Образование и воспитание в области окружающей среды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы рассмотреть экологическое образование и экологическое воспитание в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие экологического образования и воспитания.
2) Изучить пути и методы экологического образования, воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие экологического образования и воспитания……………………......... .4
2.Основные направления экологического воспитания и образования………... .7
3.Основные направления экологического образования в России…………….... 9
4.Проблемы экологического образования в России и пути их решения…….. 14
5.Пути и методы экологического образования, воспитания……………...........17
6.Международное сотрудничество в области окружающей среды…………. . .21
Заключение………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………. . ..26

Вложенные файлы: 1 файл

ЭПП.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

5) формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;

6) воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;

7) формирование основ экологической культуры;

8) приобщение к общественно-полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями;

9) формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

10) привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению ее состояния.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Целью выступает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей  на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель – подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего  мира, грамотно использовать полученные экологические знания в своей  профессиональной деятельности.

Направления:

1) формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных для человека и окружающей среды ресурсосберегающих технологий;

2) формирование мотивации рационализаторской деятельности в области поиска новых путей природопользования и экологически безопасной деятельности;

3) развитие эстетического чувства и формирование культуры производства на рабочем месте;

4) привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной и общественной деятельности в соответствии с их профессиональной специализацией.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В качестве цели здесь выступает  подготовка высококвалифицированных  специалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого  развития, а также об основах экологического права, умеющих оценить степень  антропогенного воздействия на природу  и здоровье людей и способных  осуществлять экологическое просвещение  населения.

Направления:

1) обучение методам оценки возможных последствий для биосферы и человечества антропогенных воздействий;

2) формирование у студентов современного научного мировоззрения;

3) подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Цель – формирование общественного  мнения в защиту окружающей среды  и рационального природопользования, оперативное информирование системы  экологического образования.

Направления:

1) информационное обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;

2) повышение уровня экологического сознания населения;

3) формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;

4) повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов.

ПАРТИИ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Целью выступает формирование высокого уровня общественного экологического сознания; привлечение партий, политических и общественных движений к проведению эколого-просветительской работы среди  своих членов и населения; взаимодействие с органами образования для исследования путей формирования устойчивого  общества; влияние на разработку и  осуществление государственной  экологической политики.

Направления:

1) формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранного законодательства, норм и правил экологической морали и этики;

2) использование политических методов для решения экологических проблем на федеральном, региональном и местном уровнях;

3) поиск путей взаимодействия государственных структур, членов политических движений и партий, общественных организаций в области активной экологической деятельности;

4) организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы.

 

 

 

 

 

4.Проблемы экологического образования в России и пути их решения.

 

Отечественная система непрерывного экологического образования, сложившаяся  в настоящее время, объединившая в себе богатый опыт отечественного и зарубежного экологического образования  и воспитания, международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, имеет специфические особенности: традиции воспитания ценностно-смыслового отношения к миру природы, нерасчлененность процессов экологического образования  и воспитания, их включенность в  реальную жизнь социума.

Проведенный на основе современных  методологических подходов анализ теории и практики отечественного и зарубежного  экологического образования позволил определить совокупность наиболее актуальных проблем отечественной системы  экологического образования:

отставание в принятии нормативно-правовой базы экологического образования,

разрыв между декларируемой  государственной политикой в  области экологического образования, признанием его приоритетной роли и  практической реализацией поставленных задач,

низкая эффективность  экологического образования,

Для решения выше указанных  актуальных проблем разработаны  пути совершенствования системы  непрерывного экологического образования  на современном этапе:

1) своевременное принятие документов нормативно-правового регулирования вопросов экологического образования и воспитания;

2) возвращение в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования предмета «Экология»;

3) разработка и реализация научно-методического, психолого-педагогического, информационного обеспечения процесса экологического образования для обучаемых разных возрастных ступеней;

4) подготовка квалифицированных педагогов экологического образования, способных осуществлять практическую деятельность по охране и восстановлению природной среды с учетом региональных экологических проблем, являющихся носителями экологической культуры;

5) экологизация образования на основе актуализации междисциплинарных связей общеобразовательных и специальных дисциплин;

6) использование имеющихся возможностей государственных и общественных экологических организаций, учреждений дополнительного образования для создания на их базе центров экологического образования и воспитания.

