Национальная модель антикризисного управления: ключевые проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, автореферат

Краткое описание

В современных условиях развития экономики Казахстана от государства требуется мобилизация всех усилий для создания условий по выходу из экономического кризиса и обеспечению эффективного функционирования национальной экономики при реализации антикризисной программы. Правительством РК принята антикризисная программа на 2009-2010 гг., отражающая основную цель смягчения негативных последствий влияния глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечивающая необходимую основу для качественного роста экономики. Для осуществления действенных мер антикризисной программы требуется адекватный механизм антикризисного управления, с помощью которого повысится результативность выхода из кризиса экономики Казахстана.

Вложенные файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 782.50 Кб (Скачать файл)

 

Улучшение использования антикризисного потенциала предполагает соответствие системы  антикризисного управления задачам, стоящим  в настоящее время для осуществления  производственной, инвестиционной и  научно-технической политики, институциональных  и экономических реформ.

Рассмотрение  ряда теоретических и методологических вопросов антикризисного управления социально-экономическими системами позволяет перейти  к проблемам анализа  диагностики  кризисов в процессах  антикризисного  управления национальной экономикой в целях    своевременного распознавания признаков и природы кризиса, его локализации, использование элементов исследования как меры превентивной санации и восстановления платежеспособности составляют суть целей диагностики в антикризисном управлении.

Теория  диагностических исследований относится  к числу теорий, описывающих и  исследующих механизмы функционирования в экономике и обществе. Ее развитие достигло такого состояния, когда исследуемые  в ней  постановки, модели и методы становятся полезными в практике управления и в

решении теоретических проблем  в других областях и сферах деятельности.   Однако диагностика в антикризисном управлении до сих пор остается  мало разработанной проблемой. Поэтому актуальной задачей является разработка методологии и аналитического аппарата построения моделей и разработки процедур проведения диагностики антикризисного управления.


Рыночные преобразования в каждой стране проходят под влиянием многих внутренних экономических и политических процессов, что обуславливает достаточно разнообразные и неоднозначные результаты реформирования экономики. Казахстанская экономика является открытой с точки зрения как достаточно свободного формирования валютного курса по текущим операциям, так и весьма высокой доли экспорта и импорта в национальном продукте. Так, если в 2004 году валовое накопление экспорта в ВВП составляла 52,6%, а импорта 43,9 %, то в 2007 году происходит снижение  49,4 % и 42,6 %.  Темпы роста экспортных операций в 2007 г. снизились на 3,2 % по сравнению с 2004 г. Хотя в 2007 г. и наблюдалось увеличение объема импортных операций  по сравнению с 2004 г.

За период 2001-2007 гг. в экономике  Казахстана наметились позитивные сдвиги. На внутреннем рынке наблюдался рост спроса на производимую продукцию и услуги. Показатели 2001 г., явились лучшими за последнее десятилетие. Объем произведенного валового внутреннего продукта за 2007 г. составил 12849796 млрд. тенге, в то же время, темпы спада ВВП в 2007 г. составили 1,8 % по сравнению с 2006 годом (рисунок 6).

Экономический спад   ВВП сопровождался высокими темпами инфляции в республике. Индекс потребительских цен в 2007 г. составил  118,8 % и повысился по сравнению с 2006 г. на 10,4 %. 

 

Рисунок 6 - Индекс физического объема валового внутреннего продукта за 2001-2007 гг.

     Примечание – составлено автором по материалам Агентства РК по статистике 

 

За годы реформ произошли изменения  и в структуре ВВП:  удельный вес промышленного производства в ВВП снизился в 2007 г. до 28,3 % против 29,1 % в 2003г., доля сельского хозяйства за этот же период уменьшилась почти в 2  раза, в строительстве произошло снижение  более чем на 0,5%.  За период 2006-2007 гг. наблюдается снижение удельного веса в структуре ВВП производства товаров (с 44,8 % до 43,4 %). В то же время доля услуг в структуре ВВП постепенно растет, и в 2007 году составила 54,3 %, увеличившись по сравнению с 2003 г. на 0,9 %. Увеличение доли услуг в структуре ВВП объясняется быстрым развитием рыночной инфраструктуры в республике. Снижение ВВП в 2007 г. по сравнению с 2006 г. обусловлено финансовым кризисом  и снижением темпов  производства в базовых отраслях экономики. 


Тенденция повышения  потребительских  цен по секторам экономики, характеризует общий уровень инфляции, в 2003 г.она составляла – 6,8 %, в 2006 г.  – 8,4 %., и  в 2007 г. – 18,8 %.   Динамика цен на потребительском рынке в определенной мере зависела от изменения цен в реальном секторе экономики.  В результате роста потребительских цен увеличилась стоимость жизни населения. Прожиточный минимум в 2007 г. по сравнению с 2004 г. возрос на 45 %. Итоги социально-экономического развития Казахстана в 2007 г. свидетельствует о реальной ситуации в мировой экономике и определяют ее как кризисную. Позитивным моментом в настоящее время является политика правительства о проведении антикризисных мер в наиболее приоритетных отраслях экономики, к которым относится сельское хозяйство.

Экономические реформы и формирования рыночных отношений в аграрном секторе  экономики определяют новые задачи, решение которых требует развития предприимчивости и деловой активности. Стабильность и развитие  рыночных отношений в сельском хозяйстве связано с формированием многоукладности в аграрной сфере экономики. Разгосударствление и приватизация хозяйств общественного сектора не привели к ожидаемым результатам, так как были допущены принципиальные ошибки в решении вопросов кооперирования предприятий сельского хозяйства с предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье. Диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и отраслей промышленности, производящих материально-технические средства производства для отрасли, отразился на покупательной способности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Существуют проблемы совершенствования структуры и взаимоотношений между сферами АПК, главная из которых - оптимизация систем движения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю.

       По результатам анализа состояния молочной промышленности республики установлено, что главной проблемой остается неразвитость сырьевой базы. Динамика численности скота, в т.ч. крупного рогатого скота подтверждает незначительный рост за последние восемь лет  (2001-2007 гг.) – на 32,0% в т.ч. коров – на 19,0%  (рисунок  7).


  Рисунок 7 – Динамика численности скота за 2001-2007 гг., млн. гол.

Примечание – составлено автором по материалам Агентства РК по статистике

 

       В республике функционирует 281 предприятий по переработке молока, из них 29 крупных, 166 средних, остальные мини-цеха, уступающие прежним по суммарной мощности в 12-16 раз. В дореформенный период в республике насчитывалось 168 крупных молочных предприятий. На сегодня производственная мощность предприятий по переработке молока составляет 2119,9 тыс.т в год,  процент их использования  в 2007 г. – 41,2%   Наиболее  высокие показатели переработки молока в г.Алматы – 310,2 тыс.т, Костанайской области – 106,9 тыс.т, Северо-Казахстанской области соответственно – 99,9 тыс.т, Алматинской  области– 97,5 тыс.т.

       Анализ производства молочных продуктов по видам за период 2002-2007 гг. показывает их рост, в частности сгущенного молока в 4 раза, масла сливочного,  сыра и мороженого – в 2-2,5 раза, молока обработанного – на 63,7%, молока сухого – на 70,7% (таблица 4).

 

Таблица 4 – Производство молочной  продукции  РК    за 2002-2007гг.,  тонн

Виды продукции

2002 г.

 

2003 г.

2004г 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2007 г. к 2002 г., %

Молоко, сливки обработанное

140824

164277

217616

231423

179673

230580

163,7

Молоко сухое

2787

2383

2138

2190

4277

4757

170,7

Масло сливочное

6043

9240

10566

11894

19736

15446

в 2,5 раза

Сыры

7565

8821

11189

13144

14952

16572

в 2,1 раза

Сгущенное

молоко

2484

3139

4111

7700

9838

10043

в 4,0 раза

Мороженое

6058

6558

8803

10358

12246

13047

в 2,1 раза


 

 


Одним из главных факторов, обусловливающих уровень конкурентоспособности предприятий молочной промышленности, является размещение производства сырья, соответствие его количества и качества производственным мощностям промышленных предприятий. Крупные молочные заводы, такие как «Фуд Мастер», ТОО «Агропродукт», ТОО «САМОNI», АО «Адал»,  расположенные в городах вне сырьевых зон, приобретают сырье в других регионах или используют импортное сухое молоко, что сказывается на качестве и цене молочного продукта. Качество производимой продукции является одним из основных компонентов стратегии предприятия.

Общее состояние экономической  и социальной обстановки в Казахстане усиливает внимание к различным  мерам, принимаемым для преодоления  неблагоприятных тенденций развития всех отраслей экономики. Определенную систему мер призванную для прогнозирования кризисов представляет разработка антикризисной стратегии и регулирование происходящих в экономике  процессов. Оно находит свое проявление  в исследовании причинно-следственных факторов изменения экономических условий развития общества и социального уровня жизни населения.

