Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 15:39, курсовая работа
Историческое значение темы заключается в том, что новая экономическая политика (НЭП) в России явилась в своем роде признанием факта невозможности установить коммунизм административным путем. Как выяснилось, подобным путем не восстановишь ни сельское хозяйство, ни промышленность. В итоге была запущена торговля между деревней и городом. Административные методы были заменены на экономические.
Введение………………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Общая характеристика новой экономической политики…………..6-18
§ 1. Предпосылки перехода к новой экономической политике………………6-8
§ 2. Сущность новой экономической политики………………………………9-18
Глава 2. Расцвет новой экономической политики
и ее дальнейшее свертывание………………………………………………...19-34
§ 1. Начало индустриализации и расцвет НЭПа…………………………….19-27
§ 2. Сворачивание НЭПа и его итоги………………………………………...28-34
Заключение…………………………………………………………………….35-36
Список использованных источников и литературы………………………...37-38
Ключевые постулаты НЭПа в конце 1922 года сформулировал Ленин:
Отсюда следует, что в соответствии с большевистской концепцией, НЭП является широкой, длительной и разносторонней политикой, обеспечивающей осуществление ленинского плана построения социализма.
НЭП воплощал собой систему всевозможных мероприятий. Само введение НЭПа было острой необходимостью, исходя из жизни государства. Несмотря на какие-либо недостатки и недочеты новая экономическая политика давала буквально «второе дыхание» экономике России, оказавшейся на грани тяжелого кризиса. Поэтому, не взирая на разногласия в большевистской партии, началось внедрение новой экономической политики.
Развитие и распространение новой экономической политики давало множество возможностей выхода на: экономические связи между городом и деревней, развития промышленности на базе электрификации, кооперирования на базе населения страны, повсеместного введения хозрасчета, включая личную заинтересованность в результатах труда, усовершенствования государственного планирования и управления, борьбу с бюрократизмом, и повышения культуры во всех областях деятельности человека. Само введение НЭПа было необходимостью, несмотря на идеализацию вышеперечисленных отношений, с точки зрения большевистского подхода. Переход к новой экономической политике осуществлялся под всевозможным давлением кризисов, таких как продовольственный, торговый, финансовый, кредитный на внутренних и внешних рынках. Подобные чередующиеся между собой кризисы как нельзя лучше характеризовали состояние крайней экономической разрухи и формировали отношение к НЭПу, как к антикризисной программе. Исходя из этого, если упразднить все идеологические установки большевиков. Можно попытаться сформулировать объективную оценку НЭПу, отталкиваясь от уже имеющегося исторического опыта в виде кратких тезисов и выводов:
1) Первостепенная политическая задача - снятие социальной напряженности в обществе, укрепление социальной базы советской власти, в форме союза рабочих и крестьян.
2) Экономическая задача - предотвращение дальнейшего углубления разрухи в народном хозяйстве, выход из кризиса и восстановление экономики страны.
3) Социальная задача - обеспечение благоприятных условий для построения социализма в СССР, в итоге. Ликвидацию голода, безработицы, повышения материального уровня, насыщения рынка необходимыми товарами и услугами можно было бы назвать программой минимума.
4) И последнее, НЭП преследовал еще одну, не последнюю по важности задачу - восстановить нормальные внешнеэкономические и внешнеполитические связи, преодоление международной изоляции.
Ниже будет проведен анализ изменений, произошедших в государстве, после наступления новой экономической политики.
Анализ сельского хозяйства
В 1923-1924 гг. был введен единый сельскохозяйственный налог, который заменил собой всевозможные натуральные налоги. Он взимался как продукцией, так и деньгами. Впоследствии единый налог принял исключительно денежную форму, когда прошла денежная реформа. Размер продналога по сравнению с продразверсткой был в два раза меньше, и большая часть его была наложена на зажиточное крестьянство. Государственные мероприятия массового распространения сельскохозяйственных знаний и усовершенствованных приемов ведения земледелия оказали колоссальную помощь в восстановлении сельскохозяйственного производства. Одной из самых важных мер, направленных на восстановление и развитие сельского хозяйства в 1921-1925 гг. была финансовая помощь деревням в виде сети районных и губернских обществ сельскохозяйственного кредита. Предоставление ссуд происходило как маломощным безлошадным, однолошадным крестьянским хозяйствам, так и середнякам с целью покупки рабочего скота, машин, орудий, удобрений, для повышения породности скота, улучшения обработки почвы и т.п.5.
