Новый курс Ф. Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель моей работы – изучение истории США с 1929 по 1939 годы, т.е. периода «Великой депрессии» и «Нового курса» Ф. Рузвельта.
Задачи:
1. Проанализировать мировой кризис 1929-1933 гг.
2. Дать характеристику «нового курса» Ф. Рузвельта, в частности формирование программы реформ, введение государственного регулирования экономики, социальную политику.
3. Рассмотреть итоги политики «Нового курса», его значение для современности.

Содержание

Введение. 3
ГЛАВА 1 США В ГОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 1929 – 1933 ГГ. 6
1.1 Причины кризиса 6
1.2 Крах процветания. 8
1.3 Народ против кризиса 11
ГЛАВА 2 НОВЫЙ КУРС Ф.Д.РУЗВЕЛЬТА 14
2.1 Франклин Рузвельт. 14
2.2 Формирование программы реформ. 16
2.3 I этап Мероприятия в банковской и финансовой сфере 18
2.4 Мероприятия в промышленной сфере 20
2.5 Мероприятия в области социальной политики 24
2.6 II этап «Нового курса» 26
ГЛАВА 3 ИТОГИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ Ф. РУЗВЕЛЬТА 30
3.1 Значение «Нового курса». 32
3.2 Выводы для России. 34
Заключение 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа-Новый курс Ф.Д.Рузвельта.docx

— 81.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и наук РФ 
ФГБОУ ВПО  
«Саратовский государственный социально-экономический университет» 
 
 

Кафедра экономической истории  и истории России 

 

                                           Курсовая работа 

 
на тему: 

Новый курс Ф. Рузвельта 
 

 

Выполнил: 
студентка 1 курса 
6 группа ФЭМ 
Кудакова Татьяна 

Проверил: 
к.и.н. доцент 
Сиротина С.Г.

 

 

 

                                            Саратов 
                                                        2013 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

ГЛАВА 1 США В ГОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  КРИЗИСА 1929 – 1933 ГГ. 6

1.1 Причины кризиса 6

1.2 Крах процветания. 8

1.3 Народ против  кризиса 11

ГЛАВА 2 НОВЫЙ КУРС Ф.Д.РУЗВЕЛЬТА 14

2.1 Франклин Рузвельт. 14

2.2 Формирование программы  реформ. 16

2.3 I этап  Мероприятия  в банковской и финансовой  сфере 18

2.4 Мероприятия в  промышленной сфере 20

2.5 Мероприятия в  области социальной политики 24

2.6 II этап «Нового курса» 26

ГЛАВА 3 ИТОГИ АНТИКРИЗИСНОЙ  ПОЛИТИКИ Ф. РУЗВЕЛЬТА 30

3.1 Значение «Нового  курса». 32

3.2 Выводы для России. 34

Заключение 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В первой четверти XX века США  были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в  экономическом отношении стороной. С переходом промышленного капитализма  к монополистическому, центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, а в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» - вечного процветания этого государства. Однако, она оказалось «великой иллюзией». В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.

Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному  совокупному спросу, в нарушении  процесса условий воспроизводства  общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы  и других социально-экономических  потрясений.

Современный мир вновь сталкивается с глобальным кризисом. Известен факт, что история развивается по спирали: исторический опыт и теоретическое наследие позволяют определить общие подходы к антициклической политике в экономике. Кроме того это важно и для современной России, перед которой со всей остротой стоит сейчас проблема выбора путей дальнейшего развития. И сама фигура ФДР как человека и политика представляет собой также отдельный интерес.. Вот почему вопрос о происхождении, характере и содержании реформ Нового курса Ф. Рузвельта, о том, какие изменения внес он в структуру американского общества, и в наши дни является одним из актуальнейших проблем политической жизни и историографии.

Историография по США обширна. Говоря о степени разработанности  темы, хочется отметить, что ей всегда уделялось достаточное внимание как в советской, так и американской исторической науке. Однако советские историки основной упор делали на классовую борьбу, вызванную ухудшением положения простых американцев и, ссылаясь на К. Маркса, доказывали половинчатость и незавершенность реформ ФДР. Рузвельт, с точки зрения марксизма, должен был идти дальше: к полной национализации и освободить трудящихся от гнета капитала.

Подобное мнение можно  найти, например, в работе В.И. Лана «США: от первой до второй мировой войны». В данной работе автор дает ценные фактические данные по последствиям депрессии для населения США, на основе которых подробно останавливается  на вопросе социального и экономического неблагополучия большинства населения  страны в годы кризиса. Описывая реформы  президента Рузвельта, Лан большое  внимание уделяет социальной политике правительства Франклина Делано Рузвельта. В итоге автором на основе фактических данных был сделан справедливый вывод: реформы «нового  курса» заложили фундамент современного государственного регулирования условий труда и взаимоотношений организованных рабочих с предпринимателями; впервые в истории США профсоюзные права официально провозглашались и защищались государственным органом, имеющим реальную власть; а также подчеркивается, что в результате проведенных социально-экономических реформ в стране до сих пор сохранилась система страхования по безработице и старости, профсоюзные объединения, а также другие законы, защищающие права граждан, которые подробно описаны в моей работе ниже.

В.Л. Мальков в своих  исследованиях «Новый курс» В  США: социальные движения и социальная политика» дает всесторонний анализ причин и хода политики «Нового курса» ФДР, его влияния на оздоровление американской экономики. Он высоко оценивает политику, предложенную Рузвельтом и поддержанную его администрацией и населением, отмечая её оригинальность и последовательность.

Известный биограф Н.Н. Яковлев  в своей работе «Франклин Рузвельт – Человек и политик. Новое  прочтение» представляет Франклина  Делано Рузвельта как самого выдающегося, мощного и результативного политика США, который, несмотря на свою инвалидность, смог проявить несгибаемую силу воли и стремление к победе, гибкость в политике, что позволило ему  стать единственным в истории  США президентом, которого четырежды  избирали на этот пост. В своей работе Яковлев сквозь призму яркой и  колоритной личности ФДР также дает анализ и внутренней политики «Нового  курса».

В целом, исследования советского периода богаты фактическим материалом, на который опираются и современные  авторы.

Современные российские историки в своих работах упор делают на реформы, проведенные Рузвельтом (экономические, социальные) и на результат к которому они привели, т.е. на возрождение  экономики США и соответственно на рост благосостояния населения страны.

Итак, цель моей работы – изучение истории США с 1929 по 1939 годы, т.е. периода «Великой депрессии» и «Нового курса» Ф. Рузвельта.

Задачи:

1. Проанализировать мировой  кризис 1929-1933 гг.

2. Дать характеристику  «нового курса» Ф. Рузвельта,  в частности формирование программы  реформ, введение государственного  регулирования экономики, социальную  политику.

3. Рассмотреть итоги политики  «Нового курса», его значение для современности.

 

 

ГЛАВА 1 США В ГОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 1929 – 1933 ГГ.

    1.  Причины кризиса

 

Первые признаки приближающейся катастрофы появились еще в 1926 году, когда впервые сократилось новое  строительство и выпуск строительных материалов. Упал объем закупок потребителями. Выяснилось, что рынок опасно «перенасыщен». Дельцы и пресса продолжали рекламировать процветание и люди верили им, хотя дальновидные бизнесмены тайком начали распродажу сомнительных акций. И не зря. 21 октября 1929 года на фондовой бирже неожиданно произошел сильный «сброс»- цены на акции ряда преуспевающих корпораций необъяснимо упали. Через три дня «сброс» повторился, было продано невероятное число акций - 13 млн. Рекорд продаж был поставлен 29 октября. За первые полчаса работы биржи было продано более 3 млн. акций, а за весь день – 16,4 млн. по бросовым ценам. Два дня бушевала биржевая паника, в которой исчезло ценностей на 30 млрд. дол. «Черный вторник» - 29 октября 1929 года оказался началом мирового экономического кризиса небывалой в истории капитализма продолжительности и разрушительной силы.

Впервые кризис охватил весь капиталистический мир и затронул одновременно все сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговлю, финансы. Мировое капиталистическое  хозяйство подверглось удару  колоссальной силы, почти наполовину сократившему объем производства. Небывалыми были глубина и острота кризиса, его социальные последствия, политические изменения. Только СССР не был поражен  кризисом. У него тоже были большие  трудности в экономике, но они  не носили характера циклического кризиса.1

Биржевой крах не был причиной кризиса. В его основе лежало объективное  и закономерное развитие капитализма, суть которого состояла в том, что экономика развивалась циклами: от кризиса через депрессию и подъем к новому кризису.2

Кризис,  который поразил  капиталистический мир в 1929-1932 гг., был именно таким циклическим  кризисом. Особые исторические условия  развития капитализма обусловили его  страшную силу. Кризис, начавшийся в 1913-1914 гг., был «задавлен» мировой войной. кризис 1920-1921 гг. был остановлен ненормальным спросом послевоенного мира на все потребительские товары. Капиталисты всех стран стремились удовлетворить  этот спрос и получить прибыль. Свою роль  сыграло значительное пополнение ассортимента товаров и услуг после войны (автомобиль, радио, бытовые приборы, новые ткани и пр.). Ничем не ограниченное производство мирового капитализма бешено понеслось вперед. Предприниматели не видели, или не хотели видеть, как стремительно раздвигались «ножницы» между спросом и предложением. Отрицательную роль играли банковская и биржевая спекуляции, создававшие особый азарт, при котором  исчезала всякая осторожность в делах. Монополии, установив монопольные цены, сдерживали рост доходов и потребления. Монополисты скрывали первые  «звонки» кризиса, создавая в корыстных целях впечатление полного благополучия. Кризис уже начался, а Г.Форд, герой и символ процветания, уверял, что «сегодня дела идут даже лучше, чем вчера».3

