике социально ориентированной
рыночной экономики, в рамках которой
одно из важных мест принадлежит формированию
цивилизованной конкурентной среды. Целью
государственной политики в этом направлении
является выработка цивилизованных и
справедливых методов ведения бизнеса,
добросовестного продвижения на рынок
товаров и услуг.
Исходя из изменившихся экономических
условий, основным направлением антимонопольной
политики должно стать дальнейшее сужение
сферы прямого государственного регулирования
цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов
на основе дифференцированного подхода
к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей
и постепенного перехода от ценового регулирования
к системе антимонопольного регулирования
и контроля.
Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность [7, c. 318].
Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, тема работы подтвердила свою актуальность в процессе исследования. Сделаем основные выводы по проведенному исследованию.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах: концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа; концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях; концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
Преимущество крупных предприятий сводится к следующим основным моментам: на крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает большой экономический эффект; укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации; издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии; крупное производство позволяет более экономно использовать сырье; на крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством.
Однако, западный опыт показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, ибо монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий.
Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и выступают неотъемлемой чертой рыночных отношений. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей). В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности. Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции.