Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа
Главная цель образования свободных экономических зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональ-ных и научно-технических задач. Создание СЭЗ дает возможность задействовать неиспользуемые производственные площади, являющиеся тяжелым бременем для неблагополучных предприятий и вложить средства иностранного и отечественного инвестора непосредственно в производство (оборудование, сырье, материалы), а не начинать инвестиционный проект со строительства сооружений и коммуникаций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………...... 3
1 РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………..………….…5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон ..……….. 5
1.2 Классификация свободных экономических зон…………….….……..10
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖОМ . …………………………..………….....................................14
2.1 Опыт функционирования свободных экономических зон в Китае…………………………………………………………………………14
2.2 Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации………..………………..…….………………...…..23
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………..29
3.1 Особенности становления и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь……………………………………………………..29
3.2 Проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь………………………………………………..…...…36
3.3 Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь ……………….…..39
В сравнительных оценках не участвуют СЭЗ «Витебск» и СЭЗ «Гродно-Инвест», так как образовались значительно позже.
Таблица 1 – Показатели деятельности СЭЗ и промышленности Республики Беларусь
Показатели |
2008 г. |
|
1. Объем производства промышленной продукции в сопоставимых ценах, млн.руб.: |
||
|
118,5 |
119,1 |
в том числе «Брест» «Минск» |
101,3
146,8 77,0 208,5 94,1 |
112,7
126,2 79,0 174,2 135,3 |
2. Инвестиции в основной капитал, млн.руб.: |
||
|
0,30 |
0,48 |
в том числе «Брест» «Минск» |
1,72
0,69 1,08 3,42 4,04 |
1,75
1,09 1,51 1,29 3,40 |
3. Чистая прибыль, млн. руб.: |
||
|
8,45 |
13,56 |
в том числе «Брест» «Минск» |
7,97
9,97 15,76 1,98 47,4 |
8,21
8,9 11,5 3,6 47,54 |
4. Номинальная
среднемесячная заработная |
||
|
957,7 |
1049,1 |
в том числе «Брест» «Минск» |
913,0
885,0 830,0 1179,0 884,0 |
1015,0
914,0 996,0 893,0 1025,0 |
5. Экспорт, тыс. долл.: |
||
|
27,6 |
20,5 |
в том числе «Брест» «Минск» |
27,4
34,2 50,0 53,1 26,2 |
58,4 |
Сопоставление
важнейших экономических
Однако в целом вклад СЭЗ в экономику нашей страны остается довольно скромным. Так, в 2010 году в свободных экономических зонах было занято только около 1,3% среднесписочной численности работающих в республике. Экспорт товаров в его общем объеме по стране составил 6,19% от экспорта, полученная выручка от реализации 3,19%, прибыль 4,23%.
Рассмотрим
некоторые особенности
Оценка реального положения в производственной, финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности СЭЗ в Беларуси показала, что по-прежнему наибольший вклад в свой регион вносит СЭЗ «Брест». На эту зону приходится значительная доля объемов производства и экспорта по Брестской области. В СЭЗ «Брест» зарегистрировано 94 резидента, среди которых такие известные в Беларуси и за рубежом предприятия, как СП «Санта Бремор», УП «Гефест-техника», ИП «Инко-Фуд», УП «СТиМ» и другие. Зона является крупнейшим экспортером региона: готовые зарубежные поставки продукции, производимой субъектами хозяйственной деятельности, превысили 270 млн. долларов США.
В 2011 году здесь были осуществлены несколько важных проектов: вошла в строй первая очередь высокотехнологичного производства стальных электросварных труб круглого и прямоугольного сечения, вторая очередь комплекса по выращиванию шампиньонов, построен завод по выпуску сайдинга, освоено производство строительных и отделочных материалов.
В настоящее время на предприятиях, входящих в СЭЗ «Брест», работают более 14 тыс. брестчан. Для них рядом с территорией свободной экономической зоны запланировано построить город-спутник с квартирами общей площадью более 2 млн. кв. м. [9, c.103].
