Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:45, реферат
Олигополия - весьма распространенный вид рынка. Для совершенной конкуренции и чистой монополии определение оптимальной стратегии поведения на рынке хорошо изучены, но в реальной жизни эти два рынка имеют незначительный вес в экономике из-за ряда допущений, далеких от реальности. На этих рынках отсутствуют все виды соперничества между экономическими агентами.
Введение
Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры
1.1 Понятие и виды олигополии
1.2 Характерные признаки олигополии
1.3 Особенности олигополистического рынка
1.4 Реклама при олигополии
Раздел 2. Модели олигополистического поведения
2.1 Модель Курно
2.2 Ценовая конкуренция и ценовые «войны»
2.3 Тайный сговор и картели
2.4 Лидерство в ценах
2.5 Ценовая накидка
2.6 Теория игр
Заключение
Библиографический список
В рамках тайных соглашений, которые
фактически блокируют ценовую конкуренцию,
могут развиваться неценовые
формы конкуренции, сопровождаемые
предоставлением скрытых скидок
и дополнительных услуг, улучшением
форм обслуживания клиентов, обеспечением
наилучшим послесбытовым
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо- сбытовой деятельности участников.
Многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.
Чаще всего развиты такие
формы олигополии, при которых
между фирмами отсутствует
Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж.
2.4 Лидерство в ценах
Лидерство в ценах - это одна из
форм рыночного поведения
Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящие момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому изменению. Когда мы говорим о лидерстве в ценах, то предполагаем, что никаких соглашений или договоренностей между предприятиями нет. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто.
Ценовой лидер, высказывая публично те
или иные намерения в отношении
предполагаемого изменения
Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
2.5 Ценовая накидка
Цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем будет использоваться термин «средние издержки», под которыми в долгосрочном периоде следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода.
Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной накидки в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную и возможную конкуренцию, финансово- экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. Подобного рода форма ценообразования в основном присуща предприятиям в высокой степенью дифференциации и диверсификации выпускаемой продукции, которые становятся значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию.
Предпочтение, отдаваемое олигополиям
и развертыванию неценовой
2.6 Теория игр
Теория игр - наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятных ситуациях, связанных с принятием решений.
Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами. В ходе игры возможны различные совместные действия - коалиции игроков, конфликты. Часто отмечают, что в действительности олигополия - это игра характеров - игра, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждый игрок должен предугадать действия соперника - его блеф, контрдействия, контрблеф - настолько, насколько это возможно. Поэтому экономисты, занимающиеся теорией олигополии, были восхищены появлением в 1944 году объемистой и высоко математезированной книги под названием “Теории игр и экономическое поведение”.
Стратегия игроков определяется целевой функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участника. Формы этих игр многообразны.
Наиболее простая разновидность
- игра с двумя участниками. Если
в игре участвуют не менее трёх
игроков, возможно образование коалиций,
что усложняет анализ. С точки
зрения платёжной суммы игры делятся
на две группы - с нулевой и
ненулевой суммами. Игры с нулевой
суммой называют так же антагонистическими:
выигрыш одних в точности равен
проигрышу других, а общая сумма
выигрыша равна нулю. По характеру
предварительной договорённости игры
делятся на кооперативные и
Наиболее известный пример некооперативной игры с ненулевой суммой- «дилемма заключённого».
С поличным поймали 2х воров, которым
предъявлено обвинение в ряде
краж. Перед каждым из них встаёт
дилемма - признаваться ли в старых
(недоказанных) кражах или нет. Если
признается только 1 из воров, то признавшийся
получает минимальный срок заключения
- 1 год, а другой максимальный - 10 лет.
Если оба вора одновременно сознаются,
то оба получать небольшое снисхождение
- 6 лет, если же оба не признаются, то
понесут наказание, только за последнюю
кражу - 3 года. Заключённые сидят
в разных камерах и не могут
договориться друг с другом. Перед
нами игра с некооперативная с
ненулевой (отрицательной) суммой. Характерной
чертой этой игры является невыгодность
для обоих участников руководствоваться
своими частными интересами. «дилемма
заключённого» наглядно показывает
особенности
Таблица 1.
