Олигополия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть конкурентную борьбу на рынке олигополии.
Согласно цели работы сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность олигополии, рассмотреть её основные черты;
2. Рассмотреть модели олигополии, способы ценообразования;
3. Сделать экономический анализ рынка олигополии в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
5
Глава 1.
ОЛИГОПОЛИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЙ ЧЕРТЫ……………..
7
Глава 2.
МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………...
9
2.1.
Модель Курно……………………………………………………
9
2.2.
Ценовая конкуренция и ценовые «войны»…………………….
12
2.3
Тайный сговор и картели……………………………………….
15
2.4.
Лидерство в ценах……………………………………………….
18
2.5.
Ценовая накидка…………………………………………………
18
Глава 3.
РЕКЛАМА ПРИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………...
20
Глава 4.
ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИИ……………………………………
22
4.1.
Крупные предприятия в России………………………………..
22
4.2.
Экономический анализ рынка олигополии в России…………
24
4.3.
Автомобильная промышленность……………………………...
29
4.4.
Лидерство в ценах на примере автомобильного рынка………
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
34

Вложенные файлы: 1 файл

Олигополия.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………

5

Глава 1.

ОЛИГОПОЛИЯ  И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЙ ЧЕРТЫ……………..

7

Глава 2.

МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………...

9

       2.1.

Модель Курно……………………………………………………

9

       2.2.

Ценовая конкуренция  и ценовые «войны»…………………….

12

       2.3

Тайный сговор и картели……………………………………….

15

      2.4.

Лидерство в  ценах……………………………………………….

18

       2.5.

Ценовая накидка…………………………………………………

18

Глава 3.

РЕКЛАМА ПРИ  ОЛИГОПОЛИИ……………………………...

20

Глава 4.

ОЛИГОПОЛИЯ  В РОССИИ……………………………………

22

       4.1.

Крупные предприятия  в России………………………………..

22

      4.2.

Экономический анализ рынка олигополии в России…………

24

       4.3.

Автомобильная промышленность……………………………...

29

       4.4.

Лидерство в  ценах на примере автомобильного рынка………

29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….

32

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………

34


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Олигополия (гр. оlgоs немногочисленный и роlео продаю, торгую) экономическая модель рынка, которая характеризуется господством  небольшого количества фирм и компаний в производстве соответствующих товаров и на рынке этих товаров. Олигополия преобладает в современной рыночной структуре. Олигопольные отрасли автомобильная промышленность, производство постоянные, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудование, компьютеров, отрасли оптовой торговли. Характерные признаки олигополии:

    1. немногочисленность фирм;
    2. однородные или дифференцированные товары;
    3. высокая степень концентрации.

     Главная черта олигополии немногочисленность фирм, которые властвуют на рынке товаров или услуг.

     Характерной особенностью олигополистической структуры  является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать  во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие  на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции также (конкурентов, наоборот, слишком много, учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно, именно в этом и заключается актуальность данного исследования.

     Цель  данной работы: рассмотреть конкурентную борьбу на рынке олигополии.

     Согласно  цели работы сформулированы следующие задачи:

  1. Охарактеризовать сущность олигополии, рассмотреть её основные черты;
  2. Рассмотреть модели олигополии, способы ценообразования;
  3. Сделать экономический анализ рынка олигополии в России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. ОЛИГОПОЛИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЙ ЧЕРТЫ 

     Олигополия - это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка, т.е. некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция в этом случае может быть как однородной, так и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.

     При олигополии большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

     Таким образом, в качестве характерных  черт олигополии следует отметить:

  1. Немногочисленность фирм в отрасли, господство которых основывается на процессе концентрации производства. Различают классическую (жесткую) олигополию, когда на рынке господствует 3 - 4 фирмы, и мягкую олигополию, когда основную долю продукции выпускают 6 - 8 фирм.
  2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Барьеры связаны, в частности, с эффектом масштаба, выступающим важнейшей причиной широкого распространения и длительного сохранения монополистических структур. Кроме того, монополистическая концентрация может порождаться патентной монополией, монополией контроля за редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т.д.
  3. Всеобщая взаимосвязь. Так малое количество фирм в отрасли безусловно требуют учета экономических действий со стороны всех фирм, кроме того, всеобщая взаимосвязь проявляется как в условиях конкуренции, так и в условиях сговора.

     Итак, олигополия - ситуация, когда в отрасли  имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители  могут вести себя различными способами:

    • не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции;
    • пытаться предвидеть поведение других производителей;
    • вступать в сговор с другими производителями.

      Олигополистические  фирмы используют в основном методы не ценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.

      В отличие от других структур рынка  универсальной теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного  количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ

                             

     Прежде  всего, обратим внимание на огромную роль, которую играет приопределении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения  каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

     Лучше понять закономерности поведения фирмы  на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли.  

     2.1. Модель Курно.

                                

     Существует  много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г.

     Его модель основывалась на следующих предпосылках:

  1. на рынке присутствуют только две фирмы;
  2. каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

     Допустим, что на рынке действуют две  фирмы: X и Y. Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

     Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 2.1.1. показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево - вниз), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от P0 до P1, Pи от Q0  до Q1, Q2

       

     Рис. 1.1. Поведение фирмы – дуополиста в краткосрочном периоде.

     Изменение цены и объема выпуска продукции  фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки.

     Если  рассматривать ситуацию с позиции  фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

     Объединив оба графика, получим кривые реакции  обеих фирм на поведение друг друга. На рисунке 2.1.2. кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

         

     Рис. 1.2. Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга. 

          В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом.

     Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно. 
 

     2.2. Ценовая конкуренция и ценовые «войны».

                    

     В условиях ограниченного числа поставщиков  определенного товара их поведение можно описать двояким образом. Повышение или понижение цены на товар одним из товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которого пытался добиться один из хозяйственных субъектов. В результате между конкурентами фактически не происходит перераспределение общих объёмов продаж, каждый из конкурентов не ощущает потери своих покупателей. Если и происходит отток или приток покупателей, то это ощущает отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен покупатели будут искать способы удовлетворения своих потребностей путем расширения объема закупок товаров в данной отрасли или в других отраслях.

     В реальной действительности в зависимости  от конкретно складывающихся обстоятельств, поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее достоверной реакцией можно считать то, что понижение цены кем-либо из конкурентов вызовет стремление у остальных выровнять свои цены, т.е. понизить их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время повышения цен одним из товаропроизводителей, как правило, оставляют без внимания. Такое игнорирование повышения цен со стороны конкурентов связано с надеждой увеличить свои доли в общем объеме продаж. Для наглядности обратимся к рисунку 2.2., на котором показаны кривые спроса олигополиста. 
 

Информация о работе Олигополия в России