Направления повышения эффективности свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель образования свободных экономических зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональ-ных и научно-технических задач. Создание СЭЗ дает возможность задействовать неиспользуемые производственные площади, являющиеся тяжелым бременем для неблагополучных предприятий и вложить средства иностранного и отечественного инвестора непосредственно в производство (оборудование, сырье, материалы), а не начинать инвестиционный проект со строительства сооружений и коммуникаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………...... 3
1 РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………..………….…5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон ..……….. 5
1.2 Классификация свободных экономических зон…………….….……..10
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖОМ . …………………………..………….....................................14
2.1 Опыт функционирования свободных экономических зон в Китае…………………………………………………………………………14
2.2 Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации………..………………..…….………………...…..23
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………..29
3.1 Особенности становления и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь……………………………………………………..29
3.2 Проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь………………………………………………..…...…36
3.3 Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь ……………….…..39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №1.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………...... 3

 

1    РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………..………….…5                                                                                          

1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон ..……….. 5                                                   

1.2 Классификация свободных экономических зон…………….….……..10

 

2    ОПЫТ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОН ЗАРУБЕЖОМ . …………………………..………….....................................14

2.1 Опыт функционирования  свободных экономических зон  в Китае…………………………………………………………………………14

2.2 Опыт функционирования  свободных экономических зон  в Российской Федерации………..………………..…….………………...…..23

 

3    НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………..29

3.1 Особенности  становления и развития свободных  экономических зон в Республике Беларусь……………………………………………………..29

3.2 Проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь………………………………………………..…...…36

3.3 Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь ……………….…..39

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………......... 47                                                       

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  …………....……………….49

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  ..………………………………………………..…………...…...51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Создание  свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Это особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

 Главная  цель образования свободных экономических зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональ-ных и научно-технических задач. Создание СЭЗ дает возможность задействовать неиспользуемые производственные площади, являющиеся тяжелым бременем для неблагополучных предприятий и вложить средства иностранного и отечественного инвестора непосредственно в производство (оборудование, сырье, материалы), а не начинать  инвестиционный проект со строительства сооружений и  коммуникаций. Это, в свою очередь, позволяет быстрее получить экономический эффект от деятельности резидентов зоны, способствует более динамичному развитию самих зональных территорий.

Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль, и считают организацию собственного производства в свободной экономической зоне важнейшим направлением своей экспансии.

Свободные экономические  зоны рассматриваются также как  элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновацион-ный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер эконо-мики.

В силу общепризнанной эффективности свободных экономических  зон, а также их способности содействовать  привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, нужно признать целесообразным включение направления на создания таких зон в государственную экономическую политику.

Свободные экономические  зоны существуют в более 120 странах  мира, стимулируя в этих странах  рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020 году на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25 процентов мирового товарооборота. Их роль в мировой экономике постоянно растет.

Стратегия  экономического  развития Республики Беларусь должна  разрабатываться  с  ориентацией на  мировой  уровень.  Это  подразумевает существенное усиление  влияния  внешнеэкономических связей  на темпы, пропорции и характер экономического роста  в стране, внутреннее  ценообразование и  региональное развитие. Такая форма внешне-экономических связей, как СЭЗ, призвана способствовать  усилению использования  в  нашей экономике  прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта,  развитию экспортного  сектора  страны  и  расши-рению  финансовой  базы модернизации народного хозяйства. Таким образом, тема данной курсовой работы имеет практический характер.

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.  Для этого следует определить теоретические основы свободных экономических зон, изучить мировую практику их функционирования, провести анализ деятельности белорусских свободных экономических зон, выявить проблемы и рассмотреть перспективы их развития.

Задачами  курсовой работы являются анализ свободных  экономических зон в нашей  стране, выявление основных форм свободных экономических зон, их  значимость  и роль  в развитии  экономик  многих  стран мира.

Информационной  базой для курсовой работы являются нормативные документы в области государственного регулирования деятельности свободных экономических зон, учебная литература по исследуемой тематике, а также периодические и электронные источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон

 

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальным льготным внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста — определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствую-щих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: эконо-мическую, социальную, производственную и научно-техническую.

Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешне-торговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспособ-ности национального производства, его экономической эффективности; увеличение экспорта и рационализацию импорта; рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.

В рамках социальной цели решаются задачи: создание новых  рабочих мест, рост занятости населения; повышение квалификационного уровня работников с учетом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.

Производственная  и научно-техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий; ускорение внедрения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов   на приоритетных   направлениях; более полное использование имеющихся мощностей, в частности, конверсионных; развитие производственно-транспортной инфраструктуры.

Создание  и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Не случайно к концу 90-х годов в мире насчитывалось около 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находились в развивающихся странах. Численность занятых в таких зонах, согласно оценкам Центра ООН по транснациональным корпорациям, превысила 3 млн. человек, а суммарный внешнеторговый оборот достиг почти 1,2 трлн. долларов США, т. е. более 10% мировой торговли в 1998 г. Довольно быстрое распространение СЭЗ подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста.

