Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:15, курсовая работа
Цель работы: раскрыть финансовую сторону некоммерческих организаций, а также выделить особенности функционирования финансов.
Задачи: определить сущность и понятие финансов некоммерческих организаций, рассмотреть специфические признаки финансов некоммерческих организаций; рассмотреть особенности формирования и использования финансовых ресурсов в некоммерческих организациях, рассмотреть функционирование финансов на конкретном примере.
Введение 3
Глава 1. Финансы некоммерческие организации 5
1.1 Понятие и сущность финансов некоммерческих организаций 5
1.2 Особенности организации финансов 12
Глава 2. Формирование и распределение финансов 16
2.1 Источники финансирования некоммерческие организации 16
2.2 Расходы некоммерческие организации 20
Глава 3.Особенности управления финансами некоммерческие
организации 26
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности негосударственного пенсионного фонда Сберегательного банка 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44
К числу собственных источников относятся также средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, оборудования и другого имущества организации, средства, предоставленные под залог имущества и помещений.
Третьим источником финансирования служат кредиты банков. Данный источник возможен к использованию организациями, оказывающими платные услуги, так как необходимость возврата заемных средств требует хорошо налаженной, стабильной работы организации на протяжении периода, превышающего сроки пользования кредитом. Более приемлем этот метод финансирования для организаций, располагающих подведомственными предприятиями, как более гарантирующий обеспеченность и ликвидность кредитных средств.
Специфическим методом финансирования общественных объединений и организаций являются членские взносы их участников.
Как источник финансирования организаций и учреждений социальной направленности, культуры и искусства, общественных объединений, фондов служат отчисления на благотворительные цели со стороны предприятий и организаций сферы материального производства, гуманитарная помощь иностранных государства, организаций, компаний, международных организаций. Данный источник является практически основным для благотворительных организаций и общественных фондов. Как разновидность такого финансирования выступает спонсорское финансирование определенной организации или вида деятельности, которое отличается признаком постоянства.
При финансировании научных исследований применяется метод грантов - безвозмездной поддержки со стороны частного лица, компании, фирмы, международной организации, государства, научных разработок определенного направления, проекта, группы ученых (лабораторий, отделов) или отдельного ученого с целью завершения исследования и доведения его результатов до внедрения или другого применения.
Определенным источником пополнения средств для содержания и развития организаций и учреждений некоммерческой деятельности являются доходы от размещения части располагаемых ими ресурсов на депозитах коммерческих и сберегательных банков, а также в ценные бумаги на финансовом рынке.
Перечисленные источники финансирования могут формировать денежные средства организаций и учреждений некоммерческой деятельности в разных пропорциях и полноте набора названных источников. Например, в системах образования набор перечисленных источников полнее, в государственном управлении - ограничивается двумя-тремя источниками. Но в любом варианте - большего или меньшего наличия дополнительных источников финансирования - объемы финансирования из государственного бюджета, предусмотренных росписью его доходов и расходов, не уменьшаются. Такой рычаг воздействия призван стимулировать инициативу и творческий поиск коллективов в развитии общественно-полезной деятельности организаций и учреждений, повышении эффективности их работы.
2.2 Расходы некоммерческие организации
Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением определенных расходов. Их можно подразделить на несколько видов в соответствии с функциональным назначением
Рисунок 1 – Структура расходов некоммерческих организаций
Расходы некоммерческих организаций и учреждений направлены на обеспечение их функциональной деятельности, предусмотренной положением, уставом или иным утвержденным документом. Состав и структура расходов определяются принадлежностью организации или участников учреждения к одному из направлений деятельности, а также используемым методом ведения этой деятельности.
Организации и учреждения, действующие на началах хозрасчета и самоокупаемости, рассчитывают и планируют финансовые результаты работы и оформляют их в показателях обычного финансового плана или бизнес-плана. В этом случае перечень затрат на производство и оказание услуг аналогичен складывающемуся в сфере материального производства, но в структуре преобладают затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (включая социальный налог), при значительно меньшем удельном весе материальных затрат. Возможны другие структурные отклонения, например в научных учреждениях, использующих дорогостоящие оборудование и приборы, будет велика доля амортизационных отчислений. В случае частичного финансирования из бюджета его объемы фиксируются в третьей части финансового плана «Ассигнования из бюджета» с постатейным распределением средств.
