Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:28, реферат
Россия, как и другие страны постсоветского пространства, во многом отличается от европейских государств, в том числе в принятии документов, регулирующих деятельность производителей пищевых продуктов. Причем разница не только в характере документов, но и в самом подходе к их составлению.
Каковы мировые тенденции регулирования продовольственного рынка и стоит ли России принимать зарубежный опыт? Об этом расскажут наши эксперты – директор Украинской лиги производителей пищевых продуктов Геннадий Кузнецов и директор Национального института технического регулирования Дмитрий Петров.
Геннадий Кузнецов, директор Украинской лиги производителей пищевых продуктов
СФС и ТБТ
На международном уровне основными соглашениями, которые определяют правила регулирования государствами безопасности пищевых продуктов и информирования об их свойствах потребителей, являются соглашения ТБТ и СФС Всемирной торговой организации (ВТО).
Регулирование в условиях Таможенного Союза
Сейчас в РФ уже практически нет самостоятельного регулирования. Формально нормативно-правовые акты действуют до 1 января 2012 года, ими можно пользоваться как альтернативой документам Таможенного союза, но основными будут нормативно-правовые акты, которые будет устанавливать комиссия Таможенного союза, а затем и Евразэс.
Принятие правовых актов комиссии ТС не требуют согласия парламента: все экономические полномочия делегированы комиссии. Что касается директив Евразэс, они требуют ратификации парламента, и процедура их принятия более длительная и сложная.
Важным аспектом является соглашение ТС о взаимном признании аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Для производителя оно открывает очень большие возможности: компании, которые работают на российском рынке, могут провести испытания в Белоруссии или Казахстане и на их основании получить разрешительную документацию.
Очень важным, хотя и промежуточным, документом является решение комиссии ТС от 28 мая 2010 года «О применении санитарных мер в ТС», которое устанавливает:
– перечень товаров, подлежащих санэпиднадзору;
- единые
санитарно-эпидемиологические
– единую форму документов, подтверждающих безопасность.
Единые санитарные требования в рамках Соглашения ТС по санитарным мерам, которое ратифицировано в трех странах, будут действовать до принятия единых техрегламентов Евразэс на подконтрольные товары.
Сейчас пищевые ингредиенты, производимые в странах СНГ, подлежат государственной регистрации, причем тотальной, что противоречит практике развитых стран, в том числе и ЕС. Но мы надеемся, что в дальнейшем произойдут изменения.
Что касается
документов, которые были выданы ранее
на территории стран, входящих в ТС,
то в период с 1 июля 2010 года до 1 января
2012 года на единой территории Таможенного
союза допускается обращение продукции
по национальным разрешительным документам,
выданным до 30 июня 2010 года, в пределах
действия их срока.
До 1 января 2011 года можно было оформить
разрешительный документ на соответствие
национальным требованиям. Сейчас уже
сделать этого нельзя, поэтому оптимальным
для производителя будет переоформление
действующих национальных свидетельств
о госрегистрации на свидетельства о госрегистрации
по единой форме Таможенного Союза.
При этом есть письмо руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко «О регистрации продукции, проходившей оценку Роспотребнадзора». В нем сказано, что оформление свидетельств на продукцию, имеющую регистрацию, делается без проведения дополнительных исследований, кроме тех случаев, когда ранее исследованные показатели отличаются от тех, которые установлены едиными санитарными требованиями Таможенного Союза.
Безусловно,
российские чиновники вместе с представителями
отраслевых организаций всегда хотят
сделать создать систему
1.1 Сущность, объекты и субъекты государственного регулирования экономики
Государственная
экономическая политика - это совокупность
мер, осуществляемых государственными
органами, направленных на упорядочение,
корректировку и поддержание
социально-экономических
Также
под государственной
Государственная экономическая политика конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей:
- институциональная
политика по изменению
- структурная
политика в области изменения
макроэкономических пропорций
- инвестиционная
политика по установлению
- финансовая
политика в области
- региональная
политика по отношению к
- внешнеэкономическая
политика по отношению к
Составляющими государственной экономической политики являются государственные научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения национальной экономической безопасности.
Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития. К приоритетным направлениям можно добавить политику в разрезе отраслей материального производства и непроизводственной сферы, политику в области приватизации или реприватизации и т.д.
На предстоящий период основными целями государственной экономической политики должны быть:
- обеспечение
стабильной и предсказуемой
- предсказуемость
тарифной политики в области
оказания услуг естественным
монополиям, установление жестких
бюджетных ограничений для
- сокращение
различий в социально-
- обеспечение
свободного перемещения
- создание
равных условий для
По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.
Взаимозаменяемость целей означает, что достижение рассматриваемых целей одновременно невозможно (пример - контроль над темпами инфляции и безработицы).
Взаимодополняемые цели сочетаются друг с другом (например - рост национального дохода и рост занятости).
Нейтральные
цели - цели, не влияющие на достижение
друг друга. [4, с.377]
Задачи государственного регулирования экономики (рисунок 1.2):
1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
3. Совершенствование
отраслевой структуры
4. Оптимальное
сочетание текущих и
5. Создание
благоприятных условий для
6. Поддержание
приемлемого для большинства
населения уровня
7. Регулирование
занятости и качества
8. Создание
условий для свободной и
9. Охрана
окружающей среды,
10. Обеспечение национальной безопасности и др. [21,c.75-78]
Задачи государственного регулирования экономики
Для выполнения 1 стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни. 2 стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уроня обороноспособности. 3 задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.
Обеспечение
относительной
В этом случае экономический рост приобретает особую практическую значимость для всего общества. И в таком случае он может выступить определяющим элементом консолидирующей национальной идеи. Для реализации долгосрочного экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому.
Важно стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства. Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции. Обеспечить экономический рост можно только при условии повышения уровня производства товаров и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников.
Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач.[26,c.5]
Главнейшими направлениями деятельности государства являются:
1. Достижение
сплоченности общества вокруг
национальной идеи
2. Стимулирование прироста населения
3. Развитие предпринимательства и на этой основе увеличение роста занятости и снижение уровня безработицы
4. Стимулирование
обновления производства, развития
производственной
Государственные институты просто обязаны повысить качественную составляющую законодательной базы для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные методы сотрудничества с предпринимательством, снизить уровень административного капитала. Проблема экономического роста, равно как и проблема экономического развития страны, весьма противоречива. Но при этом важно, чтобы рост и положительная динамика развития были устойчивыми. Это предпочтительнее, чем процесс спада и деградации. Также важно, чтобы каждый гражданин России ощутил на себе положительное воздействие экономического роста страны.