В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран СЭЗ выступают  как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Являясь частью территории страны, СЭЗ выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. В то же время необходимо подчеркнуть, что СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным) и экономически таможенным, налогово-финансовым режимами. Этот признак СЭЗ оговорен и в официальном их определении, данном в документах Киотской конвенции (1973г.).

Свободные экономические  зоны – интернациональные экономические  формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все  страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Свободные экономические  зоны – области очень высокой  концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные «коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические  процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях.

В общем плане  функционирование СЭЗ способствует социально-экономическому развитию регионов: росту объемов промышленной, в  том числе импортозамещающей  продукции, внешней торговли; внедрению новых и высоких технологий, привлечению иностранных инвестиций; повышению уровня заработной платы; увеличению занятости; формированию социальной инфраструктуры, расширению сферы услуг. Кроме того, зоны оказывают косвенное воздействие на качество и организованность труда, передаваемые из СЭЗ смежным производствам как на начальной (поставка сырья и материалов), так и заключительной стадиях производственного цикла (доработка и переработка продукта, производимого в зонах, комплектация и сборка этого продукта за пределами СЭЗ). Такое влияние тем ощутимее, чем шире деловые связи предприятий СЭЗ с предприятиями, находящимися за их пределами.

Свободные  экономические  зоны  успешно  действуют  во  всех  странах  мира.  Они функционируют как в промышленно  развитых  странах  (США,  Япония,  Германия,  Англия,  Канада  и  др.)  так  и  в  развивающихся.  Многолетняя  позитивная  практика  зарубежных  стран  по  созданию  и  функционированию  свободных  экономических  зон  свиде-тельствует  об  эффективности  такого  метода  оздоровления  экономики.

В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  СЭЗ  создаются,  как  правило,  в застойных районах, страдающих  безработицей,  имеющих недоразвитую  инфраструктуру.  Для их  создания  и развития  используется  преимущественно  национальный  частный  капитал и  работают  они  в  большинстве  своем  на  внутренний  рынок. В  промышленно  развитых  странах (США,  Великобритания)  СЭЗ  создавались  для  реализации  региональной  политики,  направленной  на  оживление  мелкого  и  среднего  бизнеса  в  депрессивных  районах.    В  развивающихся  странах  в  основном  ориентированы  они  на  внешний  рынок,  поскольку только  наращивая  экспорт,  эти  страны  могут  решать  задачи  оздоровления  национальной  экономики.  Отсюда  вытекает  и  особенность  СЭЗ – более  префе-ренциальный  инвестиционный  климат  государство  устанавливает  для  иностранных  инвесторов.

     Вводя на части своей территории  особый режим внешнеэкономической  деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства  новых  товаров  и  услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций. С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующему:

  • росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;
  • росту притока иностранного производительного капитала;
  • стимулированию технического развития, изменению структуры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;
  • сокращению безработицы;
  • подготовке квалифицированных специалистов.

Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

К концу XX столетия в мировой практике сложились  две модели построения свободных экономических зон: территориальная; функциональная. Согласно территориальной модели построения СЭЗ, зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Функциональная модель исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляется определенному виду предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что в рамках последней модели в режиме зоны могут действовать отдельные конкретные предприятия, получившие льготный статус и имеющие право самостоятельно выбирать район функционирования (например, «Макиладорас» в Мексике) [4, c.196-198].

Инициатива  создания СЭЗ может исходить «сверху» или «снизу». При первом варианте образование зоны происходит по инициативе властей в рамках государственной  программы (Южная Корея). Во втором случае формирование СЭЗ обусловлено рыночной необходимостью и инициаторами создания зоны выступают субъекты хозяйствования, которые направляют предложения об учреждении СЭЗ в федеральные или региональные государственные органы (Польша).

Практика  функционирования свободных экономических зон привела  к унификации  условий,  на  которых в зону  приглашаются инвесторы.    Каждому типу  зон соответствует свой  стандартный набор  базовых  льгот  и  стимулов,  которые дополняются специальными  формами поощрений.  Последние  направлены  либо  на  решение  конкретных  задач  (например,  ускоренное  создание  транспортной  инфраструктуры),  либо  на  стимулирование  отдельных  видов  деятельности  (переработка  местного  сырья  на  экспорт,  банковские  услуги  и т.п.),  либо  на  привлечение в зону  инвесторов  определенного типа (мелкий  или крупный бизнес).

Налоговые льготы предоставляются преимущественно  относительно корпоративного налога (налога на прибыль предприятий) в форме  снижения налоговой ставки или предоставления длительного срока освобождения от его уплаты. Срок освобождения от корпоративного налога может быть достаточно длителен (Индия – 5 лет, Перу – 15 лет). Кроме льгот по корпоративному налогу предоставляются льготы по выплатам поимущественных налогов, налога с оборота и др. В СЭЗ действуют и различные косвенные льготы. Прежде всего, это возможность ускоренной амортизации, а также пониженные тарифы на оплату аренды, коммунальных и других услуг. Характерной чертой СЭЗ является выделение их из таможенной границы государства и установление особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию средств производства и комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. К тому же чаще всего отсутствуют в СЭЗ и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.

Процесс формирования СЭЗ сопряжен с решением ряда задач, который должен иметь экономическое обоснование затрат, необходимых для предпринимательских проектов и инфраструктуры. Мировая практика показала, что на эти цели требуются немалые материальные и финансовые средства. Последние зависят от экономической ситуации в стране, а это может быть стагнация или экономический рост.

Создание  СЭЗ нуждается в значительной финансовой поддержке. Источниками  их финансирования могут быть:

  • средства акционеров;
  • средства спонсоров из числа заинтересованных предприятий;
  • средства местных бюджетов;
  • кредиты инновационных и коммерческих банков;
  • иностранные инвестиции;
  • ассигнования из госбюджета.

    Таким  образом,  создание свободной   экономической зоны  в  любой   стране  предусматривает,  прежде всего, ускоренное развитие той или иной  территории. Развитие  таких  зон позволяет  правительствам принимающих стран смягчать кризисные ситуации в национальной экономике и преодолевать трудности в государственных капиталовложениях в регионе.                          

 

 

 

 

1.2 Классификация свободных экономических зон

 

В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых  торговых городов-портов до инновационных  парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют  во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Можно говорить о нескольких основных типах СЭЗ, разграничиваемых по определенным признакам. Это вечно развивающиеся и совершенствующиеся экономические структуры. Они ярко отражают эпоху глубокой древности, промышленный переворот и научно-техническую революцию. Последняя, как известно, породила такие типы СЭЗ, как технополисы, инновационные центры, технопарки и т.д.   Самые новейшие типы – информационные зоны, возникшие на финише XX века. Они прокладывают путь в третье тысячелетие. Им принадлежит большое будущее.    

В зависимости  от профиля внешнеэкономической  деятельности, целей создания зон  и характера предоставления свободы  различают следующие зоны:

  • свободные таможенные территории;
  • зоны свободной торговли;
  • зоны совместного предпринимательства;
  • свободные «открытые» зоны;
  • промышленно-производственные зоны;
  • технико-внедренческие зоны (оффшорные зоны и налоговые гавани);
  • комплексные зоны.        

Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с ХVII-XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах.

Зоны свободной  торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. Наибольшее развитие зоны свободной торговли получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в т. ч. внешнеэкономической деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона.

В соответствии с существующим законодательством  США зоны свободной торговли, действующие  на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются  для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В  субзонах производится экспортная или  импортозамещающая продукция. Субзоны  являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. В настоящее время льготными условиями ЗСТ в США активно пользуются более 3 тыс. компаний.

К числу простейших зон свободной торговли можно  отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в «новых индустриальных странах».

Логика образования  экспортно-производственных зон была предопределена экономикой развивающихся  стран, когда с середины 60-х годов  возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости  за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие  зоны относятся к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее  число технико-внедренческих зон  функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии –  технополисами, в Китае – зонами развития новой и высокой технологии.

Самый известный  в мире и крупнейший в США технопарк  «Силикон Вэлли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В настоящее время в Китае всего имеется 54 зоны развития новых и высоких технологий государственного уровня с привлекательным льготным налоговым режимом для инвесторов. Эффективность деятельности зон развития новых и высоких технологий в Китае можно оценить по такому факту: в 2010 г. общий объем экспорта продуктов новой и высокой технологии составил 92,4 млрд. долларов (или 31,2% общего объема экспорта). Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как экспортно-производственные зоны, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны и налоговые гавани. Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым и фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в  оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, – это не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.

К числу стран, где уже давно функционируют  оффшорные компании – Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, в Западном Самоа, Израиле, Малайзии и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и  другие компании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в оффшорной зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в  банковском, страховом деле, морском  судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долларов. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

Деятельность  оффшорных зон оценивается специалистами  весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. К ним можно отнести 5 специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах [4, c. 196-211].          

Таким образом, на каждом этапе развития свободных экономических зон происходило формирование новых их типов, отличающихся друг от друга целями их создания, системой предоставляемых льгот и преференций и механизмом управления, позволяющим эффективно функционировать в различной социально-экономической среде. Все эти типы зон и их разновидности объединяются в понятие СЭЗ принципиальными характерис-тиками функционирования: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового и таможенного, инвестиционного, процедурного режимов. Смысл СЭЗ определяется совокупностью решаемых задач, а не префе-ренциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко вы-двигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее — средство, а не цель. СЭЗ призваны способствовать ускорению эконо-мического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство.            

Информация о работе Направления повышения эффективности свободных экономических зон в Республике Беларусь