В январе 2012 года СЭЗ «Могилев» отметила 10 лет со дня своего создания. За это время она не только почти в 10 раз увеличилась в своих размерах (с 243 до 2200 га), но и приросла экономической мощью. Сегодня на предприятия СЭЗ приходится свыше 40% всей промышленной продукции, выпускаемой в областном центре.
В СЭЗ «Могилев» зарегистрировано 58 организаций с заявленным объемом инвестиций в 1 млрд. долларов. В реализации перспективных проектов участвуют представители 12 стран, причем в основном из ЕС. В общей структуре капиталовложений прямые инвестиции составляют свыше 40%. Больше всего предприятий создано в сфере машиностроения и металлообработки, деревообработки, химической, текстильной промышлен-ности.
Сейчас в
СЭЗ «Могилев» за счет бюджетных
средств создается инженерно-
В настоящее время в СЭЗ «Витебск» ведут хозяйственную деятельность более 60 предприятий, созданных в том числе с участием иностранного капитала.
Новый резидент данной свободной экономической зоны – ООО «Сырьевые ресурсы-Бел» – инвестирует около 13 млн. долларов в проект по развитию транспортно-экспедиционных услуг по перевозке и реализации сжиженных углеводородных газов. Основная часть средств пойдет на приобретение специального подвижного состава, а также на создание современной и экологически безопасной инфраструктуры перевозок. Проект имеет экспортную направленность: все услуги новое предприятие будет оказывать только нерезидентам Республики Беларусь.
На начало 2012 года в границах СЭЗ «Гродно-Инвест» хозяйственную деятельность вели 90 резидентов из 20 стран. Средний срок окупаемости проектов составил 1,5 года.
Продуктивным для гродненской СЭЗ стал 2011 год, когда были зарегистрированы сразу 45 субъектов хозяйствования. Резидентами «Гродно-Инвест» стали ООО «Белтехноизол», которое займется организацией многопрофильного производства строительных и изоляционных материалов, ОАО «Лидские автобусы», «Неман», другие предприятия, представившие перспективные бизнес-планы в области машиностроения и металло-обработки, химической и нефтехимической промышленности, деревообработки.
В инвестиционном портфеле «Гродно-Инвест» находятся и проекты по обустройству и развитию инфраструктуры туристско-рекреационного парка «Августовский канал». Идет активный поиск инвесторов для этого уникального исторического объекта, которым будут представлены льготы резидентов свободной экономической зоны [27].
СЭЗ «Минск» создана в 1998 году с целью привлечения отечественных и иностранных инвестиций для создания и развития производств, основанных на новых технологиях, обеспечения благоприятных условий для экономического развития региона.
На 1 января 2012 года здесь зарегистрировано 139 субъектов хозяйствования. Объем инвестиций в основной капитал в 2011 году по сравнению с 2010 возрос в сопоставимых ценах на 90% и составил 380 млрд. рублей. Объем промышленного производства увеличился на 89% до 4787,2 млрд. рублей.
Экспорт товаров за 2011 год вырос на 65% до 625,9 млн. долларов США, при этом поставки продукции в страны дальнего зарубежья увеличились в 2,3 раза. Внешнеторговое сальдо в 2011 году сложилось положительное в размере 89,1 млн. долларов США. Прямые иностранные инвестиции составили 51 млн. долларов США [9, c.103].
Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» выгодно отличается от других СЭЗ на территории Республики Беларусь, а именно:
На территории СЭЗ «Гомель-Ратон» расположен ряд промышленных, научных, сельскохозяйственных, транспортных и других предприятий, занимающихся организацией сервиса и другими видами деятельности.
Основные виды деятельности СЭЗ: продукция общепромышленного назначения, потребительские товары, производство швейных машин, мебели, торгового оборудования, радиотелефонных средств, эмалированных проводов, программной продукции.
