Общественный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:17, лекция

Краткое описание

Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.
Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.
Изъяны рынка и их основные типы.
Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.
Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.
Оценка масштабов общественного сектора.
Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.
Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

1[1].doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Оптимистичный, значительное улучшение социально-экономического положения страны, рост качества жизни населения и уровня образования в обществе.

Существующая система управления образованием в России содержит в себе черты административной системы бывшего СССР и рыночной экономики переходного периода. В 90-х гг. система претерпела ряд реформ, вызванных крупными изменениями в системе образования на федеральном уровне. Среди наиболее крупных реформ отметим: создание единого Министерства образования РФ, переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования, бурное развитие негосударственного высшего и среднего профессионального образования.

Несмотря на эти преобразования, система управления образованием в России характеризуется громоздкостью, многозвенностью, бюрократичностью и нередко несоблюдением норм управляемости.

Открытое образование

Реформы в образовании, такие как отказ от государственной монополии в области образования, переход на платное обучение, изменение уклада общественной жизни привели к расширению ассортимента образовательных услуг, предлагаемых государственными вузами, и созданию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях и уровнях образования. Теперь традиционные формы получения образования и модели обучения не могут полностью удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. В этих условиях в России, как и во всем мире развивается система открытого образования.

Система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества».

Идеи открытого образования в некоторой степени были реализованы раньше в таких формах обучения, как заочное обучение и экстернат.

Для широкого внедрения и распространения в России дистанционного обучения существуют следующие предпосылки:

• резко возросшая потребность в массовости образования и повышении его качества;

• распространение демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы в образовательной сфере;

• учет индивидуальных потребностей и уникальности человеческой личности;

• гуманистические подходы и внедрение передовых сетевых технологий обучения.

Открытое образование предоставляет равные возможности получения образования для всех категорий граждан без исключения. Это особенно ценно для лиц, которые физически не могут добраться (регулярно или в принципе) до места учебы: сельских жителей, лиц с ограниченными возможностями, обусловленными их состоянием здоровья, лиц, работающих по вахтовому методу, и т.п.

Открытое планирование обучения привлекает предпринимателей, менеджеров, лиц, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них.

Только глубокая информатизация образования в целом позволит обеспечить развитие системы открытого образования. Необходимость информатизации образования диктуется самим развитием общества: внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни, компьютеризацией предприятий, учреждений и организаций, становлением информационной экономики.

 

Лекция № 13

 

Тема: Эффективное функционирование естественных локальных монополий и монополий федерального уровня в целях рационального проведения реформы ЖКХ

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека. В его состав входят:

  • жилищное хозяйство;
  • ремонтно-эксплуатационные предприятия и службы;
  • ресурсоснабжение (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение);
  • благоустройство населённых пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, сбор, вывоз и утилизация отходов, санитарная очистка);
  • бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги);
  • наружное освещение;
  • телекоммуникационное обслуживание;
  • пассажирские перевозки.

Большая часть хозяйствующих субъектов отрасли производят продукцию и услуги в условиях естественной монополии.

При этом локальная естественная монополия рассматривается как естественная монополия, существующая на локальном экономическом пространстве, устанавливаемая и регулируемая в границах одного субъекта Российской Федерации или одной административно-территориальной единицы.

К субъектам локальных естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, относятся:

  1. предприятия по производству тепловой и электроэнергии для общего пользования, не подключенные к единой энергосистеме;
  2. предприятия, осуществляющие (обеспечивающие) электро-, тепло- и газоснабжение;
  3. предприятия и объекты водопроводного и канализационного хозяйства;
  4. службы уборки мусора и снега, содержащие места хранения отходов, включая снежные свалки, предприятия по сбору и переработке отходов;
  5. предприятия, оказывающие ритуальные услуги и содержащие кладбища;
  6. предприятия и объекты местных почты, телефона, радио и телевидения, включая передающие сети;
  7. предприятия пригородного пассажирского автомобильного транспорта;
  8. автовокзалы, включая системы их обслуживания и эксплуатации; аэропорты местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств;
  9. порты и пристани местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств.

Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальнных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.

Особенностью современного состояния предприятий ЖКХ является высокая степень физического износа основных фондов. Это связано с невысоким объемом инвестиций на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, привлеченных за последние десять лет.

Многочисленные трудности функционирования ЖКХ  и низкий уровень обслуживания населения в данной сфере, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер хозяйствования и другие факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.

В связи с этим в регионах Российской Федерации осуществляется выполнение программы реформирования ЖКХ. Работа направлена на принятие экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений с грамотно поставленной информационно-пропагандистской компанией. Главная задача реформы – обеспечение поддержки и широкого участия населения в процессе преобразования этой жизненно важной сферы национальной экономики.

