Направления повышения эффективности свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель образования свободных экономических зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональ-ных и научно-технических задач. Создание СЭЗ дает возможность задействовать неиспользуемые производственные площади, являющиеся тяжелым бременем для неблагополучных предприятий и вложить средства иностранного и отечественного инвестора непосредственно в производство (оборудование, сырье, материалы), а не начинать инвестиционный проект со строительства сооружений и коммуникаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………...... 3
1 РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………..………….…5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон ..……….. 5
1.2 Классификация свободных экономических зон…………….….……..10
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖОМ . …………………………..………….....................................14
2.1 Опыт функционирования свободных экономических зон в Китае…………………………………………………………………………14
2.2 Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации………..………………..…….………………...…..23
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………..29
3.1 Особенности становления и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь……………………………………………………..29
3.2 Проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь………………………………………………..…...…36
3.3 Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь ……………….…..39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №1.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

 

2    ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН  ЗАРУБЕЖОМ

 

2.1 Опыт функционирования свободных экономических зон в Китае

 

Китайский опыт применения на практике идеи свободных  экономических зон, стал практически  одним из самых успешных в мире.

Опыт Китая  доказывает реальность успешного развития свободных экономических зон, хотя характер подключения Китая к  процессу международного инвестиционного сотрудничества во многом обладал существенной спецификой. Расчет делался на избыток дешевой рабочей силы, на приток, прежде всего, капитала зарубежных соотечественников. Целесообразно обратить внимания, прежде всего на то, каким образом и за счет чего создание в приморском поясе районов КНР с льготным режимом привлечения иностранного капитала помогло существенно нейтрализовать воздействие неблагоприятных факторов.

Во-первых, правительство  КНР обращает на себя внимание наличие  заранее продуманной долгосрочной стратегии развития свободных экономических зон, отличающейся большей активностью к изменяющимся условиям и гибкостью реализации. В течение 10 лет экспериментальным путем была создана и начала реально функционировать эшелонированная система специальных региональных формирований свободных экономических зон (1979г.), открытых городов со своими зонами технико-экономического развития (середине 80-х годов) и открытых регионов (1987г.). В результате в приморских провинциях и основных городах Китая была сформирована благоприятная организационная среда, предоставлявшая иностранным вкладчикам возможность выбора канала выхода на китайский рынок в зависимости от его приоритетов.

Во-вторых, приоритеты политики китайской стороны соблюдались  за счет разработки четких целей (стимулирование производства товаров народного потребления, экспорта и высокотехнологических производств) и соответствующей дифференциации условий размещения иностранных инвестиций, которые становились тем мягче, чем точнее иностранный вкладчик учитывал интерес принимающей стороны. Наиболее льготный режим (в совокупности с инфраструктурным обустройством территории) создавался в сравнительно небольших зонах технико-экономического развития, формировавшихся в качестве промышленных центров экспортного и высокотехнологического производства и позволявших проводить смелые эксперименты в области внешнеэкономической реформы. Более обширные по территории и значимые в плане воздействия осуществляемых в них радикальных реформаторских шагов на экономику страны открыты города и регионы, предлагающие чуть менее льготные, но достаточно привлекательные условия по сравнению с основной территорией страны. Вся система рассчитана на постепенное «заманивание» иностранного капитала в экономику страны по мере укрепления его позиций на первоначальных плацдармах и уверенность в перспективах нормальной работы в непривычных условиях все еще по преимуществу планово-регулируемой экономики.

В-третьих, особое значение для иностранных вкладчиков имеет четкость регламентации условий размещения капитала по видам зон и внутри самих зональных образований, с этими условиями (величина налоговых льгот, стоимость и срок аренды земли и помещений, таможенные льготы и т.д.)

В-четвертых, китайское руководство сознательно  пошло на значительные расходы по проектированию и предварительной подготовке инфраструктуры зоны к появлению инвесторов. При этом преимущественно использовались не дотационные, а возвратные формы финансирования – льготные займы государственных банков (на 7-10 лет) и банковский капитал эмигрантов.

В-пятых, вся  система зон и особых районов  эффективно управляется как на макроэкономическом уровне, так и внутри самих зон, причем административные структуры  зон, отличаясь организационным  разнообразием, сохраняют приверженность главному принципу – служить удобным для инвесторов инструментом быстрого решения всех организационных вопросов.