По структуре внешнеторгового оборота доля стран СНГ – 72%, из них Россия – 70%, Украина – 2%, дальнее зарубежье – 28%, из них Германия – 18,3%, Китай – 3,4%. Среди товарных групп по объёму как экспорта, так и импорта лидируют машины, оборудование, звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, а также недрагоценные металлы и изделия из них. Экспорт предприятий-резидентов составляет почти 50% от экспорта всех СЭЗ Беларуси. Общий объём произведённой продукции – около 45% от всего объёма продукции, произведённой всеми СЭЗ Республики Беларусь. Причём в СЭЗ расположено всего 25% предприятий-резидентов от всего количества резидентов СЭЗ.
Создание свободных экономических зон рассматривается в нашей республике как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.
3.2 Проблемы функционирования
Несмотря на положительное влияние СЭЗ на экономику регионов, эффективность функционирования СЭЗ низкая по причине имеющихся определенных недостатков.
Влияние и доля СЭЗ в республике в общем объеме и структуре привлеченных национальных и иностранных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на новых и высоких технологиях, несущественны и не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Правительством республики (доля инвестиций в основной капитал СЭЗ колебалась в 2007 году в пределах от 1,12% до 2,43% от общеобластных объемов, в расчете на одного занятого показатели практически равны региональным).
Не в полной мере реализован потенциал СЭЗ в увеличении объемов производства высоколиквидной и конкурентоспособной продукции на экспорт, создании и развитии новых импортозамещающих производств, проведении реструктуризации и модернизации действующих производств с использованием передовых научно-инновационных разработок, новых прогрессивных и высоких технологий.
Специализация сфер деятельности СЭЗ не в полной мере соответствует приоритетам инвестиционной политики Республики Беларусь. До недавних пор свободные зоны осуществляли политику привлечения практически любых инвестиций в любую отрасль хозяйствования, поэтому в основном резидентами СЭЗ поставлялись продукты питания, товары деревообработки, сырье и материалы. В номенклатуре поставляемой продукции все еще низок удельный вес высокотехнологичных товаров и производимых на базе высоких, ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий.
Отраслевая
структура промышленного
В практике взаимоотношений местных органов власти и высших органов государственного управления допускается несогласованность доведения основных параметров развития СЭЗ.
Недостаточна методологическая база анализа и оценки результатов функционирования СЭЗ.
Недостаточно эффективно используется общепринятая мировая практика предварительного создания необходимой инфраструктуры, а также условий для активного привлечения инвестиций в СЭЗ. Следует отметить, что в большинстве стран, где успешно действуют СЭЗ, они создавались, прежде всего, для активизации внешнеэкономической деятельности и развития экспортного производства. При этом налоговые льготы не всегда имели однозначный приоритет. На начальном этапе создания СЭЗ главной задачей являлось формирование на ней страной-инициатором современной инфраструктуры. Лишь по мере решения этих главных задач СЭЗ способствовали социально- экономическому развитию регионов, становясь своего рода «оазисами» экономического роста страны. Мировой опыт свидетельствует, что предоставление в СЭЗ только налоговых, таможенных и других льгот инвесторам СЭЗ недостаточно эффективно. Совершенно необходимым условием привлечения иностранного капитала в СЭЗ является проведение комплекса мер по развитию инфраструктуры: дорожно-транспортной сети, морских и речных портов, аэропортов, водо- энергоснабжения, системы телекоммуникаций, складских помещений, гостиничных комплексов, зон отдыха.
В современных условиях для свободных экономических зон Республики Беларусь представляется наиболее оптимальным развитие инфраструктуры на основе комплексного подхода. Ведущая роль в финансировании инфраструктурных инвестиционных вложений должна быть отведена государству. При этом необходима консолидация средств республиканского и местных бюджетов в финансировании создания и развития инфраструктуры, что требуется дополнить статьями Закона о СЭЗ.