Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:30, контрольная работа
Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..5
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………...8
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТ....................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……...34
В 2012 году произведены перерасчёты:
с 1 января – пенсий неработающих пенсионеров в возрасте 75 лет и старше, пенсионируемых в органах по труду, занятости и социальной защите, в связи с установлением доплат;
с 1 февраля:
с 1 мая:
с 1 августа:
Таблица 2.2.
Информация о размере пенсий (август, сентябрь, октябрь 2012 года)[15]
Пенсия |
Средний размер (руб.) |
Превышение (%) | |
за период: |
|||
Август, сентябрь, октябрь 2012г. |
Декабрь 2011г. | ||
Всех видов |
1657253 |
940442 |
176,2 |
Трудовая |
1676900 |
949410 |
176,6 |
По возрасту |
1721358 |
973738 |
176,8 |
Минимальная по возрасту (с учетом доплаты к ней) |
1209956 |
683714 |
177,0 |
По инвалидности |
1516700 |
874670 |
173,4 |
По случаю потери кормильца |
1078324 |
627758 |
171,8 |
За выслугу лет |
2190856 |
1262902 |
173,5 |
За особые заслуги перед республикой |
2515009 |
1447470 |
173,8 |
Социальная |
782382 |
530772 |
147,4 |
По данным таблицы 2.2 можно сделать вывод, что средний уровень пенсии всех видов в текущем году вырос по отношению с сопоставимым на 76,2 %, что в денежном эквиваленте составляет 716811 тыс. руб.
В условиях сложившейся демографической ситуации в Беларуси в центре внимания социальной политики находятся вопросы усиления государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей.
По состоянию на 1 января
2012 года численность населения
Число родившихся составило 109 364 человека, что на 1241 человек или 1,1 процента больше, чем в 2010 году. Увеличение рождаемости отмечено как в городских поселениях (101,4 процента), так и в сельской местности (100,2 процента). Небольшое снижение рождаемости произошло в Витебской (99,8 процента) и Гомельской (99,2 процента) областях. Рост числа родившихся произошел в Брестской (103,5 процента), Гродненской (102,8 процента), Минской (101,1 процента) и Могилевской (102,1 процента) областях, а также в г. Минске (100,1 процента).
В республике 2011 году умерло 135 099 человек, что на 2206 человек, или на 1,6 процента меньше чем в 2010 году. Снижение смертности произошло также в сельской местности (96,1 процента). В городских поселениях отмечено увеличение числа умерших на 0,1 процента.
Отмечается снижение общего коэффициента смертности до 14,3 на 1000 человек населения (в 2010 году – 14,4).[14]
Основные усилия были сосредоточены на осуществлении мер, направленных на стимулирование рождаемости, повышение качества жизни семей с детьми, в первую очередь через повышение размеров пособий на детей, решение жилищных вопросов многодетных и молодых семей.
На сегодняшний день системой государственных пособий в нашей стране охвачено свыше 500 тыс. детей. Размеры данных пособий систематически пересматриваются с учетом изменения бюджета прожиточного минимума (табл. 2.3).
Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей на август, сентябрь, октябрь2012 год (в руб.), [14]
Таблица 2.3
Размеры государственных пособий семьям воспитывающим детей
Виды пособий |
С 01.01.12 по 31.01.12 |
С01.02.12 по 30.04.12 |
С 01.05.12 по 31.07.12 |
С 01.08.12 по 31.10.12 |
Пособие в связи с рождением ребенка (единовременное) при рождении первого ребенка при рождении второго и последующих детей |
5747900 8047700 |
7068800 9896320 |
7430200 10402280 |
8438700 11814180 |
Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное) |
574790 |
706880 |
743020 |
843870 |
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) |
574790 |
706880 |
743020 |
843870 |
с надбавкой 75% |
1005880 |
1237040 |
130290 |
1476770 |
с надбавкой 40% |
804710 |
989630 |
1040230 |
1181420 |
Пособие на детей старше 3 лет (ежемесячное) |
287400 |
353440 |
371510 |
421940 |
с надбавкой 40% |
402350 |
494820 |
520110 |
590710 |
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное) |
574790 |
706880 |
743020 |
843870 |
Пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) |
402350 |
494820 |
520110 |
590710 |
В последующем предполагается установить размеры пособий на уровне, позволяющем компенсировать семье как недополученный доход в связи с занятостью одного из родителей уходом за малолетними детьми, так и дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Главными задачами социальной политики на 2011- 2015 гг. являются:
Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе для Республики Беларусь являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.
Рейтинг по индексу развития
человеческого потенциала (ИРЧП) на
ежегодной основе рассчитывается Программой
развития ООН – крупнейшим учреждением
в системе ООН, оказывающим содействие
в области развития, – в рамках
докладов о развитии человека. Данный
индекс представляет собой сравнительный
анализ 187 государств-членов ООН по
ряду показателей уровня жизни населения.
Индекс является комплексным показателем,
вычисляемым на основе трех основных
измерений человеческого
По сравнению с прошлогодним докладом индекс человеческого развития для Беларуси увеличился с 0,732 до 0,756. С таким показателем наша страна по-прежнему занимает прочное место в категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Выросли и основные компоненты этого индекса. Например, показатель валового национального дохода на душу населения вырос с 12926 долларов США в докладе 2010 года до 13439 долларов США в докладе 2011 года, показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении увеличился с 69,6 лет до 70,3 лет.
Республика Беларусь
занимает в рейтинге
Главными приоритетами в
социальной политике являются рост уровня
рождаемости при одновременном
увеличении продолжительности жизни.
В развитии демографических процессов
наметились положительные тенденции
к росту рождаемости и
Главная цель демографической
политики – последовательное повышение
ожидаемой продолжительности
В целях стимулирования рождаемости
и создания предпосылок для рождения
трех и более детей
- увеличение размера государственных пособий на детей, включая увеличение за пятилетие размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до уровня 35–40 процентов от средней заработной платы по стране;
- предоставление финансовой поддержки в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений:
- молодым семьям на общих основаниях при рождении первого ребенка – в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, при рождении второго или наличии двоих несовершеннолетних детей – 80, при рождении третьего и последующих – 100 бюджетов прожиточного минимума;
- многодетным семьям по льготным кредитам при наличии троих несовершеннолетних детей – 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам, четверых – 100 процентов от суммы задолженности.[9]
Реализация названных
направлений демографической
Первоочередными задачами в области повышения уровня жизни народа являются: увеличение реальных денежных доходов, оплаты труда, приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам.
Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда должны стать: повышение уровня заработной платы работников как основного источника денежных доходов, инвестиций в человеческий капитал и важного стимула трудовой деятельности; рост инвестиционного потенциала и платежеспособного спроса населения; создание равных прав и условии на труд и его оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
В результате решения поставленных задач численность работников в экономике достигнет 4640–4670 тыс. человек в 2015 году и уровень занятости населения возрастет до 80 процентов к трудовым ресурсам.[10]
Борьба с бедностью является одним важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.
Пенсионное обеспечение
- важнейшее направление
Для совершенствования системы социальной защиты населения требуется адаптация действующей модели пенсионной системы к изменяющимся социально-экономическим условиям, дифференциация социальной поддержки в отношении различных групп населения, углубление адресности, развитие и улучшение системы социального обслуживания населения.
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. В перспективе в соответствии с социально-экономическими программными документами в республике предусматривается: