Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:27, курсовая работа
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие валютный контроль.
Целью работы является изучение роли правительственных органов в вопросах валютного контроля.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
Изучить сущность и необходимость валютного контроля;
Выявить особенности валютного контроля РФ и зарубежных стран;
Рассмотреть новое в системе органов валютного контроля РФ.
Введение 3
Глава 1. Сущность и необходимость валютного контроля 4
1.1.Проблемы утечки капиталов 4
1.2. Валютный контроль правительственными органами России 8
Глава 2. Особенности валютного контроля РФ и зарубежных стран 11
2.1. Правовое положение валютного контроля 11
2.2. Таможенные органы в области валютного контроля в
мировой практике 13
2.3. Организация валютного контроля в Бельгии 14
2.4. Организация валютного контроля во Франции 16
Глава 3. Новое в системе органов валютного контроля РФ 20
3.1. Центральный банк Российской Федерации 20
3.2. Федеральная служба финансово – бюджетного надзора
(Росфиннадзор) 23
Заключение 29
Список источников и литературы 32
Банк России наделяется
общими полномочиями органов и агентов
валютного контроля, перечисленными в п. 1
ст. 23 Закона о валютном регулировании
и валютном контроле. В этой связи он может
в пределах своей компетенции:
проводить проверки соблюдения резидентами
и нерезидентами актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом обязательный срок для представления документов по запросам Банка России в качестве органа валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Если вышеперечисленными полномочиями могут наделяться в целом как органы, так и агенты валютного контроля, то ряд полномочий в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле представляют собой исключительные полномочия Банка России в качестве органа валютного контроля. Это касается, во-первых, права выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а во-вторых, права применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Особняком стоят полномочия Центрального банка РФ по изданию актов, применяемых в сфере валютного контроля. Согласно п. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Особенностью актов Банка России, принимаемых им в качестве органа валютного контроля, является то, что они могут быть как нормативными, так и ненормативными (в отличие от актов Росфиннадзора, имеющих исключительно индивидуальный, ненормативный характер). Примером нормативного акта служит Положение Банка России от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». 9
Банк России может также выносить предписания об устранении правонарушений, совершаемых кредитными организациями и валютными биржами, являющиеся примерами ненормативных актов Банка России, принимаемых им при осуществлении своих функций по валютному контролю.
Заслуживает поддержки подход к классификации полномочий Банка России при осуществлении валютного контроля, предложенный А.Ю. Лисицыным. Он выделяет три группы полномочий, позволяющих Банку России выполнять функции органа валютного контроля:
1) полномочия по организации взаимодействия субъектов, наделенных властными полномочиями в сфере осуществления валютного контроля;
2) полномочия Банка России как органа валютного контроля (ч. 2 ст. 23 Закона);
3) полномочия по определению содержания валютного контроля, осуществляемого уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля, — установление порядка представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона).
Полномочия Банка России по организации взаимодействия органов, осуществляющих валютный контроль (первая группа полномочий), схожи по своей сути с соответствующими полномочиями Правительства РФ. Действуя в этом направлении, Банк России выполняет следующие функции:
— осуществление взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с другими органами валютного контроля и обеспечение взаимодействия с ними, а также с таможенными и налоговыми органами (абз. 3 ч. 6 ст. 22 Закона);
— установление объема и порядка передачи информации уполномоченными банкам как агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля (абз. 4 ч. 6 ст. 22 Закона);
— определение порядка передачи органу валютного контроля уполномоченными банками информации о нарушениях актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ч. 10 ст. 23 Закона);
— согласование установленных Правительством РФ объема и порядка представления органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ (Росфиннадзору), документов и информации, необходимых для осуществления его функций (ч. 11 ст. 23 Закона). 10
Полномочия Росфиннадзора при осуществлении валютного контроля определены в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Основное направление деятельности Росфиннадзора как органа валютного контроля сформулировано в Положении как соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Неподконтрольными Росфиннадзору признаются кредитные организации и валютные биржи, деятельность которых контролируется другим органом валютного контроля — Банком России.
Осуществляя деятельность в качестве органа валютного контроля, Росфиннадзор:
осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции службы;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;
обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации.
Осуществляя в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, Росфиннадзор руководствуется прежде всего Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 23.60 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП ( «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»), рассматриваются органами валютного контроля. От имени органов валютного контроля такие дела вправе рассматривать:
руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;
руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;
руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
В пп. 80 п. 2 ст. 28.3 КоАП уточняется, что должностные лица органов и агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП:
ст. 15.25 — нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
ч. 1 ст. 19.4 — неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
ч. 1 ст. 19.5 — невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
ст. 19.6 — непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
ст. 19.7 — непредставление сведений (информации).
В развитие положений
ч. 4 ст. 28.3 КоАП Росфиннадзор издал Приказ
от 17 ноября 2004 г. № 102, в котором устанавливалось, что правом
на составление протоколов об административных
правонарушениях в соответствии с ч. ч.
1, 2, 3 ст. 28.3 КоАП в Федеральной службе финансово-бюджетного
надзора обладают следующие должностные
лица:
руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора, его заместители;
начальники управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;
руководители территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;
начальники отделов управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;
начальники отделов
территориальных органов
иные должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.
В целях реализации полномочий в сфере финансового контроля Росфиннадзор имеет право:
проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций — денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам, и т.д.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос об актах Росфиннадзора, принимаемых им в качестве органа валютного контроля. Последние носят ненормативный характер, присущий индивидуальным правовым актам. Запрет Росфиннадзору принимать акты нормативного характера обусловлен самой концепцией административной реформы в Российской Федерации, в соответствии с которой нормативно-правовое регулирование в соответствующей области осуществляется исключительно министерствами. Акты Росфиннадзора в этой области могут быть условно подразделены на акты, принимаемые органом валютного контроля:
а) в связи с осуществлением мероприятий валютного контроля (различного рода проверок);
б) в связи с производством по делам об административных правонарушениях в сфере валютного регулирования. 11
Свою деятельность в сфере валютного контроля Росфиннадзор может выполнять как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Положение о территориальных органах Росфиннадзора утверждено Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 89н. В соответствии с этим правовым актом территориальные органы Росфиннадзора (территориальные управления) осуществляют функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они могут проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяются соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полнота и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Валютный контроль может осуществляться одновременно несколькими органами. Как уже отмечалось, Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ также обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России.
Информация о работе Новое в системе органов валютного контроля РФ