Национальное богатство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение национального богатства Республики Беларусь, его структуры и способов измерения в экономике.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретический аспект понятия и структуры национального богатства;
определить способы измерения национального богатства в отечественной и зарубежной практике;
раскрыть проблематику измерения национального богатства;
показать перспективы развития и преумножения национального богатства в отечественной экономике.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и содержание национального богатства как макроэкономического показателя 5
1.1. Общее понятие и классификация национально богатства 5
1.2. Особенности оценки национального богатства 7
1.3. Проблемы измерения национального богатства в Республике Беларусь 12
2 Анализ национального богатства Республики Беларусь 20
2.1.Анализ основных средств в составе национального богатства 20
2.2 Анализ природно-ресурсного потенциала страны 24
2.3.Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь 32
2.4 Анализ научного и научно-технического потенциала Республики Беларусь 39
3 Пути увеличения национального богатства Республики Беларусь 51
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-Национальное богатство Республики Беларусь.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)
Страна Потенциальный человеческий капитал Удельный  вес человеческого капитала в  национальном богатстве
Всего, трлн дол. США На душу населения, тыс. дол. США
Страны  СНГ-всего 39,9 142,2 49,1
Азербайджан 0,6 70,0 42,2
Армения 0,2 58,0 54,3
Беларусь 1,8 181,6 55,4
Грузия 0,3 58,8 52,2
Казахстан 1,5 100,7 35,4
Киргизия 0,2 50,0 45,9
Молдова 0,2 53,5 51,4
Россия 28,7 197,1 50,9
Таджикистан 0,2 26,8 53,7
Туркмения 0,3 55,0 10,2
Узбекистан 1,4 58,6 50,1
Украина 4,5 91,8 53,1

Источник:[1, c. 112] 

    Важным  показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Республика Беларусь относится к государсгвам с высоким уровнем образования населения удельпый вес работников с высшим и средним специальным образованием в нашей стране увеличился  с 36,4%  в  2005г. до 43,9% в 2010г. 

    В целом следует отметить, что высокий  общеобразовательный уровень населения и сложившаяся эффективная система подготовки квалифицированных кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. Для максимального использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать стругктуру занятости населения, повышать производительность труда.

      2.4 Анализ научного и научно-технического потенциала Республики Беларусь

 

    В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная и инновационная политика государства. Проблема повышения экономической значимости науки, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциалов является особо актуальной.

    В 1990 г. Беларусь, будучи в составе  бывшего СССР и занимая 0,9 % территории с населением 3,6 %, имела 4,6 % научных организаций и около 3,5 % научных работников Советского Союза; показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составлял 2,27 % (таблица 2.7). Но в связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных и научных связей, глубоким спадом производства и системным кризисом научный потенциал всех бывших союзных республик, включая Беларусь, подвергся серьезным испытаниям.[7, c. 84]

    Наукоемкость  ВВП по большинству стран сократилась  в несколько раз, лишь в России и Украине в 2002 г. она превысила 1 % — величину, признанную, по экспертным оценкам, критической, ниже которой начинается разрушение национального научно-технического потенциала, регресс экономики, снижение ее конкурентоспособности.

    Ни  в одной из стран СНГ научно-техническая  составляющая не только не стала фактором экономического роста, но зачастую и полностью отсутствовала. Перенос центра тяжести экономических преобразований главным образом в изменение отношений собственности и финансовую сферу отодвинули на второй план такие важнейшие проблемы, как сохранение и развитие национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства и выпуск конкурентоспособной продукции. Научно-технологический фактор был практически полностью исключен из процесса реформирования экономики. Результатом такой политики стало резкое обострение технологического кризиса, падение производства, потеря внутренних и внешних рынков, растущая технологическая зависимость от зарубежных стран. 

