Общая характеристика новой экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Историческое значение темы заключается в том, что новая экономическая политика (НЭП) в России явилась в своем роде признанием факта невозможности установить коммунизм административным путем. Как выяснилось, подобным путем не восстановишь ни сельское хозяйство, ни промышленность. В итоге была запущена торговля между деревней и городом. Административные методы были заменены на экономические.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Общая характеристика новой экономической политики…………..6-18
§ 1. Предпосылки перехода к новой экономической политике………………6-8
§ 2. Сущность новой экономической политики………………………………9-18
Глава 2. Расцвет новой экономической политики
и ее дальнейшее свертывание………………………………………………...19-34
§ 1. Начало индустриализации и расцвет НЭПа…………………………….19-27
§ 2. Сворачивание НЭПа и его итоги………………………………………...28-34
Заключение…………………………………………………………………….35-36
Список использованных источников и литературы………………………...37-38

Вложенные файлы: 1 файл

Причины перехода к новой экономической политике принципы нэпа.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Анализ внешней торговли

Успешное экономическое развитие государства возможно лишь тогда, когда она сможет «хозяйственно примкнуть к мировому рынку», как не раз подчеркивал Г. Сокольников. Согласно его суждениям, монополия внешней торговли не давала в полноте использовать экспортный потенциал страны, так как крестьяне и кустари за свою продукцию получали лишь обесцененные советские денежные знаки, а не валюту. В.И. Ленин неоднократно выступал против ослабления монополии внешней торговли, боясь, по его словам, роста контрабанды. В действительности правительство опасалось того, что производители, получив право выхода на мировой рынок, смогут прочувствовать свою независимость от государства и снова начнут бороться против власти. В силу этого, руководство страны старалось не допустить демонополизации внешней торговли13.

Выводы:

Таковы важнейшие мероприятия новой экономической политики, осуществлявшиеся Советским государством. При всем многообразии оценок, НЭП можно назвать успешной и удачной политикой, имевшей большое и неоценимое значение. И, разумеется, как всякая экономическая политика, НЭП имеет огромный опыт и важные уроки.

 

ГЛАВА 2. РАСЦВЕТ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ СВЕРТЫВАНИЕ

 

 

§ 1. НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И РАСЦВЕТ НЭПА

 

 В 1926 г. промышленность большей частью восстановили аналогично показателям 1913 г., но технолого-организационая сторона уровня была довоенной, что вполне объясняло ее отсталость, несмотря на социальный прогресс в виде условий труда, гарантирование оплаты, отпуска и т.п.

В экономике государства наблюдались диспропорции – промышленность и сельское хозяйство, производство и потребление, наблюдалась колоссальная зависимость от запада в виде ввоза машин и сырья. Весь процесс проходил на фоне завершенной во всем остальном мире технической революции, включающей в себя механизацию труда и повышение его производительности. С восстановленными довоенными технологиями промышленность СССР отставала от среднемирового уровня как минимум на 15 лет14.

Собственно быстрые темпы экономического роста НЭПа в большинстве своем находили объяснение в «восстановительном эффекте». Как, например, в промышленности – это ввод имеющегося, но не использовавшегося довоенного оборудования, в сельском хозяйстве – восстановление заброшенных земель и т.д. После исчерпания резервов быстрого развития для дальнейшего роста понадобились огромные капиталы. Чтобы нормально развиваться, государству необходима модернизация производства, в связи с тем, что устаревшие технологии не в состоянии обеспечить требуемые темпы развития. В свою очередь из-за низких темпов развития шел рост безработицы, и на 1925 год в стране официально было зарегистрировано 980 тыс. безработных, которым государство пыталось помочь: выдавая временную материальную помощь и т. д. Низкой была товарность сельского хозяйства. Начиналось назревание кризиса в промышленности. Была необходима обширная индустриализация всех отраслей хозяйства. 

Несмотря на общее понимание необходимости индустриализации, оставался открытым и неясным вопрос о путях и темпах ее проведения. Глядя на опыт других стран можно было бы пойти уже проверенным путем, сбалансированного экономического развития, которое заняло бы не одно десятилетие. В качестве ускорения при таком экономическом подходе обычно добавлялись внешние займы и ограбление колоний, которые в итоге приводили к неизбежной необходимости использования агрессивной внешней политики и экономической зависимости от внешнего мира. Для Советской России аналогичный путь был неприемлем. Пойти проложенным российским путем привлечения иностранных инвестиций большевики не сумели, хотя и пытались.

