Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты устойчивости социально-экономического развития региона……………………………………………………………..
5
1.1 Основные теоретические положения понятия «устойчивое развитие». Сущность и понятие организационно-экономического механизма управления регионом…………………………………………………………
5
1.2 Особенности устойчивого развития региональных систем……….......
12
2 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на примере Светлогорского района…………………...
17
2.1 Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы района…………………………………………………………………………
17
2.2 Анализ организации и результатов управления организационно-экономическими процессами в районе………………………………………
20
3 Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона в Республике Беларусь ……
31
3.1 Факторы, влияющие на результативность деятельности местного управления…………………………………………………………………….
31
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой…………………………………………..
34
3.3 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий…………………………………………………………………..
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
41
Приложения……………………………………………………………………
43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях обеспечение устойчивого развития региональной экономики способствует быстрой модернизации. Существующие подходы к изучению устойчивого развития региона не достаточны. Базовые, стратегические промышленные структуры регионов, чье производство сложилось под влиянием исторических, природных и экономических факторов, могут сформировать условия для скорейшей диверсификации не только экономики регионов, но и всей Беларуси. На сегодняшний момент организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона - это дискретный процесс постоянного характера, сущность которого заключается в устойчиво-сбалансированных темпах перманентного роста и развития всей региональной экономики в целом на достаточно продолжительный период времени. В свою очередь, обеспечение устойчивого развития региона представляет собой  действие регулирующих механизмов долгосрочного развития стратегических отраслей и предприятий региона с возможностью развития регионального потенциала в будущем.

Исследование особенностей социально-экономического развития Светлогорского района позволило решить ряд методических и практических вопросов совершенствования управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей.

На конкретных примерах деятельности Светлогорского районного исполнительного комитета и опыте государственного и местного управления социально-экономическими процессами зарубежных стран видно, что практическая реализация самоуправления регионов, сковывание инициативы на местах обусловлено нечёткостью разграничения функций центральных и местных органов, неопределенностью генеральной линии по таким важнейшим направлениям экономической политики как приватизация, реструктуризация экономики.

Исследование показало, что в ускорении социально-экономического развития региона ещё не в полной мере используются рыночные инструменты. Недостаточно последовательно и эффективно проводится разгосударствление и приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, формируется адекватный рыночной экономике рынок рабочей силы (труда), развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства. Имеет место несогласованность планов в отраслевом и региональном разрезах.

Анализ выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития Светлогорского района показал, что имеется существенное отставание от уровня Республики. Это относится, прежде всего, к таким показателям как объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, оказание платных услуг населению, использование инвестиций в основной капитал по предприятиям подчиненным местным Советам, исполнительным и распорядительным органам.

Для обеспечения выполнения поставленных Президентом и Правительством задач необходимо ускоренное развитие в промышленности,  сельском хозяйстве, социальной сфере. Все это приведет к росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им материальных и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня благосостояния населения.

Более эффективному развитию промышленности  будет способствовать своевременная разработка согласованных в отраслевом и региональном разрезах планов организационно-экономического развития отраслей народного хозяйства и региона в целом.

Реализация мероприятий  по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и предпринимательства позволит решить в регионе ряд социальных задач: создать новые рабочие места, повысить уровень занятости населения, доходы.

Социально-ориентированная  рыночная экономика - это высокоэф-фективная экономика с развитым  предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наёмных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества при соблюдении принципов конституционных гарантий,  прав и свобод граждан, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения увязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других групп населения.

Решение рассматриваемых  в курсовой работе проблем потребует  дальнейших усилий и повышения ответственности органов власти и управления всех уровней, компетентности и профессионализма управленческих кадров, и будет способствовать в конечном итоге повышению жизненного уровня населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Шимова, О.С. Устойчивое развитие : учеб. пособие / О.С. Шимова. – Мн. : БГЭУ, 2010. – 431 с.

2 Гранберг, А.Г. Основы  региональной экономики : учеб. для  вузов / А.Г.Гранберг. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 495 с.

3 Регионоведение : под  ред. Т.Г.Морозовой. –М.: Банки  и биржи, 2008.– 434 с.

4  Королевская, В.И.  Управление региональной экономикой  в условиях рынка: учебное пособие  для вузов / В.И.Королевская, С.Н.Хохлов; под ред. В.А.Персианова. – М.:ЮНИТИ, 2005.- 64 с.

5 Симкин, Д.Г. Некоторые  особенности развития организационно-экономического механизма управления регионом / Д.Г.Симкин //Вестник ОГУ.- 2009 (август). - №1.-С.89-94.

6 Ильясов, С.М. Устойчивость банковской системы: механизмы управления, региональные особенности : учеб. пособие для вузов / С.М. Ильясов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 255 с.

7 Региональная экономика : учеб. пособие для вузов / под ред. М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 463 с.

8 Региональная экономика : учебное пособие для вузов / под ред. В.Н.Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 686 с.

9 Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь" // Национальная экономическая газета. - 2009. - №22 . – С.12-16.

10 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. Мн.Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь 2009. - С.201-231.

11 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий региона : отчет о НИР. 1 этап. Изучение теоретико-методологических аспектов оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий региона / Белкоопсоюз, ГКИ, Каф.международ.экон.отнош.; науч. рук. С.Н.Лебедева.- Гомель: ГКИ, 2009. – 74 с.

12 Богдан, Н.И. Методология формирования и механизм реализации региональной инновационной политики : автореф.дис.: канд.экон.наук / Н.И.Богдан; БГЭУ. – Мн.,2008. – 43 с.

13 Федченко, А.А. Роль экономического анализа при оценке уровня развития региона / А.А.Федченко // Экономический анализ : теория и практика. -2009. - №21(июль). – С.16-21.

14 Смирнов, В. Эффективное  социально-экономическое развитие региона : парадигма и концепция / Валерий Смирнов // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – С.55-64.

15 Ситникова, О.В. Социально-ориентированная тарифная политика в энергетике региона / О.В.Ситникова // ЭКО. – 2009.- №2.- С.172-176.

16 Гайзатуллин, Р.Р. Региональная модель оценки эффективности комплексных программ социально-экономического развития / Р.Р.Гайзатуллин // менеджмент в России и за рубежом. – 2009.-№2.- С.99-106.

17 Примак, В.П. Особенности региональной стратегии устойчивого развития / В.В.Примак // Экономика и управление. – 2009. - №1. – С.140-143.

18 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: Юнипак, 2004.

19 Послание Президента А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // Газета "Советская Белоруссия".-2011. - 22 апр. № 75. С. 1- 9.


Информация о работе Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона