Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме.

Содержание

Введение 3
1.Рыночная экономика как особый тип экономических систем 5
1.1 Типы экономических систем 5
1.2 Преимущества и недостатки рыночной экономики…………………….......6
2.Роль государственного регулирования в рыночной экономики ..8
2.1 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики 8
2.2 Формы и Методы государственного регулирования рыночной экономики10
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

краткосрочных прогнозов, составляемых ежегодно и служащих основой ц; и подготовки федерального финансового баланса, перечня федеральных про грамм и проектировок госсектора.

Минэкономразвития России приводит прогноз основных макроэкономических показателей [11]:

 

2011

отчет

2012

оценка

2013

2014

2015

прогноз

Индекс потребительских  цен,                                на конец года

6,1

6,5

5-6

4-5

4-5

Индекс потребительских  цен,                                 в среднем за год

8,4

5,1

6,7

5,4

4,9

Курс доллара среднегодовой,                       рублей за доллар США

29,4

31,1

32,4

33,0

33,7

Валовой внутренний продукт,  %                                   

 

4,3

3,5

3,6

4,3

4,5

Инвестиции в основной капитал, %

8,3

7,8

6,5

7,3

7,9

Реальные располагаемые  доходы населения,  %

0,8

3,3

3,7

5,2

5,3

Реальная заработная плата,  %

2,8

8,0

3,7

5,5

5,9

Оборот розничной торговли,  %

7,0

5,7

5,4

5,8

5,8


При обосновании прогнозов  используют разнообразный набор  инструментов – от простой экстраполяции  на будущее сложившихся тенденций  до построения сложных экономико-математических и имитационно-эвристических моделей. Основы организации прогнозной работы в России определены Федеральным  законом от 20 июля 1995 г.№115-ФЗ «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В любой стране, при любой  общественно-политической и социально-экономической  системе экономика  регулируется государством.

Проблема взаимоотношений  государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет  важнейшие функции в хозяйственной  системе. Возрастающие масштабы современной  экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных  хозяйственных связей создают объективные  экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании  общественного производства.

Современная экономика России представляет собой соединение прежних  остаточных черт монополизации и  централизации так и рыночных компонентов, но не столько в их современном  виде сколько в состоянии полутора вековой давности. Наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, т.е. форм и методов регулирования экономики. Следовательно, важность поиска всё более эффективных мер регулирования, повышение роли государства.

 «Государственное регулирование рыночной экономики нацелено не только на обеспечение ее эффективного функционирования в настоящее время, но и на ее развитие в интересах будущих поколений. Государство играет роль капитана громадного корабля в будущем море современности… А для этого нужно предвидеть будущее, подстерегающие там опасности, правильно прокладывать стратегический курс и уверенно вести по нему корабль. Искусством стратегического руководства должны владеть все госслужащие, в первую очередь руководители высшего ранга» [10, 253].

Следует отметить, что государство  не должно вмешиваться в те сферы  экономики, где его вмешательство  не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены, и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол., и 9-15 млрд. дол. в год. 

Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

Трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  2. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория  – М.: Академический проект, 2008,
  3. Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавром — 3-е изд., перераб. и доп. — М .: Издательство Юрайт, 2012.
  4. Чеберко Е.Ф. Новые тенденции в отношении государства и предпринимательства и их роль в развитии общества – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
  5. Вечканов Г. С. Макроэкономика: учебник для студентов  - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
  6. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: - Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Издательство РАГС, 2010.
  7. Рыжановская Л. Ю. Экономическая теория Дж. М. Кейнса – М.: Финансы и кредит, 2010.
  8. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. - М.: Изд-во МГУ, 1994
  9. Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика - М.: Кнорус, 2010
  10. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В. И. – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005
  11. http://www.economy.gov.ru

 
 

 

 

 

 


Информация о работе Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики