Национальное богатство России: количественные и качественные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития национального богатства России с учётом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру национального богатства как вида экономической деятельности; - систематизировать факторы и условия функционирования и развития национального богатства в стране на уровне национальной экономики;
- представить систему показателей оценки состояния национального богатства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития здравоохранения в России;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов национального богатства в России;
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере национального богатства;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3
1
Теоретические аспекты исследования национального богатства в России как вида экономической деятельности ………………...............

5
1.1
Национальное богатство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………………….

5
1.2
Факторы и условия функционирования и развития национального богатства в стране……………………………………………………………

19
1.3.
Показатели оценки состояния национального богатства в стране………
26
2
Анализ современного развития национального богатства в стране...
35
2.1
Количественные и качественные характеристики современного состояния национального богатства в России………………………...........

35
2.2
Тенденции и факторы развития национального богатства в России………………………………………………………………………...

42
2.3
Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов национального богатства стране………………………………..

51
3
Перспективы развития национального богатства в РФ………………
53
3.1
Стратегические направления развития национального богатства в стране…………………………………………………………………………...

53
3.2
Основные направления государственной политики в сфере национального богатства …………………………………………………….

65
Заключение…………………………………………………………………………..
71
Список использованных источников………………………………………………
74

Вложенные файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим условием устойчивого и эффективного импортозамещения в российской экономике являются модернизация материально-технической базы промышленности и сельского хозяйства, освоение прогрессивных технологий, налаживание выпуска принципиально новых видов продукции, совершенствование корпоративного управления и маркетинговых стратегий. В то же время отечественные товаропроизводители не смогли в полной мере воспользоваться преимуществами заниженного курса рубля, и в 2001–2002гг. произошло частичное восстановление позиций импорта на внутреннем рынке, особенно в розничной торговле. Этому также способствовало возобновившееся реальное удорожание рубля.

Сочетание мощного  экспортного, топливно-сырьевого потенциала России с ограниченным внутренним платежеспособным спросом привело к формированию устойчивого и высокого положительного сальдо в торговле товарами. В условиях роста нефтяных цен в 2003 г. его величина достигла рекордного уровня – $61 млрд. (по методологии платежного баланса, включая неорганизованную торговлю) и уступала только аналогичному показателю для Японии. С учетом хронического отрицательного сальдо

России в  обмене услугами суммарный торговый профицит несколько 

_______________

         10 Российский статистический ежегодник – 1995-2005. Стат. сб. Государственный комитет РФ по статистике.

 

снижается, но по-прежнему составляет весьма внушительную величину ($53 млрд. в 2003г.).

Наличие активного  торгового баланса позволяет  решать ряд важных народно-хозяйственных  задач, а именно: наращивать валютные резервы страны, необходимые для  регулирования внутреннего валютно-финансового рынка, осуществления интервенций на мировом рынке капитала и обслуживания внешнего долга; финансировать критический импорт для обеспечения экономической безопасности страны, а также закупки товаров и услуг в интересах государства. На протяжении 2003–2004 гг. валютные резервы России непрерывно росли и достигли $34 млрд. по состоянию на 1 ноября 2004г.

В кризисных  условиях переходного периода существенно  повысилась фискальная значимость внешней  торговли. В последнее время суммарный  удельный вес различных таможенных налогов и сборов (экспортно-импортные пошлины, акцизы, НДС на импорт, прочие платежи) в доходной части федерального бюджета достигает примерно одной трети, что почти вдвое выше уровня середины 90-х годов. Около четверти бюджетных поступлений приходится на экспортно-импортные пошлины, собираемость которых постоянно растет как следствие совершенствования таможенного контроля и усиления борьбы с правонарушениями во внешнеторговой сфере.

Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в  обеспечении внутренних инвестиционных потребностей страны. Расходы на приобретение импортного оборудования составляют около  четверти всего объема российских инвестиций в машины, оборудование, инструмент и инвентарь. За счет зарубежных средств в 2000г. было профинансировано почти 5% национальных инвестиций в основной капитал (7% в 1999г.).