Организации и учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, разрабатывают смету, в которой отражаются характерные показатели деятельности учреждения и распределение средств по статьям.
Согласно экономической классификации в сметах расходы группируются на категорию, класс, подкласс, специфику.
Категория «Текущие расходы» включает следующие классы:
1. Расходы на товары и услуги в составе подклассов:
- заработная плата со
спецификой: основная, заработная плата,
дополнительные денежные
- взносы работодателей: социальный
налог, взносы на обязательное
страхование гражданско-
- приобретение товаров
и услуг (специфики: продуктов питания,
медикаментов и перевязочных
средств, предметов и материалов
для текущих хозяйственных
- коммунальных услуг, транспорта и связи электроэнергии, отопления;
- другие текущие расходы
(специфика: содержание и текущий
ремонт оборудования и
- прочие текущие расходы.
2. Выплата вознаграждений (интересов), прочие текущие расходы в составе подклассов:
- выплата вознаграждений (интересов) по внутренним займам; выплата вознаграждений (интересов) по внешним займам.
3. Субсидии и другие текущие трансфертные платежи в составе подклассов:
- субсидии;
- текущие трансферты
- прочие субсидии;
- трансферты со спецификой:
негосударственным
- прочие трансферты другим
уровням государственного
- трансферты за границу;
- различные прочие трансферты.
Категория «Капитальные расходы» включает следующий класс:
- приобретение основного капитала в составе подклассов:
- приобретение основного капитала со спецификой: приобретение активов, зданий и сооружений, прочих активов;
- создание основного капитала, в том числе специфики: строительство зданий и сооружений, дорог, создание прочих капитальных активов;
- капитальный ремонт, в том числе зданий, дорог, прочий ремонт;
- приобретение товаров для создания запасов;
- приобретение земли и нематериальных запасов;
- капитальные трансферты
внутри страны, в том числе (специфика):
государственным предприятиям, финансовым
учреждениям, другим уровням
- капитальные трансферты
за границу, в том числе международным
организациям и правительствам
иностранных государств, прочие
капитальные транспорты за
Категория «Представление кредитов, долевое участие» включает класс:
- предоставление кредитов
и долевое участие в
- внутреннее кредитование со спецификой: других уровней государственного управления, государственных предприятий, финансовых учреждений, физических лиц, прочее внутреннее кредитование;
- внешнее кредитование со спецификой: различное внешнее кредитование;
- долевое участия в
иностранном акционерном
- приобретение акций
- платежи органов управления,
представляющие собой
- Категория «Финансирование» включает подклассы:
- погашение внутреннего
долга со спецификами: погашение
долга другим уровням
- погашение внутренних займов, размещаемых среди предприятий и населения; казначейских векселей; прочее погашение;
- погашение внешнего долга.
Для отдельных направлений и видов некоммерческой деятельности свойственно преобладание отдельных составляющих расходов. Например, в организациях социальной защиты населения высок удельный вес трансфертов, особенно домашним хозяйствам. Сюда относятся пособия семьям, имеющим детей, компенсации малообеспеченным гражданам в связи с удорожанием стоимости жизни, разные компенсации инвалидам и участникам войн, гражданам, пострадавшим в результате экологических бедствий и т.д.
В лечебных учреждениях здравоохранения характерными расходами являются расходы на медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь.
Глава 3. Особенности управления финансами некоммерческие организации
Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.
Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
Планирование бюджетных ассигнований производится на основе оперативно-сетевых показателей и норм расходов, установленных либо в законодательном порядке (например, минимальный размер оплаты труда, ставки единого социального налога), либо рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сетевые показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение - в учреждениях здравоохранения, учащийся - в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент - в высших учебных заведениях и т.п. Планирование внебюджетных средств производится раздельно в разрезе их видов: целевые средства и безвозмездные поступления; средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от оказания платных услуг; средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; валютные средства. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, определяются на основе прогнозирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.
Направления использования финансовых ресурсов (и бюджетных, и внебюджетных средств) определяются в разрезе подразделений функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, определенных Федеральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается главным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.
В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации.