Национальная модель антикризисного управления: ключевые проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, автореферат

Краткое описание

В современных условиях развития экономики Казахстана от государства требуется мобилизация всех усилий для создания условий по выходу из экономического кризиса и обеспечению эффективного функционирования национальной экономики при реализации антикризисной программы. Правительством РК принята антикризисная программа на 2009-2010 гг., отражающая основную цель смягчения негативных последствий влияния глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечивающая необходимую основу для качественного роста экономики. Для осуществления действенных мер антикризисной программы требуется адекватный механизм антикризисного управления, с помощью которого повысится результативность выхода из кризиса экономики Казахстана.

Вложенные файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 782.50 Кб (Скачать файл)

 

        На рисунке  9 представлены основные составляющие  проактивной методологии антикризисного  управления. В ней, отражена диалектическая взаимосвязь  концепции  устойчивого социально-экономического развития и методологии проактивного антикризисного управления как органической части комплексного обеспечения противодействия негативным воздействиям внешней экономической среды. Весь процесс организации проактивного антикризисного управления представляет единство и взаимосвязь этапов. На первом этапе разрабатывается методологическая база антикризисного управления, которая основана на теории устойчивого социально-экономического развития. При этом акцентируется внимание на максимальное выявление долгосрочных преимуществ методологии практивного антикризисного управления, обеспечивающей ранее выявление кризисных тенденций, что предопределяет реальную возможность заблаговременного уменьшения отрицательных последствий.

        Второй этап  организация проактивного антикризисного  управления охватывает два направления,  первый из которых связан с  разработкой стратегии безкризисного  развития. При этом приоритетное  внимание уделяется обоснованию  долгосрочных стратегических целей борьбы с кризисными явлениями, что принципиально отличает проактивный подход от ситуационного отношения к кризисам.

        Третий этап  предполагает осуществления разработки  конкретных программ и мероприятий  по реализации стратегических  целей  и тактических задач борьбы с кризисными явлениями. На этой стадии определяется приоритетность использования методов, форм и способов предупреждения и упреждения кризисных ситуаций. В большинстве случаев на этой стадии проводится выявление альтернативных сценариев и более конкретных вариантов проактивного воздействия на источники кризисных явлений. 

   На основе методологии  проактивного антикризисного управления    нами разработана модель антикризисного  управления национальной экономикой  Казахстана (рисунок 10), который  принципиально отличается от схем и моделей, разработанных зарубежными и отечественными экономистами. В предлагаемой модели традиционные для рыночной экономики  методы  управления борьбы с кризисными явлениями с помощью противодействия циклическим колебаниям совокупного спроса соединены с предложениями по применению антикризисных методов по фазам воспроизводственного процесса.

Важно отметить, что в области повышения уровня антикризисного управления сами хозяйствующие субъекты обладают значительными возможностями, в настоящее время необходимость организации антикризисного управления производственно-коммерческой деятельностью на микроуровне еще не до конца осознана,  а менеджеры не имеют представления о возможностях и методах  проактивного  антикризисного управления. Наше исследование является попыткой устранить этот пробел и дать возможность специалистам применять разработанную нами модель антикризисного управления национальной экономикой в современных условиях.     

 

 


 

 

Рисунок 9 – Основные составляющие методологии проактивного антикризисного управления

         Примечание – составлено автором

 

 

 

         С помощью предлагаемой модели можно определить систему взаимосвязей между методами антикризисного управления на макро-, мезо- и микроуровне. При этом изучение фаз воспроизводственного процесса на макроуровне позволяет выявить закономерные взаимосвязи между экономическими, социально-экономическими (более сложными) кризисными ситуациями и производственно-коммерческой   деятельностью. Кроме того, при использовании данной модели, вероятно создание логической взаимосвязи между методами антикризисного управления в рамках национальной экономики и разработкой организации антикризисного управления на мезо- и микроуровне.

        Совокупность изменений упредительного характера, реализуемых на основе предвидения опасности кризиса, анализа его симптомов и причин, принятия мер по снижению отрицательных последствий кризиса и учета его факторов для последующего развития рассматривается нами как система антикризисного управления. Важно отметить, что она максимально опережает уровень развития производства, используя соответствующие организационно-экономические механизмы его реализации. В  системе организационно-экономического механизма  мы рассмотрели мониторинг состояния (организационно-управленческого,производственно-хозяйственного, кадро-вого),  оценку бизнеса и стратегии управления в предкризисном состоянии, в условиях кризиса и выхода из него.

        Предложенный  организационно-экономический  механизм является методическим инструментом применения проактивных методов антикризисного управления национальной экономикой  Республики Казахстан.

       С помощью применения  предлагаемых проактивных методов  и механизма антикризисного управления возможно решение многих проблем, среди которых следует выделить:

 – прогнозирование предкризисной ситуации, своевременно определяющее наступление кризиса, его первые признаки и характер;

– формулирование и реализация основных методологических проблем жизнедеятельности объекта управления в кризисных ситуациях;

– моделирование действия социально-экономической системы в кризисных ситуациях – прогнозирование кризисных ситуаций, их анализ и оценка, разработка и анализ поведения системы в условиях кризиса.

Комплексный и системный подход к решению проблемы обеспечения  устойчивого экономического роста  Республики Казахстан предполагает разработку   модели антикризисного управления, позволяющей  своевременно определить   кризис  национальной экономики. Использование проактивных методов и механизмов антикризисного управления,  рассматривающих все возможные способы недопущения кризиса экономики, является основой научного предвидения кризисных явлений и управления ими в условиях их преодоления.


 

 


 

 


 


 



 

 

 

 


 

 

 

 

 


 



 

 

     Рисунок 10, лист 2

          

Итак, важно отметить, что в Казахстане антикризисное управление должно стать  не только проблемой в сложившейся  на сегодня ситуации, но и в целом  приоритетной задачей органов власти как на макро- мезо- и микроуровнях. На базе объединения комплекса совокупных мер антикризисного управления  возможно создать условиях эффективного развития национальной экономики.

 

Заключение

 

В результате диссертационного исследования можно сделать ряд выводов.

1. Циклическое развитие экономики представляет собой такую форму ее движения, которая предполагает смену революционных и эволюционных стадий развития сопровождающихся высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.

Цикличность – это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения ее отраслевой структуры. Одновременно цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на национальное хозяйство и мировое хозяйство в целом.

        2. Любая социально- экономическая система может попасть в кризисные периоды развития, что обусловлено совокупностью внешних, внутренних, субъективных и объективных факторов. Существует большое количество разнообразных кризисов (экономических, политических, структурных и прочих). Важно более четко отделить одни виды кризисов от других, что обусловливает и разграничение факторов, усиливающих или ослабляющих кризисные процессы. Однако  даже в развитой рыночной системе   устойчивое состояние в действительности практически не встречается, что обусловлено быстрыми изменениями внешней среды.

3. Анализируя внутренние и внешние   факторы устойчивости (либо неустойчивости) развития предприятия, необходимо учитывать обратное воздействие микроэкономики на цикличность развития макросистемы. Как ВВП, так и национальный доход, а также формирование доходов бюджетной системы зависят от стабильной и эффективной работы различных предприятий, организаций, поэтому кризисные процессы на микроуровне могут  обуславливать  стагнацию   в рамках всей социально-экономической системы. Это актуализирует значимость активного государственного антикризисного регулирования не только макропроцессов, но и мезо- микропроцессов. 

         4. Для рыночной экономики характерна усиливающаяся нестабильность внешней среды: повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции органов управления на них; возрастает частота появления неожиданных событий, внезапных изменений, их непредсказуемость. В таких условиях уже невозможно осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции на происходящие изменения необходимо использовать методы, способы и приемы современного менеджмента. В этой связи большое значение имеет эффективное применение антикризисного управления. 