В настоящее  время общую ситуацию в мировой  экономике и место страны в  системе международного разделения труда все в большей степени определяет потенциал наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий, и именно в этой сфере отмечается все большее отставание России от ведущих зарубежных государств. Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается сегодня примерно в $2,5–3 трлн. США, однако присутствие России на нем заметно лишь в таких сегментах, как ядерные технологии, оружие и военная техника, коммерческие запуски спутников, производство ракетных двигателей, создание телекоммуникационной и навигационной инфраструктуры. Актуальность интеграции России в мировой рынок высоких технологий повышается в связи с отсутствием в стране платежеспособного спроса на часть наукоемкой продукции, что приводит к застою и старению наиболее передовой технологической базы (авиация, космонавтика, радиоэлектроника, биотехнология, информатика и т.п.).

В итоге современные  структура и основные качественные параметры национального экспорта все более отрываются от магистрального направления развития международной торговли. Так, доля высокотехнологичного экспорта в общей стоимости поставок обработанных изделий из России находилась на уровне 16% в 2004 г. по сравнению с 20% в среднем для развивающихся стран и 31% для государств Восточной и Юго-Восточной Азии. Здесь необходимо подчеркнуть, что значительное и растущее отставание России в развитии экспорта готовой продукции, в первую очередь наукоемких изделий, означает реальные и существенные потери для страны в процессе глобализации мировой экономики, создающем наиболее выгодные условия и дополнительные, в том числе ценовые, преимущества для поставщиков современных, инкорпорирующих новейшие научно-технические достижения товаров и услуг.

В настоящее  время Россия имеет наиболее высокие  коэффициенты международной специализации (отношение доли той или иной товарной группы в российском экспорте к удельному весу соответствующих товаров в мировом экспорте) в топливно-сырьевой нише (5–6 по минеральному топливу, около 3 по металлам), тогда как в торговле химической продукцией соответствующий показатель уже значительно ниже (порядка 0,9). В экспорте машин и оборудования коэффициент международной специализации России изменился с 0,25 – 0,3 в середине 90-х годов до 0,2 к концу десятилетия (удельный вес машин и оборудования в мировом экспорте вырос с 35% в начале 90-х годов до более 40% к концу периода, в России же этот показатель не превышал 9 – 10% на протяжении большей части десятилетия). Опережающий рост топливно-сырьевого экспорта, основанный на значительной разнице внутренних и мировых цен, а также опирающийся на устойчивый внешний спрос, предопределил гипертрофированное развитие добывающих отраслей и отраслей первичного передела, занявших господствующее положение в экономике страны. В 2004г. на ключевые экспортные отрасли – топливную и металлургическую – приходилось почти 40% промышленного производства и около двух третей всех промышленных инвестиций. Таким образом, Россия столкнулась с известным в мире феноменом «голландской болезни деиндустриализации», когда интенсивная эксплуатация сырьевого экспортного ресурса ведет к переливу капитала и рабочей силы из отраслей глубокой переработки в более прибыльное производство сырья и материалов.11

Примерно с  середины 90-х годов в общем  контексте топливно-сырьевой специализации России четко обозначился экологический фактор конкурентоспособности, позволивший наряду с другими причинами значительно увеличить экспорт продукции металлургии, базовой химии и целлюлозно-бумажной промышленности, то есть отраслей, оказывающих повышенное отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. Таким образом, если специализация на вывозе энергоносителей и иных видов

_________________

            11 Камалова, А. А. Эффективное использование национального богатства России в условиях рыночной экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01 / Камалова Алина Альбертовна. - Казань, 2009. - 24 с.

минерального  сырья является отражением естественных конкурентных преимуществ России, то высокая экспортная ориентация вышеперечисленных отраслей продиктована соображениями экологического характера и желанием западных стран вывести «грязные» производства за пределы своей территории. Обладая значительной экологической «прочностью» благодаря огромным размерам территории, Россия все более специализируется на экспорте собственной экологии, овеществленной в продукции наиболее вредных с природоохранных позиций отраслей. Подобная специализация может иметь место на ограниченном отрезке времени и при условии жесткого общественного контроля, однако в долгосрочной перспективе она несостоятельна и опасна для страны.

Современная международная  специализация России на вывозе топливно-сырьевых товаров, несмотря на высокую эффективность  экспортных операций для предприятий-поставщиков, с народно-хозяйственных позиций является далеко не оптимальной. С точки зрения суммарного национального богатства экспорт не возобновляемых (трудновозобновляемых) природных ресурсов означает лишь переход национального богатства из овеществленной в ликвидно-денежную форму. Однако реального приращения богатства не происходит или же происходит только его незначительное увеличение. В то же время экспорт обработанных товаров, использующих дешевеющее импортное сырье и материалы, обеспечивает наибольший вклад в приращение национального богатства, что служит основой устойчиво высокой конкурентоспособности США, Японии, Швейцарии, а также таких малых стран и территорий, как Сингапур, Люксембург, Гонконг, Тайвань, и ряда других. Характерная для большинства отечественных обрабатывающих производств и других прогрессивных видов деятельности хроническая нехватка финансовых средств при сохраняющейся острой потребности решения неотложных производственных, инвестиционных и социальных задач, а также низкая платежеспособность российских потребителей обусловили стремление многих предприятий реализовать товары (услуги) любой ценой, вне зависимости от коммерческой эффективности экспортной сделки. В итоге Россия фактически добровольно передает часть национального дохода зарубежным странам, когда вывозится продукция (услуги) низкой степени переработки (доводки, соответствия требованиям потребителей, готовности к использованию), а закупаются более качественные, полностью отвечающие запросам рынка и, следовательно, дорогостоящие иностранные товары (услуги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов национального богатства стране.

 

Федеральная целевая  программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» направлена на создание государственного кадастра недвижимости как одной из основополагающих инфраструктур государства в области проведения государственной политики, направленной на обеспечение эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Российской Федерации в интересах сохранения общественной стабильности и укрепления национальной экономики.

Совместно с  организациями, обеспечивающими ведение государственных градостроительного кадастра, лесного кадастра, водного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и других кадастров и реестров, и с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляется переход к государственному учету в единой системе объектов недвижимости на основе распределенных автоматизированных банков данных и электронных систем доступа и обмена сведениями между ними.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

     1) создание нормативно-методической базы, в том числе разработка: нормативно-методических документов по ведению государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и по обеспечению публичности его сведений;

нормативно-методических документов, устанавливающих правила  отнесения участков земной поверхности, участков лесного фонда, обособленных водных объектов, многолетних насаждений, участков недр, строений и сооружений к объектам недвижимости с определением их характеристик, необходимых для описания этих объектов как недвижимого имущества, а также отражения сведений о них в автоматизированных базах данных;

регламентов передачи и обмена информацией между автоматизированными базами данных органов (организаций), осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, технической инвентаризации, ведению градостроительного, лесного, водного и других кадастров и реестров, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также налоговых органов;

2) автоматизация  ведения государственного земельного  кадастра и государственного  учета объектов недвижимости, в  том числе:

поэтапное дооснащение  органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственный  учет объектов недвижимости, необходимыми средствами компьютерной техники и  телекоммуникаций;

разработка  технологий и специального программного обеспечения для автоматизации ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости и информационного обеспечения субъектов оборота земель и иного недвижимого имущества, а также органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований;

создание систем электронного межведомственного обмена данными, совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей внедрение и сопровождение  комплексов автоматизации;

создание и ввод в эксплуатацию средств информационной безопасности автоматизированной системы на основе внедрения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения, страхования информационных ресурсов;

6) обучение и  переподготовка кадров. Особенностью  этих мероприятий является массовая  подготовка кадрового состава  специалистов различных министерств  и ведомств, осуществляющих на  всей территории Российской Федерации  работы по формированию, технической инвентаризации, кадастровому учету, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество, налогообложению, эксплуатации программно-технических комплексов и обеспечению информационной безопасности в единой государственной системе учета объектов недвижимости.

Подпрограмма  «Создание системы кадастра недвижимости»  Федеральной целевой программы  «Создание автоматизированной системы  ведения государственного учёта  объектов недвижимости»  предполагает, что

социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы достигается за счет создания развитой информационной инфраструктуры государства, позволяющей обеспечить рациональное использование земель и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства России. Подпрограмма предусматривает создание государственного кадастра недвижимости в целях обеспечения гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, их социальную и экономическую защищенность, а также повышение качества и комфортности предоставления государственных услуг, связанных с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости.

Эффективность реализации подпрограммы состоит в  создании условий для регулярного  роста налоговой базы по земельному налогу и налогам на имущество, а  также сборов, получаемых за ведение государственного кадастрового учета недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости.

Информация о работе Национальное богатство России: количественные и качественные характеристики