Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 03:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать факторы, обосновывающие необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику
Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- исследовать провалы рынка
- определить специфику государственного управления экономикой
- обозначить пути регулирования рыночных провалов при помощи механизмов государства
Объект исследования – рыночная экономика
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Например, установление раннего диагноза, проведение прививок означают выгоду не только непосредственному потребителю услуги, но и обществу, которое тем самым экономит на последующем лечении запущенной болезни. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся - в виде возросшего дохода, но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд, сокращение преступности, расходов на благотворительность, рост политической активности и т.п. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Последствия установления несовершенной конкуренции являются:
1) недопроизводство товаров;
2) завышение цен;
3) тенденция к получению
Потери от несовершенной конкуренции:
В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.
Социально-экономические
1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».
2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.
3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.
4. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 состояние экологии как фактор необходимости регулирования
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на отрицательные, и положительные Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц.
В теории наиболее хорошо изучена проблема отрицательных экстерналий в области охраны окружающей среды. Здесь подавляющее число воздействий связано с возникновением отрицательных внешних эффектов: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов, экологические ущербы и т.д. Обычно такие негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности субъекты этой деятельности стараются не принимать во внимание.
Отрицательные внешние эффекты обычно незначительно сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. В этом случае издержки и ущербы от их деятельности в буквальном смысле внешние, так как они не влияют на затраты его собственного производства, его внутренние издержки. Производители загрязнений заинтересованы, прежде всего, в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую для своего решения дополнительных затрат.
В результате издержки по борьбе
с экстерналиями вынуждены
По причине данных процессов
экологическое состояние в
На рисунке 1 представлена динамика загрязнения окружающей природной среды на период с 1990 по 2011 годы.
Рисунок 1 – Динамика загрязнения окружающей среды
Проведя исследования диаграммы, можно наглядно увидеть, что тенденция к снижению загрязнения наблюдается с 2009 года. До этого момента показатели держались на высоком уровне, позволяющем судить о недостаточном контроле за охраной природной среды.
Стимуляция производителей к снижения уровня загрязнения не была активно задействована, разработанные стандарты, в определенных пределах, даже разрешали бесплатно сбрасывать вредные вещества. 4
Таблица 1 – Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников5
миллионов тонн
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Предельно допустимая концентрация | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
18,8 |
20,4 |
20,6 |
20,6 |
20,1 |
19,0 |
19,1 |
19,2 |
7,2 |
Твердые вещества |
3,0 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
0,8 |
Газообразные и жидкие вещества |
15,8 |
17,6 |
17,7 |
17,9 |
17,4 |
16,7 |
16,7 |
16,9 |
7,3 |
Диоксид серы |
5,4 |
4,7 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
2,2 |
Оксиды азота |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
1,9 |
1,9 |
0,5 |
Оксид углерода |
5,0 |
6,5 |
6,3 |
6,4 |
6,1 |
5,5 |
5,6 |
5,8 |
1,5 |
Углеводороды (без летучих органических соединений) |
2,7 |
2,9 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
3,3 |
3,1 |
3,1 |
0,9 |
Летучие органические соединения |
0,9 |
1,7 |
1,9 |
1,9 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
0,4 |
Проанализировав данную таблицу, можно сделать выводы о том, что уровень загрязнения атмосферы в Российской федерации превышает предельно допустимую концентрацию в среднем в 3 раза, это говорит о слабом контроле за выбросами загрязняющих веществ, что в дальнейшем может отразиться на таких показателях, как продолжительность жизни населения, количество врожденных пороков, состояние здоровья взрослых и детей, общий уровень жизни, показатели рождаемости и смертности.
Чтобы не допустить угрозы загрязнения природной среды до уровня опасного для жизни и здоровья, необходимо обеспечивать регуляция процессов
выброса отходов во всех видах экономической деятельности.
Отобразив интересующие данные при помощи диаграммы, наглядно представим тенденцию к увеличению государственных расходов в сфере охраны окружающей среды
Рисунок 2 – затраты на охрану окружающей среды6
Данные показатели означают усилившуюся направленность государства в регулировании антропогенной нагрузки, именно положительная динамика расходов отражается в снижении коэффициента загрязнения.
В перспективе, продолжая вкладывать средства в финансирование охраны окружающей среды, государство сможет установить данную экстерналию в рамки нормативов.
Государством были разработаны
законы и нормативы, способствующие
выяснению нарушений при
- Закон РФ «О санитарно-
- Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.99 г.
- Закон РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.2003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий».
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды"7
Также государством была разработана и принята программа «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 год»
Задачи, поставленные программой:
Информация о работе Необходимость государственного регулирования рыночной экономики