Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития национального богатства России с учётом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру национального богатства как вида экономической деятельности; - систематизировать факторы и условия функционирования и развития национального богатства в стране на уровне национальной экономики;
- представить систему показателей оценки состояния национального богатства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития здравоохранения в России;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов национального богатства в России;
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере национального богатства;
Введение……………………………………………………………………………..
3
1
Теоретические аспекты исследования национального богатства в России как вида экономической деятельности ………………...............
5
1.1
Национальное богатство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………………….
5
1.2
Факторы и условия функционирования и развития национального богатства в стране……………………………………………………………
19
1.3.
Показатели оценки состояния национального богатства в стране………
26
2
Анализ современного развития национального богатства в стране...
35
2.1
Количественные и качественные характеристики современного состояния национального богатства в России………………………...........
35
2.2
Тенденции и факторы развития национального богатства в России………………………………………………………………………...
42
2.3
Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов национального богатства стране………………………………..
51
3
Перспективы развития национального богатства в РФ………………
53
3.1
Стратегические направления развития национального богатства в стране…………………………………………………………………………...
53
3.2
Основные направления государственной политики в сфере национального богатства …………………………………………………….
65
Заключение…………………………………………………………………………..
71
Список использованных источников………………………………………………
74
3.1 Стратегические направления развития национального богатства в стране.
На съезде В.В. Путин обсуждал концепцию долгосрочного развития страны. Для этого необходимо опережающее, инновационное развитие. Россия должна укрепить свою роль в качестве одной из крупнейших экономик мира. Сохранить устойчивые темпы роста ВВП.
Предстоит существенно повысить качество работы традиционных секторов экономики: машиностроения, ТЭКа, сырьевого комплекса, транспорта, банков, сельского хозяйства. И в полную силу задействовать новые факторы роста, прежде всего - связанные с развитием человеческого потенциала, с модернизацией социальной сферы.
В.В.Путин говорит, чтобы стать по-настоящему конкурентоспособными, надо увеличить производительность труда в ключевых отраслях в 3-4 раза. Поднять долю инновационной продукции в общем объёме производства - с нынешних 6 до 25, а лучше - 30-35%. А энергоёмкость экономики - снизить не менее чем на 40 процентов. В сегодняшних условиях достижение этих ориентиров становится особенно актуальным.12
Только на базе эффективной экономики можно гарантировать достойные доходы и высокое качество жизни людей, открыть дорогу для формирования по-настоящему массового и активного среднего класса.
Все эти цели заложены в Концепцию долгосрочного развития России до 2020 года.
______________
12 Ковалев, Александр Васильевич Макроэкономика: Курс лекций / Ин-т соврем. знаний. - Мн.: Белорус. гос. политехн. акад., 2009. - 119 с.
Для выполнения первого этапа Стратегии-2020 подготовлен пошаговый план. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации должны быть осуществлены до 2012 года.
И, очевидно, предстоит провести в жизнь инициативы, прозвучавшие в Послании Президента Российской Федерации. Партия «Единая Россия» поддерживает предложения Дмитрия Анатольевича Медведева по совершенствованию политической системы, борьбе с коррупцией, созданию кадрового резерва, развитию социальной сферы.
Работа по реализации Стратегии-2020 начинается в очень сложных условиях.
Злоупотребление допингом «дешёвых денег» и проблемы с ипотекой в Соединенных Штатах Америки породили настоящую цепную реакцию. Вызвали паралич мировой финансовой системы и всеобщее недоверие на рынках. Что, конечно же, не могло не сказаться на реальных секторах экономики. И кризис, начавшийся как финансовый, на глазах превращается в кризис экономический.
Сегодняшний мировой кризис - с учётом его масштаба подобен стихии. В рамках давно созданной и действующей мировой финансовой системы его, как и природное бедствие, предотвратить было невозможно.
Созданные резервы обеспечат на предстоящие годы устойчивость российской бюджетной системы. Причём - вне зависимости от мировых цен на нефть и другие наши экспортные товары.
И значит - это зарплаты бюджетников, пенсии, пособия - все это будет исправно выплачиваться. А система социальных гарантий - нормально функционировать.
В России слабая диверсификация национальной экономики, её низкая эффективность, недостаточное развитие финансовой системы.
Стратегической
целью является достижение уровня экономического
и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей
мировой державы XXI века, занимающей передовые
позиции в глобальной экономической конкуренции
и надежно обеспечивающей национальную
безопасность и реализацию конституционных
прав граждан. В
2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку
стран-лидеров по объему валового внутреннего
продукта (по паритету покупательной способности).
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.
Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.
Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов).13
Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60 - 70 процентов (2007 год - около 50 процентов), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью).
Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году.
Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно
______________
13 Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2009. - 604 с
вдвое.
Российская
экономика не только останется мировым
лидером в энергетическом секторе,
добыче и переработке сырья, но и
создаст конкурентоспособную
Сформируются
новые территориальные центры роста
как в районах освоения новых
сырьевых ресурсов, так и в традиционных
регионах концентрации инновационного,
промышленного и аграрного
Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.
Рассмотрим
современные тенденции
Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский
автономный округ - Югру, Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области. Территория округа составляет 1818 тыс. кв. километров, или 10,6 процента территории Российской Федерации. Округ простирается более чем на 2450 километров с юга на север и на 1350 километров с запада на восток, захватывая значительную территорию Западно-Сибирский низменности.