Объективная оценка экономического положения  Казахстана позволит сформулировать меры антикризисного управления, выбрать  наилучшую стратегию  развития государства,  основанную на концепции активного участия не только государства - регулятора, но и государства – собственника и активного субъекта рыночной экономики, которые представляют собой общепринятую сущность основных направлений государственной деятельности по практическому и эффективному осуществлению макроэкономической, структурно-инвестиционной и внешнеэкономической политики. На рисунке 8   представлены основные составляющие стратегии антикризисного управления национальной экономикой. Под данной стратегией на наш взгляд, следует понимать комплекс теоретических, методологических и практических положений и выводов по формированию и развитию системы государственной стратегии антикризисного управления, адаптированной к конкретным условиям функционирования национальной экономики.

 Эффективное функционирование  антикризисного управления невозможно  без оценки связей между различными  факторами и результативными  показателями, выявления их тенденций  и разработки экономических прогнозов.  Создание надежной информационной базы предполагает учет действия различных факторов, влияющих на эффективное функционирование экономики. Сохраняя закономерности развития экономики Казахстана в прошлом, был составлен прогноз на будущее.

Дальнейшее осуществление рыночных преобразований в Казахстане требует проведения экономических расчетов прогнозных результатов    

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 8 – Основные составляющие стратегии антикризисного управления национальной экономикой

     Примечание – составлено автором

 

функционирования национальной экономики  и обоснования путей их достижения.  В диссертационной работе были построены экономико- математические модели, которые позволили не только смоделировать экономическую ситуацию по выбранным показателям за исследуемый период времени, но и провести расчеты прогнозных значений основных показателей, характеризирующих эффективность использования антикризисного управления в развитии экономики Казахстана (таблица 5).

Своевременное выявление дестабилизирующих факторов, а также активное использование методов и форм антикризисного управления в значительной степени способны повлиять на устойчивость функционирования национальной экономики. Об этом свидетельствует опыт реформирования производственно-экономических отношений в бывших  социалистических странах. Вместе с тем, в Республике Казахстан (как и в других странах СНГ) в период становления рыночных методов хозяйствования и в настоящее время при принятии антикризисной программы по выходу из кризиса наблюдается преобладание реактивных (ситуационных) методов антикризисного управления. Преимущественное применение методологии реактивного антикризисного управления в странах СНГ многие исследователи пытаются объяснить крайне неблагоприятными объективными  условиями. На наш взгляд, использование более сбалансированного – проактивного (упреждающего) подхода является наиболее целесообразным. Проактивный подход предполагает тщательный учет объективных причин кризисных явлений и явных недостатков в организации антикризисного управления, которые в настоящее являются время в основном субъективнымы.

       При использовании  проактивных методов антикризисного управления в период развития  рыночной экономики и в условиях борьбы с кризисными явлениями на предварительной стадии допустима реализация следующих стратегических преимуществ:

– формирование национальной экономики на благоприятных условиях, без «финансового груза» международных долговых обязательств;

–  отсутствие внешней задолженности, способствующее ускорению процесса интеграции в систему международных финансовых институтов;

– привлечение финансовых ресурсов на более выгодных условиях для создания бескризисного развития национальной экономики;

– активизация процесса привлечения частных иностранных инвестиций, в том числе в реализацию крупных и долгосрочных инвестиционных проектов, в реальный сектор казахстанской экономики по причине отсутствия бремени прежних долгов;

–  реальная возможность смягчения негативных социальных последствий путем бюджетного датирования в течении первого периода становления отраслей социальной инфраструктуры.


 

 

Таблица 5 - Прогнозные значения основных показателей, характеризующих  эффективность экономики Казахстана

 

Показатели

2009 г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Валовой внутренний продукт, (млрд. тенге)

14154,46

15574,29

16994,12

18413,96

19833,79

21253,63

22673,46

Численность занятых  в экономике 

8016,56

8199,79

8383,017

8566,245

8749,472

8932,7

9115,92

Уровень безработицы, %

5,478

4,817

4,157

3,496

2,835

2,175

1,514

Производство сельскохозяйственной продукции, млн.тенге.

4063654,143

4522047,964

4980441,786

5438835,607

5897229,429

6355623,25

6814017,071

Динамика инфляций

8,134

8,122

8,110

8,099

8,087

8,075

8,063

Доля убыточных предприятий  в промышленности

30,43

28,24

26,06

23,87

21,68

19,50

17,31

Доля убыточных предприятий  в сельском хозяйстве 

30,04

27,83

25,63

23,43

21,23

19,03

16,82

Инвестиции в основной капитал, млн.тенге.

3901200,607

4290199,036

4679197,464

5068195,893

5457194,321

5846192,75

6235191,179

Примечание –  разработано автором

Информация о работе Национальная модель антикризисного управления: ключевые проблемы и пути их решения