        5. Необходимость появления института антикризисного управления связано с рыночными реформами казахстанской экономики и последующим наступлением глубокого и продолжительного кризиса, охватывающего все отрасли экономики и вызвавшее массовое банкротство предприятий. Вместе с тем антикризисное управление, по нашему мнению, нельзя рассматривать как временное явление в казахстанской экономической науке и практике, призванное нормализовать экономическую ситуацию в стране. Необходимость существования и развития антикризисного управления обусловлена закономерностью возникновения кризисных явлений в социально- экономических системах (в том числе и на предприятии), имеющих, как известно циклических характер развития.

        6.Менеджмент следует называть антикризисным, так как,  он направлен на улучшение экономического положения предприятия. Вместе с тем антикризисное управление должно занять свою «нишу» в теории и практике менеджмента. Границей между управлением в обычном режиме и антикризисным управлением может стать угроза кризиса, которую, не возможно более четко определить без антикризисного менеджмента. Управлять предприятием в условиях кризиса традиционными методами, характерными для управления в обычном режиме, невозможно. В кризисной ситуации требуются иные подходы к управлению и принятию таких решений, которые могли бы в кратчайшие сроки изменить ход событий и остановить приближение банкротства предприятия.

7.Антикризисное управление  национальной экономикой является  сложной и многогранной проблемой,  в которой переплетаются экономические,  технические, организационные и социальные вопросы, для решения которых необходим системный и комплексный подход. Когда цели и задачи имеют четкую количественную и качественную определенность и ориентированы на антикризисное развитие национальной экономики, эффективность системы антикризисного управления зависит от наличия и использования кадрового, научно-технического, организационного, информационного и др. потенциалов. Взаимодействие и взаимосвязь между повышением эффективности экономики и антикризисного управления имеет не только причинно-следственное, но и функциональное содержание.

8.Происходящие в Казахстане  радикальные социально-экономические  преобразования требуют глубокого  переосмысления реалий современной  жизни общества. Экономический кризис в республике,  прежде всего, сказывается на снижение объемов производства, снижение спроса и цен на сырье. Общий уровень инфляции в 2007 году увеличился на 12 % по сравнению с 2006 годом,    что можно связать с кризисами в базовых отраслях экономики Итоги социально-экономического развития Казахстана в 2007 г. свидетельствует о реальной ситуации в мировой экономике, и определяют ее как кризисную. Позитивным моментом в настоящее время является политика правительства о проведении антикризисных мер в наиболее приоритетных отраслях экономики. В связи, с чем возникает необходимость антикризисного управления  для своевременного выявления и преодоления кризиса, и обеспечения устойчивого экономического роста страны.


9.  Преодоление негативных  явлений в экономике Казахстана  и создание условий для ее устойчивого роста предполагает не эпизодическое улучшение отдельных, пусть даже важных характеристик управления деятельностью, а сложную систему взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть разработаны и обоснованы с позиции развития научно-методологического инструментария. Эффективной теоретико-методологической основой такой деятельности является системный подход, который должен стать универсальной методологией антикризисного управления национальной экономикой, суть которой состоит в формировании нового образца мышления, рассматривающего  в единстве  все явления внешней и внутренней среды.

10. Важнейшей проблемой  механизма антикризисного управления  является отсутствие эффективной   взаимосвязи и взаимодействия  между макро-  мезо- и микроэкономическими уровнями управления. Отсутствует организационно-целостная система, которая идентифицировала бы экономические интересы этих уровней и несла бы за это ответственность. В настоящее время макроэкономические интересы представлены в виде абстрагированных рекомендаций вышестоящих органов нижестоящим. Различные государственные органы управления не представляют собой целостную систему, вступившую в экономические отношения с самостоятельными предприятиями. В такой ситуации предприятия  заняты реализацией своих текущих интересов, которые берут вверх над перспективными национальными интересами. Все это свидетельствует о необходимости целостного подхода к процессу управления экономикой и разработки  антикризисного управления, который пронизывал бы всю систему макроуправления и теоретически обосновывал ее существенные черты. 

Информация о работе Национальная модель антикризисного управления: ключевые проблемы и пути их решения