Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..5
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………...8
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТ....................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……...34

Вложенные файлы: 1 файл

национальная экономика контрольн.docx

— 603.68 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3

  1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..5
  2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ         БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………...8
  3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ ……………………..................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..31

         СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………..……...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной целью функционирования любой экономической системы  несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а  также ликвидация бедности и социального  неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое  развитие невозможно без эффективной  социальной политики, которая может  проводиться на разных уровнях экономической  деятельности. При всей кажущейся  ясности необходимости наличия  такой политики нужно решить, с  помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности  и конфликтов быстро осуществить  рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит  ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой  базой для успешного развития экономики. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обусловливают актуальность выбора этой темы для контрольной работы.

Социальная политика, с  точки зрения функционирования экономической  системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных  условий в социальной сфере становится главной целью экономической  деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической  деятельности.

Целью государственной социальной политики является обеспечение системы  мер по улучшению условий жизни  и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального  неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан.

Сегодня в Республике Беларусь идет процесс реформирования социальной сферы, важным этапом которого является перераспределение государственных обязанностей. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование  социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

Задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве Белоруссии является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке  стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства  затрагивает и охватывает все  сферы экономических отношений  в стране. Одним из важнейших направлений  деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного  труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Объектом исследования данной контрольной работы  является национальная экономика Республики Беларусь.

Предметом исследования социальная политика Республики Беларусь и направления  ее развития.

Цель написания работа на данную тему является уточнение сущности социальной политики государства и ее места в рыночной экономике.

Задачами исследования являются: определение понятия «социальная  политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей  результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.

Методы исследования: метод  описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов, группировок, экономико-математический.

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Социальная политика – система мероприятий, проводимых правительством через местные и  региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни  больших социальных групп, финансируемых  из средств госбюджета и соответствующих  либо идеологическим установкам государства  на данный момент, либо ценностным ориентациям  общества на долговременную перспективу.

В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:

1. социальная  защита человека и его основных  социально-экономических прав;

2. обеспечение  условий для повышения благосостояния  каждого человека и общества  в целом;

3. поддержание  определенного статуса различных  социальных групп и отношений  между ними, формирование и воспроизводство  оптимальной социальной структуры  общества;

4. развитие социальной  инфраструктуры (жилищно-коммунальные  услуги, транспорт и связь, образование,  здравоохранение, информация);

5. формирование  экономических стимулов участия  в общественном производстве;

6.   создание  условий для всестороннего развития  человека, удовлетворения его потребностей  и возможности реализации в  свободном труде [2, с.129].

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной  зависимости решения социальных проблем от экономического и политического  положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению  уровня благосостояния населения, оказывать  стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу.

Таким образом, социальная политика государства – это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам. [7, с. 173]

Цели социальной политики:

  • обеспечение определенного уровня потребления;
  • нейтрализация негативных последствий рыночной экономики;
  • обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения. [17, с. 68]

     Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

  1. Государственная программа «Культура»;
  2. Республиканская программа «Здоровье»;
  3. Государственная программа развития спорта и туризма;
  4. Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
  5. Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
  6. Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания».
  7. Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в РБ до 2010 г.

Социальная политика осуществляется на различных уровнях:

  • всемерная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций;
  • макрорегиональная и общегосударственная политика;
  • интерреализация межгосударственной социальной политики.

Основные функции социальной политики:

  • определение доли каждого работника в созданном продукте;
  • стимулирование трудовой мотивации рациональной занятости и развития производства;
  • влияние на формирование доходов и структуры потребностей;
  • обеспечение социальной защищенности всех членов общества;
  • согласование личных, коллективных и государственных интересов;
  • создание условий воспроизводства рабочей силы. [6, с. 250]

Показателями результативности социальной политики являются уровень  и качество жизни населения.

Уровень жизни – это  фактически сложившиеся условия  жизнедеятельности и степень  удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг [1, с.280].

Качество жизни – уровень  развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей [5, с.212].

Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий  жизни. Выделяют 12 групп показателей: рождаемость, смертность и другие демографические  характеристики населения; санитарно-гигиенические  условия жизни; потребление продовольственных  товаров; жилищные условия; образование  и культура; условия труда и  занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские  цены; транспортные средства; организация  отдыха; социальное обеспечение; свобода  человека [7, с.89].

 В мировой статистике, начиная с 1990 года, по рекомендациям ООН стали использовать особый показатель, называемый ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала.

2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Основы политики белорусского государства были заложены еще в  первой предвыборной программе А.Г. Лукашенко. Все последующие годы государственная политика развивалась четко и последовательно в соответствии с изначально намеченным курсом и получила название белорусской модели развития. Что же она собой представляет?

Главная черта белорусской  модели - эволюционный путь развития, предполагающий постепенный переход от сверх централизованной системы управления экономикой и обществом к демократическому устройству общества и рыночным принципам регулирования экономики.

Важнейшей и принципиальной чертой белорусской модели является ее социальная направленность. Не люди для государства и для экономики, а государство и экономика  для людей, для народа - вот основополагающий принцип. [13, с. 3]

Экономика Республики Беларусь по критериям социальной ориентированности  последовательно подходит, а по многим из них превосходит пороговые значения.

Ее характерными особенностями  являются:

  • доминирование общественной собственности в многоукладной экономике при определяющей роли государственной собственности;
  • приоритет социальной политики и социального благосостояния в экономическом развитии, что соответствует тенденции социализации; возрастание роли человеческого потенциала как определяющего фактора ее развития и высокая доля государственных расходов на его поддержание;
  • эволюционное формирование рыночной экономики и рыночного механизма хозяйствования на основе гибкого сочетания рыночных принципов и сильного государственного регулирования;
  • преобладание государственного финансирования и оказание социальных услуг (свыше 50 % ВВП перераспределяется через бюджет, около 60 % бюджета направляется на социальные нужды);
  • приоритет адресности и внерыночности в предоставлении социальных услуг; наличие отдельных предпосылок при создании наиболее демократичной трехуровневой модели социального партнерства. [8, с. 8]

В каждой стране, независимо от уровня ее экономического развития, есть так называемые социально уязвимые слои населения, имеющие ограниченные материальные ресурсы – малообеспеченные граждане, многодетные и неполные семьи, одинокие инвалиды и пенсионеры, безработные.

Одной из наиболее эффективных  форм повышения их благосостояния является государственная адресная социальная помощь (ГАСП), которая действует  в Беларуси с 2001 года. Ее цель – оказание материальной поддержки гражданам, семьям, по объективным причинам, имеющим  ограниченные финансовые возможности, содействие выходу из трудных жизненных  ситуаций. Фактически это ежемесячное  социальное пособие, которое выплачивается  в течение трех месяцев определенным категориям семей и одиноким гражданам  при условии, если их средний совокупный доход не превышает критерий нуждаемости, установленный законодательством.

В 2009 г. расходы бюджета на оказание адресной помощи составили 51 млрд. руб., ее получили 260 тыс. человек. В 2010 году на эти цели израсходовано 77,3 млрд. руб. Получателями стали 300 тыс. человек.

Решение данных проблем нашло  отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», который вступил в силу с 1 января 2010 года. Им предусмотрено объединить в единую систему государственной поддержки адресную социальную помощь и безналичные жилищные субсидии, повысить критерий нуждаемости при оказании малообеспеченным гражданам ГАСП и единовременного социального пособия со 120% до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения; увеличить период назначения помощи в виде пособия до 6 месяцев.

Информация о работе Национальная экономика