Основными тенденциями развития отечественной системы непрерывного экологического образования можно  считать модернизацию отечественного медицинского образования на основе его экологизации, интеграции в общеевропейское и мировое образовательное пространство при сохранении ценного опыта и традиций отечественной системы экологического образования и воспитания, обновление содержания экологического образования на междисциплинарной основе, координация деятельности образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, их взаимодействие в обеспечении практической направленности экологического образования.[1,c.53]

Сходство в определении  места и роли экологического образования  в отечественной и западной образовательных  системах, наличие ряда общих актуальных проблем и направлений развития позволили сделать вывод об общемировых  тенденциях развития экологического образования, его приоритетной роли в процессах  модернизации образования, интеграции различных образовательных систем в единое европейское и мировое образовательное пространство.

В процессе культурно-исторической эволюции западной и восточной цивилизаций  были определены две противоположно направленные тенденции развития экологической  культуры: антропоцентрическая, характерная  для стран Запада и США; альтернативная – эгоцентрическая, связанная с  развитием восточной цивилизации  и такими направлениями западной и русской философии как гуманизм, «комизм», учение о ноосфере. Замена устаревшего антропоцентрического на прогрессивное эгоцентрическое  мировоззрение является общемировой  тенденцией развития на современном  этапе перехода цивилизации на путь устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Пути и методы экологического образования, воспитания

 

Развитие человеческого  общества невозможно без взаимоотношения  с окружающей средой, без использования  природных ресурсов, а, следовательно, без влияния на природу.

Стремительное развитие научно-технической  революции, бурный рост промышленности, автотранспорта, химизация сельского  хозяйства, увеличение численности  и урбанизация населения –  все эти факторы оказывают  влияние на окружающую среду. Чем  выше уровень развития производственных сил, чем глубже познание законов  природы, тем больше природные ресурсы  могут служить интересам человечества, однако довольно часто изменения  в природе носят негативный характер, вызывают необходимость ее охраны.

Конец 20 века характеризуется  ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной  среды. Наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже 20 и 21 вв.

Современная экологическая  ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «колонизация»  всех наук, всех сфер человеческой деятельности.

Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:

- укоренившиеся тенденции  потребительского отношения к  природе в сознании значительной  массы различных слоев населения,  разрушение позитивных народных  традиций различного природопользования;

- бедственное и кризисное  состояние экономики и природной  Среды;

- отсутствие действенного  природоохранного законодательства.

В этих условиях необходимо обеспечить экологическую грамотность  педагогических кадров, создать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования, ставшая актуальной проблемой педагогической теории и практики образовательных учреждений.

Оценка ситуации в области  экологического воспитания и образования  в последние годы наметились прогрессивные  сдвиги в экологическом образовании, а именно:

- все больше людей подключается  к проблеме экологического воспитания  и образования;

- наряду с колонизацией  учебных дисциплин вводятся специализированные  экологические предметы;

- идет качественное изменение  содержания методической базы  и процесса повышения квалификации  специалистов в области экологии, рационального природопользования  и охраны окружающей Среды.

Основные цели экологического воспитания и образования – это  развитие и становление экологической  культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта  взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание  и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому  социально-экономическому развитию, экологической  безопасности России и, в конечном счете  – выживание всего человечества.[3,c.89]

Основные принципы экологического воспитания и образования:

- всеобщность и непрерывность;

- интеграция (вертикальная  и горизонтальная) формальных и  неформальных воспитательных и  образовательных культур;

- гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

Структура системы всеобщего  комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования.

Она может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

- дошкольное экологическое  воспитание в семье и в специализированных  воспитательных учреждениях;

- экологическое образование  специалистов среднего звена  (подготовка в техникумах, высших  профессиональных и педагогических  училищах);

- экологическое образование  в высшей школе, а также экологическая  подготовка педагогических и  научных кадров;

- неформальное экологическое  воспитание и образование, самообразование  детей и взрослых.

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Достижение цели экологического образования затруднено кризисным  явлением во всех сферах жизни нашего общества. Экологический кризис является, по сути, кризисом культуры

Экологическая ответственность  проявляется в:

- ответственность за состояние  естественного природного окружения,  определяющего условия жизни  человека, на которые он оказывает  то или иное воздействие в  процессе своей жизнедеятельности,

Информация о работе Образование и воспитание в области окружающей среды в России