Губернии, выполнившие план заготовок, освобождались от государственной хлебной монополии. Им разрешалась свободная торговля хлебом, а также остальными сельскохозяйственными продуктами. Иными словами, продукция, которая оставалась после уплаты налога, могла быть либо продана государству, либо на рынке по свободным ценам. Что не могло не дать дополнительный стимул для расширения производства в крестьянских хозяйствах.
Было разрешено брать землю в аренду и нанимать работников, однако устанавливались большие ограничения6.
Государство поощряло развитие различных видов кооперации, таких как - потребительская, снабженческая, кредитная, промысловая. Например, в сельском хозяйстве к концу 20-х гг. ХХ века в нее было вовлечено больше половины крестьянских дворов.
Анализ промышленности
После Гражданской войны промышленность восстанавливалась довольно тяжело. Несмотря на то, что показатели отдельных отраслей промышленности (производство электроэнергии, продукция машиностроения, легкая и пищевая промышленность) в 1925 году были выше, чем в 1913, общий объем составлял лишь 75,5% по сравнению с показателями 1913 года. Для устранения множества проблем в промышленности были необходимы действенные перемены7.
Переход к НЭПу послужил своего рода толчком к развитию частнокапиталистического предпринимательства. Государство допускало свободу торговли и развитие капитализма лишь при условии регулирования и при соблюдении определенных рамок. Так, например, деятельность частника представляла собой производство товаров широкого потребления, добычу и переработку некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда8.
Дабы развить идею государственного капитализма частным предпринимателям правительство разрешило арендовать мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. По факту данные предприятия являлись государственными, то есть программа их работ утверждалась в учреждениях государства, тем не менее, производственная деятельность на них осуществляли частные предприниматели. Также правительство разрешило открывать свои собственные предприятия, включающие численность не более 20 работников. В 20-х годах доля производства подобных предприятий составляла 20-25% от всей промышленной продукции9.
Во время НЭПа шло активное развитие концессий, представляющих собою особую форму аренды – это предоставление возможности иностранным предпринимателям эксплуатировать, а также строить предприятия на территории России и разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д.
Подобная политика проводилась с целью привлечения в экономику иностранных капиталов.
За период восстановления самого большого подъема достигла отрасль машиностроения. Государство начало выполнение ленинского плана электрификации. Так выработка электроэнергии 1925 году выросла в шесть раз по сравнению с 1921 и стала значительно выше уровня 1913 года.
Наибольшее отставание наблюдалось в металлургической промышленности. В данной области предстоял большой объем работ. В период Гражданской войны сильно пострадал железнодорожный транспорт. В период НЭПа шло постепенное его восстановление.
Легкая и пищевая промышленность восстанавливались быстрее всех остальных отраслей.
Исходя из анализа промышленности можно вести речь о том, что задачи по восстановлению промышленности довольно успешно решались, что повлекло за собой увеличение выпуска продукции.
Анализ управления производством
Кардинальные перемены происходили в самой системе управления экономикой. Прежде всего, это коснулось ослабления централизации, свойственной периоду «военного коммунизма». Произошло упразднение главков в ВСНХ, их функции взяли на себя крупные районные управления и губернские совнархозы.
Производство в государственном секторе проходило под управлением трестов, являющихся объединениями предприятий, как однородных, так и просто взаимосвязанных между собой. У них были обширные полномочия, позволяющие им самостоятельно принимать решения касаемо того, что производить, где реализовывать. Также несли материальную ответственность за то, как организовано производство, каково качество выпускаемой продукции и как сохраняется государственное имущество.
Предприятия, входящие в состав трестов, самостоятельно занимались закупкой ресурсов на рынке, будучи сняты с государственного снабжения. Это называлось «хозрасчет», благодаря которому предприятия имели абсолютную финансовую независимость и возможность выпуска долгосрочных облигационных займов10.
Параллельно с возникновением трестов стали образовываться синдикаты, являющиеся добровольными объединениями нескольких трестов с целью оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынке.