Правовые аспекты регулирования деятельности естественных монополий федерального и локального уровней в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы должны быть направлены на:

  • достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий;
  • защиту потребителей от возможных злоупотреблений естественных монополий их доминирующим положением;
  • создание условий для развития монопольных отраслей в интересах общества.

Осуществление мероприятий по реформированию ЖКХ невозможно без использования научно-обоснованных методов ценообразования на услуги предприятий, функционирующих в данной сфере.

Вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве важны не только потому, что в большей степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения.

При этом в целях повышения эффективности функционирования предприятий-монополистов в сфере ЖКХ и их экономического роста в интересах общества при установлении цен и тарифов на услуги данных хозяйствующих субъектов необходимо оценивать и учитывать нормативы инвестиционной составляющей в стоимости предоставляемых ими жилищно-коммунальных услуг.

Учет норматива инвестиционной составляющей в цене продукции позволяет после её реализации аккумулировать на предприятии внутренние финансовые ресурсы, обеспечивающие возможность организации эффективных процессов воспроизводства и использования его собственных основных средств.

Именно на базе нормативного подхода к формированию внутренних инвестиционных источников для воспроизводства основного капитала локальных естественных монополий, хозяйствующих в сфере ЖКХ, можно повысить эффективность их функционирования, а также надежность и качество предоставляемых ими услуг населению.

Нормативная величина инвестиционных ресурсов в стоимостной структуре тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть определена с учётом выполнения рыночных принципов возврата первоначальных капиталовложений в приобретение основных фондов субъекта хозяйствования и их эксплуатации с требуемой экономической эффективностью.

Амортизационные отчисления являются важным базовым инвестиционным источником. Однако применяемые в настоящее время методы и нормы амортизации не обеспечивают возврата первоначальных капиталовложений в основные средства с учетом фактора времени. Высокие темпы инфляции и длительные нормативные сроки службы оборудования приводят к тому, что при номинальном возврате инвестиций существует несоответствие аккумулируемой денежной составляющей её ценности в момент приобретения фондов. Поэтому наряду с целевым использованием амортизационных отчислений возникает потребность в определении той части прибыли, которая должна направляться на воспроизводственную инвестиционную деятельность.

Простое воспроизводство (самовоспроизводство) основного капитала будет определяться условием полного возврата за период эксплуатации фондов вложенных в них инвестиций.

где

Ко

– первоначальные инвестиции в основной капитал;

 

Тн

– полезный срок службы фондов (горизонт расчета) в годах;

 

ЧДt

– часть чистого дохода предприятия, реинвестируемая в

   

воспроизводство основного капитала на t-м году эксплуатации фондов;

 

Кл

– ликвидационные денежные потоки в конце периода эксплуа-

   

тации фондов (Тн);

 

Е

– норма дисконта.


Считая, что к окончанию срока полезного использования объекта фондов его остаточная стоимость будет иметь нулевое значение, условие простого воспроизводства любого инвентарного номера основных средств можно выразить как

Фо =  ,                                               (1)

где     Фо        – первоначальная балансовая стоимость объекта фондов;

 

Тн

– полезный срок службы фондов (горизонт расчета) в годах;

 

ЧДt

– часть чистого дохода предприятия, реинвестируемая в

   

воспроизводство основного капитала на t-м году эксплуатации фондов;

 

Е

– норма дисконта.


Собственные ежегодные денежные потоки предприятия, обеспечивающие текущее возмещение первоначальных инвестиций в основной капитал, складываются преимущественно из амортизации и той части прибыли, которая направляется на модернизацию, реконструкцию, восстановление и обновление фондов, то есть

ЧДt = At + Пtф   ,                                           (2)

где

At

– амортизационные отчисления в t-м году эксплуатации объекта

   

фондов;

 

Пtф

– часть прибыли, направляемая на воспроизводство основного

   

капитала и распределенная на рассматриваемый объект фондов.


При линейном методе начисления амортизации, её ежегодная сумма в составе себестоимости продукции составит                                

                                          Аt = na  × Фо .                                              (3)

где nа – линейная норма амортизации, в долях единицы.

Прибыль для воспроизводства основных средств, распределенную на рассматриваемый объект фондов, можно выразить как

Пtф = рt × Фо  ,                                           (4)

где

рt

– воспроизводственная рентабельность объекта основных фон-

   

дов в t-м году; (рt = Пtф / Фо).

Информация о работе Общественный сектор экономики