В 1920-м году VIII Съезд Советов РСФСР принял решение, что для развития тяжелой промышленности необходимы высокий темп и финансовое обеспечение. Планировалось примерно треть всех необходимых средств получить с помощью внутренних источников, а оставшиеся две трети - с помощью иностранных концессий и кредитных операций. Но этот план был обречен на провал, поскольку иностранные инвесторы не захотели вкладывать средства в хозяйство страны советов. В итоге планы были пересмотрены, и было решено, переключиться с тяжелой промышленности на подъем сельского хозяйства и производство товаров народного потребления, чтобы накопить финансовые резервы для индустриализации15.

В середине 20-х годов ХХ века снова стал актуальным вопрос о развитии тяжелой промышленности и источников ее финансирования. Инвесторы считали нерентабельными финансовые вливания в российскую экономику, несмотря на кажущуюся и реальную эффективности, поскольку очень велик был политический риск, так как у власти находились большевики. Большевистский режим казался непредсказуемым иностранным предпринимателям, поэтому они не хотели подвергать риску свои капиталы, памятуя о неудачном опыте  безвозмездной национализации иностранной собственности после Октябрьской революции. Когда на Западе в 1929 г. разразился масштабный экономический кризис, рухнули последние надежды на то, что «заграница нам поможет».

Помимо уже перечисленных причин Советское государство в силу ряда политических обстоятельств не могло пойти по общепринятому пути. Сама доктрина гегемонии пролетариата не позволяла рассчитывать на помощь промышленно развитых государств, которые изначально рассматривались как «вражеское окружение», поскольку воспринималась ими как «могильщик капитализма». А поскольку та же доктрина «коммунистического острова в капиталистическом окружении» предполагала быстрое вооружение пролетарского государства и готовность вести войну за мировой коммунизм для нее была неприемлема и длительная индустриализация. Резервы для нее были минимальными, так как частный капитал не допускался ни в крупную, ни в среднюю промышленность и в государстве существовала драконовская система налогообложения частников, а отсутствие юридических гарантий заставляло население скрывать свои сбережения, держать их не в сберегательных кассах и государственных ценных бумагах, а в тайниках и кубышках, пускать на спекуляцию16.

Поэтому частный капитал не мог достаточно быстро модернизировать отсталую российскую экономику. В свою очередь государственный сектор, не смотря на свой приоритет, оставался малорентабельным. Прибыльность промышленного производства в 1928 году была на 20% меньше, чем до войны, а железнодорожного транспорта – в четыре раза. На сельское хозяйство, являвшееся когда-то поставщиком экспорта, тоже нельзя было рассчитывать. Помещичьи и кулацкие хозяйства были ликвидированы, хотя до революции они были основными производителями товарного хлеба. Пришедшая на смену «военному коммунизму» власть по-всякому препятствовала, какому-либо росту крупного индивидуального хозяйства в деревне. С ее воцарением началось дробление крестьянских хозяйств с целью «осереднячивания» деревни, что не могло не привести к уменьшению производства товарной продукции, поскольку середняк в первую очередь производил продукты для себя и почти не имел связи с рынком. Происходило снижение товарности, что прямо пропорционально снижало объем экспорта сельскохозяйственной продукции, а соответственно и импорта товаров широкого потребления и оборудования крайне необходимого для модернизации страны. В период НЭПа импорт его уменьшился вдвое, чем был до революции. Промтоварный голод дополнительно усугублял сельскохозяйственные проблемы, что вело к пропаданию стимула у крестьян к расширению производства, поскольку на вырученные деньги покупать было нечего.

У большевистского правительства оставался единственный путь для ускорения индустриализации, который заключался в финансировании промышленности с помощью неэкономического перераспределения доходов между отраслями и группами населения. Большевистская власть, используя централизацию финансовых и материальных ресурсов, а также ужесточение распределительной политики пыталась решить проблему отсутствия средств для модернизации. Определение более конкретизированных форм и метод корректировки курса экономики произошло в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров, результатом которой явились две прямо противоположные точки зрения17.

Н.И. Бухарин, Ф.Э. Дзержинский, А.И. Рыков находясь в составе руководства страны, выступали за сбалансированное развитие народного хозяйства, считая, что война с крестьянством пагубна для Советского государства, как экономически, так и политически. Поэтому развитие экономического строя следует базировать на объединении пролетариата с крестьянством, повышая потенциал производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая формы рыночного обмена города и села.

Г.Л. Пятаков, Л.Д. Троцкий придерживались противоположного мнения, что «ускоренная» индустриализация возможна за счет эксплуатации крестьянства. Е.А. Преображенский, будучи крупным теоретиком социализма, разработал теорию «изначального социалистического накопления», за счет разорения крестьян. Поскольку согласно его теории, частное крестьянство не вписывалось в рамки социализма, утверждал, что социалистическую индустрию в нашей стране, можно создать только за счет эксплуатации крестьянства. 

На тот момент политически допустимым для правительства решением, принятое на XIV съезде партии в декабре 1925 г., было ускорение создания тяжелой промышленности за счет легкой, а также за счет сельского хозяйства и уровня жизни народа. Но подобное решение опровергал один из принципов НЭПа - рыночные отношения. В качестве направлений социалистической индустриализации выделялись: строжайшая экономия, использование прибыли от банковского и предпринимательского дохода, а также средств населения для инвестирования, эксплуатация села. Крестьяне, тяготевшие к ведению хозяйства, рассматривались партийным руководством, как носители капиталистических начал, с которыми надо бороться до полного уничтожения18.

Капиталовложения в промышленное строительство значительно увеличились в 1926-1928 гг. Если в 1924-1925 гг. на развитие промышленности было выделено 429,9 млн. руб., то в 1927-1928 гг. - 1,467 млрд. руб. Строительство Волховской, Шатурской, Штеровской электростанций было закончено. В 1927-1928 гг. довоенная выплавка чугуна составляла 75%. Было начато строительство гигантов машиностроения  в таких городах, как  Москва, Сталинград, Ростов-на-Дону и Саратов. В 1926 году закончилось строительство Турксиба – 1500 км железнодорожной линии, связавшей Южный Урал со Средней Азией. Прирост промышленного производства в 1925-1926 гг. по официальным данным превысил уровень 1913 года на 8,6% с помощью роста оборота на 43,2%. Тем не менее, по большинству позиций еще наблюдалось отставание. Так, например, не взирая на строительство станкостроительных производств, импорт станков был нужен государству до начала Великой Отечественной войны. 

Сельское хозяйство как отрасль, по прежнему являлась основной – в 1926 году в ней было занято 81,2% всего населения и шло производство львиной доли валовой продукции, составляющей 56,6%. В1927 г. Ее объем достиг 121% от уровня1913г. Но такой уровень был достигнут за счет животноводства, в то время как по зерну довоенные показатели достигнуты не были. Основными причинами явились низкие заготовительные цены.

Сельскохозяйственное производство за период 1925-1927 гг. приросло на 5,1%. Всего с 1921 по 1928 годы среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составил 10%. От промышленности село очень сильно отставало, это было вызвано не столько общетехническим отставанием, сколько осереднячиванием, параллельно с вытеснением кулацкого класса. Доля общественных хозяйств в общей товарности села была невысокая.

В 1926 году произошло большое снижение сельскохозяйственного налога и в середняцких хозяйствах оказалось 60 миллионов неотоваренных рублей. Таким образом, у крестьян оказалось немало бумажных денег, что в совокупности с высокими урожаями в 1926-1927 годы привело к снижению посевных площадей и  как следствие к снижению государственных закупок. В 1927 году достигло критического уровня снижение заготовок хлеба.

В годы расцвета НЭПа развилась кооперация различных форм. В конце 1928 года непроизводственной кооперацией, в основном крестьянской было охвачено 28 миллионов населения. Розничная торговля состояла из 60-80% кооперативной, и лишь на 20-40% из государственной. Имели место кооперативное законодательство, кооперативный кредит, а также кооперативное страхование. Шло развитие и производственных кооперативов, дававших 13% всей промышленной продукции. В деревнях они существовали в основном в виде ТОЗов (товариществ по обработке земли), меньшую долю составляли мелиоративные организации, машинные товарищества. Существовали и Колхозы, но они считались самыми малоэффективными  в производственном отношении, так как охватывали лишь 1,2% хозяйств и давали 1,04% валовой продукции19.

Одной из особенностей НЭПа было также ограниченное допущение в экономическое хозяйство страны иностранного капитала. Некоторая часть предприятий была сдана в аренду иностранным фирмам в форме концессии. Подобный опыт пригодился государству лишь на первых порах, когда существовала острая необходимость в создании собственной сильной индустрии. Однако большое распространение концессии не получили, поскольку иностранные предприниматели выражали опасения касаемо вложений капиталов в Советскую Россию.

Кроме капиталов, в СССР прибывал поток рабочих-иммигрантов со всего мира. Например, в 1922 г. была создана Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК) американским профсоюзом швейников и Советским правительством, в которую были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде и четыре - в Москве, где работали американские рабочие. 

В период НЭПа механизм экономики являл собой причудливую комбинацию рыночных принципов и административного диктата. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы стали проникать во все поры хозяйственного организма, стали главным связующим звеном между его отдельными частями.  
Хозяйственные успехи НЭПа были построены на фундаменте новых общественных отношений. В промышленности главные позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации20. 

Абсолютно иными оказались экономические функции государства в условиях НЭПа, кардинальные изменения коснулись целей, принципов и методов экономической политики. Изначально было, что центр устанавливал в приказном порядке технологические пропорции, а впоследствии он перешел к регулированию цен, используя косвенные экономические методы.

Информация о работе Общая характеристика новой экономической политики