Длительная  самоизоляция Китая от мирового сообщества, низкий уровень развития рыночных отношений, инфляция, безработица создали предпосылки для поиска эффективных форм подъема экономики Китая.

В 1980 году были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую  планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Для этого в СЭЗ создавались максимально тепличные условия для ведения бизнеса. Зоны были расположены в Шеньчжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Ксиамене (провинция Фуджиан).

Когда экономика  Китая стала открытой для международной  торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты. В 1981 году на долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока прямых иностранных инвестиций в Китай, причем 51% инвестиций пришлись на долю зоны, расположенной в Шеньчжене, на остальные зоны – приблизительно по 3% совокупного притока инвестиций в страну. Спустя 3 года на долю СЭЗ все еще приходилось 26% от совокупного объема прямых иностранных инвестиций, полученного государством. К концу 1985 года 20% совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ. Китайские вложения в СЭЗ были значительно выше, чем инвестиции иностранцев. И, прежде всего, они осуществлялись в инфраструктуру и предприятия.

Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом – и в других регионах страны.

Создание  СЭЗ стало важной частью проведения открытой внешнеэкономической политики. При выборе модели развития СЭЗ китайское  руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования свободных зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США и т.д. В ходе подготовки организации СЭЗ было предложено несколько вариантов режимов их функционирования, в результате был избран путь организации СЭЗ с созданием в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, активное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Такие зоны стал играть связующую роль с другими районами страны, проводя политику «открытых дверей».

Реформа «открытых  дверей», начавшаяся в 1978 году, стала  социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том случае, если бы реформирование было признано неудачным.

Практика  функционирования китайских СЭЗ  и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала очевидные  успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты, относят, прежде всего, высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения. Большая часть свободных экономических зон за прошедшие после их создания 7-10 лет превратились в достаточно развитые производственные комплексы с участием иностранного капитала. Эффективность зональной стратегии Китая подчеркивается тем фактором, что через такие зоны в настоящее время в страну пришло до 60% всех иностранных инвестиций.

Переход к  открытой внешнеэкономической политике способствовал расширению географии  внешней торговли Китая. К настоящему времени установлены связи с 177 странами и регионами мира и более чем с 90 из них подписаны торговые соглашения и протоколы.

По мере успеха в СЭЗ политика внешней открытости распространялась по всем районам. После  вступления в ВТО Китай начал  улучшать общий инвестиционный климат, создавать механизм функционирования экономики, соответствующий международному опыту.

Так же, как  и их прототип, тайванские и корейские  экспортные зоны, китайские СЭЗ совмещали  функции свободных торговых зон  и зон по переработке товаров. СЭЗ могли управлять своей экономикой на основе рыночных отношений и применять к иностранным инвесторам льготный налоговый режим. Фирмы, учрежденные с участием иностранного капитала в СЭЗ, получали следующие льготы:

  • уменьшение подоходного налога на 15%;
  • для фирм, планирующих работать в течение 10 и более лет – освобождение от подоходного налога в течение первых двух лет получения предприятием прибыли, с уменьшением подоходного налога на 50% в последующие три года;
  • беспошлинный ввоз оборудования, предназначенного для производства экспортируемой продукции;
  • упрощенные процедуры прихода и ухода с рынка.

С другой стороны, местным органам власти в СЭЗ  было разрешено использовать все  налоги, уплаченные фирмами, находящимися в их юрисдикции, а также иностранную  валюту, полученную от торговли, в то время как остальные территории Китая были обязаны передавать в среднем 75% заработанной валюты центральному правительству.

В настоящее время здесь  определены и сформированы основные типы свободных экономических зон, которые показаны на рисунке 1 [5, c.20].

 

Рисунок 1 – Типы свободных экономических зон, действующих в Китае

 

В зонах технико-экономического развития основной акцент делается на качество привлечения иностранных  инвестиций, развитие современной перерабатывающей промышленности, новых и высоких технологий, а также сектора услуг высокой добавленной стоимости.

В зонах экспортного  производства, государственных зонах  приграничного экономического сотрудничества и бондовых зонах основное внимание уделяется проведению удобного и быстрого таможенного досмотра, обслуживанию, переработке, международной торговле, развитию логистики и торговли, ориентированной на соседние страны, приграничному сотрудничеству и туризму.