1-й 2-й |
признался |
Не признался |
|
Признался |
-6 -6 |
-1 -10 |
|
Не признался |
-10 -1 |
-3 -3 |
|
Дуополия. Допустим, одинаковый по качеству кокаин производят два колумбийских наркокартеля - Х и У. Если обе фирмы назначают одинаковые цены, то и выручка у них одинаковая 10 млн. у.е. у каждой фирмы при цене 3 уе за порцию кокаина и по 15 млн. уе при цене по 5 у.е..
Однако если 1 наркоокартель назначит низкую, а другой - высокую цену, то их выручки будут сильно отличаться друг от друга - 18 млн. и 6 млн. уе. В данном случае пассивная политика высоких цен предпочтительнее, чем конкурентная политика низких цен.
Таблица 2.
У Х |
3 уе |
5уе |
|
3 уе |
10 10 |
18 6 |
|
5 уе |
6 18 |
15 15 |
|
Эти исследования дали много интересных результатов, применимых к отдельным случаям, не приведя к каким-то общим выводам. Некоторые игры разрешаются этим равновесием, некоторые?нет. Некоторые приближаются к конкурентной модели с увеличением числа фирм, некоторые ?нет. Некоторые приводят к эффективному разрешению (либо с точки зрения игроков, либо с точки зрения рынка), некоторые?нет. Теория игр продолжает оставаться активной областью исследования олигополии.
Заключение
В своей курсовой работе с помощью литературы разных авторов мною было рассмотрено такое явление как олигополия, её понятие, виды, характерные черты и особенности, а также основные модели олигополистического поведения.
Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить, во ? первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства.
Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.
Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.
Негативная оценка олигополий определяется
следующими моментами. Это прежде всего
то, что олигополия очень близка
по своей структуре к монополии,
а следовательно можно ожидать
таких же отрицательных последствий,
как и при рыночной власти монополиста.
Олигополии путем заключения тайных
соглашений уходят из-под контроля
государства и создают
Библиографический список
1. http://de.ifmo.ru/bk_netra/
2. http://microeconomica.
3. http://mylearn.ru/kurs/29/1443
4. http://works.tarefer.ru/99/
5. http://www.inventech.ru/lib/
6. http://www.spbki.ru/rus/parts/
7. Агапова. Т.А., Серегина С.В. Макроэкономика. Учебник,: М. Дело и Сервис (ДИС) 2004;
8. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: Юрист, 2003;
9. Гришанков Д.Э. 7 нот менеджмента. Лучшая практика управления / Кабалинский Д.И., Жердев Ф.В., Ходырев А.А., Сидоров М.В. М.: ЗАО Эксперт РА 2008;
10. Макроэкономика. Учебное пособие.
М.К. Бункина, В.А. Семенов. М:
11. Маркетинг: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог, 2006;
12. Михайлушкин А. И., Шимко П.Д.
Начала экономики: Учебное
13. Нуреев Р.М. Курс
14. Соловьёв А.А. Бизнес есть бизнес 3/ М.: Коммерсант 2007;
15. Специализированный справочник- журнал Финансы и право №5 стр. 31-35 январь-апрель 2009;
16. Стрыгин А.В. Мировая
17. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И., Макроэкономика. 4-е изд. М. "Юрайт", 2003;
18. Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. М.: ИНФРА-М 2007;
19. Экономика предприятия и
20. Экономика: учебник/ Журавлёва Г.П. М.: Экономистъ 2005;
21. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Камаев В.Д. М.: Владос 2005.
Словарь
1. Олигополия - это такая рыночная
структура, при которой
2. Дуополия ? рыночная структура,
когда на рынке действуют две
фирмы, взаимодействие между
Информация о работе Олигополия как современная рыночная структура