Численность населения, проживающего в Уральском федеральном округе, по данным на 1 января 2010 г. составила 12290,1 тыс. человек, или 8,7 процента населения России. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года на территории округа проживает 67,2 тыс. человек, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или 24,1 процента их общей численности, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (ханты, манси, ненцы, селькупы, эвенки).
Начиная с 2007 года тенденция снижения численности населения округа сменилась на тенденцию ее роста за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью, а с 2009 года - за счет естественного прироста населения. В то же время регионы, входящие в состав Уральского федерального округа, относятся к урбанизированным, поскольку 80 процентов населения округа составляют городские жители.
Уральский федеральный округ располагает уникальным по запасам и разнообразию природно-ресурсным потенциалом, развитым промышленным комплексом, мощными, хотя и неравномерно развитыми, транспортной и энергетической инфраструктурой, высокой долей экспортной продукции, квалифицированными трудовыми ресурсами, разветвленной сетью образовательных и научно-исследовательских центров. Округ является мировым и общероссийским оленеводческим центром. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сосредоточено до 44 процентов общероссийской и почти одна треть общемировой численности домашнего
северного оленя.
Уральский федеральный округ в настоящий период занимает одно из ведущих мест в экономике страны. По данным за 2009 год, при 9 процентах численности занятых в экономике в нем производится около 14 процентов суммарного по всем субъектам Российской Федерации валового регионального продукта, почти пятая часть общероссийского объема продукции промышленности и примерно 7 процентов продукции сельского хозяйства.
На долю Уральского федерального округа приходится почти 18 процентов объема всех основных фондов Российской Федерации, свыше 10 процентов общероссийского оборота розничной торговли, 13 процентов всего объема строительных работ и свыше 16 процентов общего объема инвестиций в основной капитал, более 21 процента всех финансовых поступлений в бюджетную систему страны и почти 35 процентов платежей в федеральный бюджет, более половины всего экспорта России с учетом экспортных поставок углеводородов, добываемых на территории округа. При этом по объемам валового регионального продукта и продукции промышленности, основным фондам и обороту розничной торговли, капиталообразующим инвестициям и финансовым поступлениям в бюджетную систему страны округ стабильно занимает лидирующие позиции (2-е - 3-е места среди всех федеральных округов Российской Федерации).
В промышленности округа занято свыше 27 процентов общей численности занятых в экономике, или почти 64 процента работающих в основных отраслях материального производства. В структуре занятого населения почти 55 процентов работников имеют высшее или среднее профессиональное образование (это 3-й показатель в Российской Федерации после Центрального и Северо-Западного федеральных округов).
К настоящему времени достигнутый уровень важнейших характеристик социального развития Уральского федерального округа превышает аналогичные среднероссийские параметры.
По уровню денежных доходов на душу населения Уральский федеральный округ стабильно занимает 2-е место после Центрального округа (120 процентов к среднероссийскому уровню в декабре 2009 года). По итогам 2009 года средняя номинальная заработная плата в экономике округа (22,7 тыс. рублей в месяц) в 1,21 раза превышала среднероссийский уровень. По данному показателю Уральский федеральный округ уступает только Дальневосточному федеральному округу.
В структуре экономики Уральского федерального округа ведущее место занимает промышленное производство, на которое (по оценке за 2008 год) приходится свыше 51 процента производства валового регионального продукта. При этом на сельское хозяйство приходится 2,5 процента, на строительство - более 7 процентов, на транспорт и связь - почти 8 процентов, на торговлю - 15 процентов.
Современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность - более половины валового продукта в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладают виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых и сосредоточенные, прежде всего, в двух субъектах Российской Федерации - Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.
В экономике Свердловской и Челябинской областей доминируют обрабатывающие производства, в частности машиностроение и черная металлургия. Удельный вес этих производств примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель по России и почти в 3 раза - средний показатель по Уральскому федеральному округу.
Сельскохозяйственное производство в целом по округу играет весьма незначительную роль в структуре видов экономической деятельности (2,6 процента), в 2 раза уступая среднероссийскому показателю. В то же время по отдельным субъектам Российской Федерации, традиционно развивающим отрасли агропромышленного комплекса, его доля существенна. По Челябинской области она составляет 8 процентов, а по Курганской области - почти 16 процентов.
Роль строительного производства в Уральском федеральном округе в целом соответствует роли этого вида деятельности в Российской Федерации и составляет немногим более 5 процентов в валовом региональном продукте Урала. Единственным регионом, где этот показатель существенно выше (почти 11 процентов), является Ямало-Ненецкий автономный округ, что связано в том числе с повышенными затратами на строительство жилья и объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
В секторе услуг в экономике регионов Урала пока незначительное место по сравнению с другими видами деятельности занимают финансовые и коммерческие услуги.
По объему промышленного производства Уральский федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов. Здесь производится 40 процентов продукции металлургического комплекса, около 10 процентов продукции машиностроения. В структуре промышленного производства Уральского федерального округа удельный вес металлургического комплекса составляет 25 процентов. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России.
Информация о работе Национальное богатство России: количественные и качественные характеристики