Глубине кризиса способствовала и политика республиканского правительства. Гувер и Мэллон были сторонниками «твердого индивидуализма». Их философия требовала свободного, ничем не ограниченного развития экономики, которая якобы сама «излечивает» свои раны и предупреждает кризис. По их мнению, отношения в мире бизнеса, а также между рабочими и нанимателями их труда не должны были подвергаться никакому контролю. Свою задачу правительство видело в создании благоприятных условий для бизнеса, особенно монополий. Снижались налоги с их доходов, повышались ввозные пошлины, а требования фермеров и рабочих улучшить их условия жизни отвергались как покушение на свободу предпринимательства. Всячески поощрялся индивидуализм, стяжательство, слепая погоня за прибылью.

Таким образом, объективные  законы капитализма и политика государства  совпали. Результатом этого был  особо разрушительный и долговременный экономический кризис.4 

1.2 Крах процветания 

Кризис начался в США  раньше, чем во всех остальных капиталистических  странах и ударил по Америке с  невероятной силой. Он поразил все  отрасли американской экономики. Своей  глубины кризис достиг в США летом 1932 года. Экономика страны оказалась  отброшенной на уровень 1905-1906 гг. Общий  объем производства упал более чем  вдвое. Добыча угля сократилась на 42%, выплавка чугуна – на 79%, стали –  на 76%, производство автомобилей –  на 80%. За годы кризиса (1929-1932) национальный доход уменьшился с 81 до 41 млрд. дол. Шло массовое закрытие предприятий, росло число коммерческих и банковских крахов. Разорилось более 110 тыс. компаний и 4,6 тыс. банков, 900 тыс. ферм. Число безработных поднялось до 16-17 млн. человек, положение народа катастрофически ухудшилось. Миллионы безработных не могли прокормить свои семьи. Люди безнадежно искали работу, неделями стояли в очередях на бирже труда, соглашаясь на самую грязную или опасную работу, чтобы хоть как-нибудь прокормить себя и семью. Теряя человеческое достоинство, взрослые, здоровые, сильные люди, опустив от стыда глаза, принимали подачки благотворительных организаций или стояли в очередях за бесплатной едой и местом в переполненные ночлежки. Большое число семей за неуплату долгов было выселено из квартир и домов и ночевало в сараях, гаражах, на скамейках парков, завернувшись в «гуверовские одеяла» - старые газеты. На окраинах выросли целые поселки бездомных людей. Они жили в жалких лачугах, сделанных из старых ящиков, досок, обрывков жести и фанеры.  Американцы прозвали эти поселки «гувервиллами». В поисках еды безработные и их семьи рылись в мусорных баках у богатых ресторанов, на свалках, ели гнилые овощи и продукты. Без молока и хорошей пищи дети безработных постоянно болели. Возросла детская смертность. Типичным  было положение в угольных районах. Корреспондент «Нью-Йорк Таймс» сообщал, что дети там ходят в школу голодными, а большинство вообще не ходят, так как у них нет ни сил, ни одежды, ни обуви. Родители не могут купить им учебники и еду. Дети, просящие милостыню, стали общепринятым явлением. К 1932 году в стране закрылось 2600 школ – некому было ходить в них. Десятки тысяч семей, собрав пожитки, бродили по стране в поисках работы и куска хлеба. Насчитывалось более миллиона бродяг. Болезни, ранняя смертность, преступления на почве голода вошли в жизнь простых людей. Многие совершали мелкие преступления, чтобы попасть в тюрьму, где была еда и крыша над головой. Кроме страданий физических, многие американцы испытывали моральные мучения. Трудовой человек в стране, где работа, труд были культом, а содержание семьи работающим – правилом, оставшись без работы, терял уважение окружающих и свое собственное. Мучительный стыд преследовал его. Некоторые кончали жизнь самоубийством или бросали семьи и скитались в надежде что-то заработать. Никто, кроме «Армии спасения», других благотворительных религиозных и частных организаций, не помогал людям, попавшим в беду. Государственная система помощи безработным отсутствовала. Тяжело было и тем, кто еще сохранил работу. Условия труда ухудшились, заработки сократились, произвол хозяев увеличился. Рабочие боялись бастовать из страха лишиться работы. Правительство же заботилось только о спасении бизнеса.

Информация о работе Новый курс Ф. Рузвельта