В зонах развития новых  и  высоких технологических производств основная цель – развитие высоких технологий на предприятиях, где сочетаются производство, обучение и научно-исследовательская деятельность.

Кроме этих зон, которые  созданы при участии центрального Правительства Китая, более 1300 зон развития образованы на аналогичных принципах с участием провинциальных Правительств.

Основные принципы, использующиеся в Китае для создания зон развития:

  • опора на центральные города, концентрация ресурсов, оптимизация инвестиционного климата;
  • приоритетное развитие промышленности и торговли, формирование новых и высоких технологических производств, повышение уровня индустриального развития, научно-технологическая инновация;
  • увеличение налоговых поступлений правительства, содействие экономическому развитию города и региона присутствия;
  • решение проблем труда и занятости, содействие социально-экономическому прогрессу и развитию страны.

Открытие  свободной экономической зоны на территории Шеньчженя стало важным стратегическим решением, так как Шеньчжень расположен в непосредственной близости от Гонконга. Опыт этого специального административного района Китай использовал для стимулирования экономического роста. И результат оказался крайне позитивным. С самого начала сочетание благоприятных условий для работы и правильно выбранных направлений деятельности вылилось в беспрецедентный рост экономики.

Темпы роста  экономики Шеньчженя были очень высоки: с 1980 по 1984 годы ВВП Шеньчженя возрос в 6 раз (58% роста валового внутреннего продукта ежегодно), в то время как в Китае экономика возросла «лишь» в 1,5 раза. В других СЭЗ рост экономики отставал от шеньчженьского, но также был высоким: в Чжухае – 32%, в Шаньтоу – 9%, в Ксиамене – 13%. С 2000 по 2010 годы экономика Шеньчженя возросла в 4,4 раза, а с 1979 года по 2010 год – в 4 852 раза (в текущих ценах). Валовой внутренний продукт Шеньчженя в 2010 году составил 146 млрд. долларов. В июле 2012 года Шеньчжень был назван одним из 13 крупнейших мегаполисов Китая, его население составляет приблизительно 14 млн. человек.

В 1996 году в  Шеньчжене дополнительно был учрежден индустриальный парк, предприятия которого специализируются на таких областях как биотехнологии и фармацевтика, строительство и производство строительного материала, химическое производство, медицинское оборудование, электроника, программное обеспечение, телекоммуни-кационное оборудование и т.д. Развитие огромного китайского мегаполиса, еще 30 лет назад бывшего небольшим рыболовецким городком, продолжается.

СЭЗ в Китае  отличаются от других свободных экономических зон в азиатских странах более широкой диверсификацией деятельности и охватом гораздо более значительных территорий. У СЭЗ было выгодное расположение – на территории прибрежных зон, имеющих исторический опыт внешней торговли, вблизи Гонконга, Макао и Тайваня.

СЭЗ «Чжухай» насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала – инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ «Сямэнь» – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму 15 млрд. долларов США, из которых 80% – из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ «Шаньтоу» – более 3000 проектов с участием иностранного капи-тала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объем иностранных  инвестиций – 3,5 млрд. долларов США, из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

СЭЗ «Хайнань» – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций – 22,3 млрд. долларов США.

СЭЗ «Пудун» (составная часть Шанхая) – 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций 27,3 млрд. долларов США.

Используется  множество моделей финансового  обеспечения в СЭЗ Китая. СЭЗ  «Шеньчжень», например, на свое становление и развитие использовала часть собственных накоплений, которые составили треть всех инвестиций. Доля каждого источника инвестирования показана на рисунке 2 [2].

 

 

Рисунок 2 – Структура заявленных иностранных инвестиций СЭЗ «Шеньчжень»

 

Сформировалась  и такая модель финансирования СЭЗ, когда компании за счет банковского кредита создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру; иногда строят фабричные здания, а затем сдают земельные участки и сооружения производственного характера в аренду китайским и зарубежным инвесторам. Получаемые арендные платежи используются на погашение банковских кредитов. Этот механизм финансового обеспечения в некоторых зонах дополняется тем, что предприятия иностранных и национальных инвесторов обеспечиваются водой, электроэнергией и услугами транспорта. А это создает условия для интенсивного наращивания осваиваемой территории зоны.

Информация о работе Направления повышения эффективности свободных экономических зон в Республике Беларусь