Анализ развития торговли
Торговля и ее развитие являлось одним из элементов государственного капитализма. С ее помощью был обеспечен необходимый экономический обмен между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и деревней. В отсутствие него была неосуществима нормальная хозяйственная жизнь общества.
Планировалось проведение широкого товарообмена в рамках местного хозяйственного оборота. Для осуществления этого предполагалось обязать государственные предприятия сдавать продукцию в специальный товарообменный фонд республики. Однако местный товарообмен внезапно оказался тесным для дальнейшего развития экономики и в октябре 1921 года был превращен в свободную торговлю.
В рамках государственного регламента в торговую сферу был допущен частный капитал в соответствии на производство торговых операций. В частности заметным стало наличие частного капитала в розничной торговле, тем не менее, он не был допущен в сферу внешней торговли, осуществлявшуюся только на основе государственной монополии. Международные торговые отношения заключались исключительно с органами Наркомвнешторга.
Анализ денежной реформы
Создание устойчивой системы и стабилизации рубля имело существенное значение для проведения НЭПа. У истоков данной работы находился нарком финансов Г.Я. Сокольников, который в 1918 году возражал против денежной эмиссии. Однако на тот момент он не был понят, эмиссия продолжилась. В последствии чудом удалось избежать воплощения плана полного аннулирования денег и закрытия наркомата финансов за ненадобностью11.
Для оздоровления финансовой системы в рамках новых хозяйственных условий было необходимо снять запреты на все виды торговли, а также устранить огромный бюджетный дефицит с помощью резкого сокращения расходов и развития результативной налоговой системы.
Итогом жарких дискуссий явилась денежная реформа на основе золотого стандарта, решение о которой было принято в конце 1922 года. Сначала для стабилизации рубля провели деноминацию денежных знаков, изменив их нарицательную стоимость по определенному соотношению старых и новых знаков. Вначале в 1922 году государство выпустило совзнаки.
В то же время с выпуском совзнаков, в конце ноября 1922 года была выпущена в обращение новая советская валюта - «червонец», которую приравняли к 7,74 граммам чистого золота, или к дореволюционной десятирублевой монете. Червонцы, преимущественно, были предназначены для кредитования промышленности и коммерческих операций в оптовой торговле. Их строго было запрещено использовать для покрытия бюджетного дефицита.
Также осенью 1922 года появились фондовые биржи, в которых разрешалась купля-продажа валюты, золота, государственных займов по свободному курсу. А в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, начал официально котироваться на различных валютных биржах мира. В качестве заключительного этапа реформы была осуществлена процедура выкупа совзнаков.
Анализ налоговой реформы
Налоговая реформа была проведена вместе с денежной. Основными источниками дохода в государственном бюджете стали отчисления от прибыли предприятий, а не с населения уже в конце 1923 года.
Переход от натурального к денежному налогообложению был естественным следствием возврата к рыночной экономике. В данный период начинают активно разрабатываться дополнительные источники получения денежного налога. В 1921-1922 гг. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды и другие товары.
Анализ банковской системы
С приходом новой экономической политики началось постепенное возрождение кредитной системы. Была восстановлена работа Госбанка, который упразднили в 1918 году. Промышленность и торговлю начали кредитовать на коммерческой основе, для чего были созданы специализированные банки: Торгово-Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 года - Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли и многие другие. Деятельность вышеперечисленных банков заключалась в осуществлении краткосрочного и долгосрочного кредитования, распределения ссуд, назначения ссудного, учетного процента, а также процента по вкладам12.
Для стабилизации финансовой системы летом 1922 года был предпринят еще один шаг – открытие подписки на первый государственный хлебный заем на общую сумму в 10 млн. пуд. ржи в зерне. Произошло создание сети акционерных банков, включающей в себя - Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и иностранные предприниматели. Подобные банки кредитовали, зачастую, отдельные отрасли промышленности.
Доказательством рыночного характера экономики может служить конкуренция, появившаяся между банками во время борьбы за клиентов с помощью предоставления им особенно выгодных условий кредитования. Большое распространение получил коммерческий кредит, представляющий собой кредитование друг друга различными предприятиями и организациями. Все выше сказанное подтверждает то, что в стране уже действовал единый денежный рынок, включающий все атрибуты.
Информация о работе Общая характеристика новой экономической политики