Таблица 2.7 – Стоимость выполненных научных исследований, % к ВВП

Страна 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2006 г. 2010 г.
Азербайджан 1,01 0,31 0,35 0,30 0,33 0,36
Армения 2,54 0,08 0,26 0,30 0,35 0,36
Беларусь 2,27 0,95 0,81 0,73 0,80 0,87
Грузия 1,20 0,11 0,19 0,20 0,19 0,18
Казахстан 0,74 0,27 0,17 0,30 0,33 0,34
Кыргызстан 0,73 0,26 0,13 0,20 0,18 0,18
Молдова 1,57 0,75 0,58 0,50 0,41 0,40
Россия 2,98 0,81 1,28 1,40 1,67 1,72
Таджикистан 0,73 0,11 0,07 0,05 0,02 0,03
Туркменистан 0,65 0,26 - - - -
Узбекистан 1,22 0,39 - - - -
Украина 2,33 1,34 1,14 1,10 1,08 1,07

Источник: [7, c. 85] 

    В Беларуси научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных (по сравнению с другими странами СНГ) условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Все основные технологии, реализованные промышленностью Беларуси в послевоенный период, в том числе и связанные с развитием специфичных для нее отраслей (например, калийной промышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участием. В то же время в отдельных отраслях экономики страны практически отсутствовала собственная исследовательская база (станкостроение, компьютерные системы проектирования и подготовки производства — GALS в западных странах и др.).

    Наукоемкость  ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т.е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 2004 г. данный показатель показал рост и уже к 2010 году составил 0,87%.[12]

    Столь длительная негативная тенденция падения  ключевого макропараметра научного потенциала отразила как в фокусе подобную динамику и других его показателей, в том числе объемов выполненных научными организациями работ и численности исследователей.

    С 1990 по 2009 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т.е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500—700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3—5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США — 52, Израиле — 38, России — 32, ФРГ — 29, Франции — 26, Южной Корее — 24. [9, c. 124]

    За  этот же период в три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных  научными организациями Беларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991—1996 гг. (почти в 4 раза). Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.

    Меры, предпринятые руководством страны в  середине 90-х гг. XX в., по оздоровлению ситуации в научной сфере касались создания общесистемных условий, благоприятствующих научно-инновационному развитию, и прежде всего, в области макроэкономической политики и законодательства с учетом перехода к рыночным отношениям.

    Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики в этих областях.

    Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

    Научная деятельность в целом является сферой ответственности НАН Беларуси: это государственные программы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы ориентированных фундаментальных исследований (ГПО-ФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).

    Государственный комитет по науке и технологиям курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

    Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Министерство экономики, на отраслевые министерства и концерны.

    Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений (таблица 2.8). 

Таблица 2.8 - Макропоказатели научного потенциала Республики Беларусь

Макропоказатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2006 г. 2010 г.
Наукоемкость ВВП, % 2,27 0,95 0,81 0,73 0,8 0,87
Число организаций, вы-            
полнявших ИР, ед. 312 286 307 295 302 312
В том числе:            
научно-исследователь-            
ских организаций 133 133 165 168 170 171
конструкторских бюро 70 54 48 38 41 40
проектных и проектно-            
конструкторских орга-            
низаций 36 21 5 5 6 6
опытных заводов - - 10 8 9 10
высших учебных заведений 27 34 33 34 30 29
промышленных организаций 24 17 37 32 36 45
прочих - - 9 10 10 11
Численность персонала,            
занятого ИР (на конец            
года), чел. 107 206 39 300 32 926 29 981 33269 35689
В том числе исследователей 59 030 26 902 19 707 17 702 18101 18752
из них:            
докторов наук 542 712 819 783 896 987
кандидатов наук 5 872 4 403 3 847 3 431 3025 3125
техников - - 2 574 2 337 2874 2354
вспомогательного            
персонала - - 6 751 5 999 5801 6200
прочего персонала - - 3 894 3 943 2572 4271
Доля работников отрасли «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых в народном хозяйстве, % 2,1 1,0 0,33 0,3 0,31 0,34

Информация о работе Национальное богатство РБ