Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:05, дипломная работа
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, то есть становятся собственностью потребителей.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации приемки товаров по количеству и качеству…………………………………………………………………………………8
1.1 Основы организации технологического процесса приемки товаров по количеству и качеству в розничной торговле…………………..…………………8
1.2 Нормативное регулирование операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Документальное оформление товарных операций……………………………………………………………………………….22
1.3 Методы оценки эффективности приемки товаров по количеству и качеству……………………………………………..…………………………………27
2 Анализ организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации розничной торговли «Белохолуницкое райпо»………….33
2.1 Характеристика организации «Белохолуницкое райпо» и оценка результатов ее торгово-коммерческой деятельности……………………………….33
2.2 Анализ организации приемки товаров и подготовка товаров к продаже в торговой организации…………………………………………………….41
2.3 Документальное оформление приемки товаров в Белохолуницком райпо………………………………………………………………………………...…49
3 Предложения по совершенствованию организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации «Белохолуницкое райпо»……..57
3.1 Организация эффективной разгрузки и приемки товаров по количеству……………………………………………………………………………..57
3.2 АВС и XYZ – анализ ассортимента товаров организации «Белохолуницкое райпо». Матрица АВС-XYZ – анализа………………………….63
3.3 Организация эффективного использования складских площадей и объемов………………………………………………………………………………...68
Заключение……………………………………………………………………...72
Библиографический список……………………………………………………76
Представитель иногороднего отправителя (изготовления) обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимо для проезда, если другой срок не предусмотрен в Основных и Особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре.
Представитель отправителя (изготовителя) должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у получателя. [34]
Отправитель (изготовитель) может уполномочить на участие в приемке продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.
Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть передано ему по телефону на позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции – немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
В уведомлении должно быть указано:
а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
б) количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача, недостача в поврежденной таре);
в) состояние пломб;
г) стоимость недостающей продукции;
д) время, на которое назначена приемка продукции по количеству.
При неявке представителя отправителя (изготовителя) по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, приемка продукции по количеству и составление акта о недостаче производится:
а) с участием представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо
б) с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением заводского, фабричного или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
в) односторонне предприятием-получателем, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
Руководители или заместители руководителей предприятий и организаций по просьбе предприятий-получателей выделяют им представителей для участия в приемке продукции по количеству.
В качестве представителей для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные в вопросах определения количества подлежащей приемке продукции.
Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, в качестве представителей общественности предприятия-получателя выделяться не должны. В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия-получателя руководители предприятий и их заместители (и в тех случаях, когда они не являются материально ответственными лицами), работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы этих предприятий, претензионисты.
Представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц.
Срок полномочий представителей общественности предприятия-получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по количеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза. [36]
Представителю, выделенному для участия в приемке продукции по количеству, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью предприятия, разовое удостоверение за подписью руководителя предприятия (организации) или его заместителя.
В удостоверении на право участия в приемке продукции по количеству должно быть указано:
а) дата выдачи удостоверения и его номер;
б) фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение;
в) на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель.
Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц) не допускается.
Лица, которые привлекаются предприятием-получателем для участия в приемке продукции, должны быть ознакомлены с «Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству». Они обязаны строго соблюдать требования этой инструкции и принимать все зависящие от них меры к выявлению причин и места возникновения недостачи продукции.
Лица, осуществляющие приемку продукции по количеству, вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.
За подписание акта о приемке продукции по количеству, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке продукции по количеству, несут установленную законом ответственность.
Представители других предприятий и организаций, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия-получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.
Приемка продукции, как правило, должна вестись без перерыва. Если в связи с длительностью проверки или каким-нибудь другим уважительным причинам работа по приемке была прервана, получатель обязан обеспечить сохранность продукции и возможность быстрейшего окончания приемки ее.
В акте о недостаче продукции должно быть указано:
а) наименование получателя, составившего акт, и его адрес;
б) дата и номер акта, место приемки продукции и составления акта, время начала и окончания приемки продукции, в случаях, когда приемка продукции произведена с нарушением установленного срока, причины несвоевременности приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилия, имя и отчество лиц, принимавших участие в приемке продукции по количеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в приемке продукции, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству;
г) наименование и адреса отправителя (изготовителя) и поставщика;
д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя);
е) дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента);
ж) дата отправки продукции со склада отправителя;
з) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
и) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;
к) условия хранения продукции на складе получателя до приемки ее, а также сведения о том, что определение количества продукции производилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке;
л) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция – отправителя или изготовителя, дата вскрытия тары;
м) при выборочной проверке продукции – порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием оснований выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, договор);
н) за чьим весом или пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена продукция; исправность пломб и содержание оттисков в соответствии с действующими на транспорте правилами; общий вес продукции – фактический и по документам; вес каждого места, в котором обнаружена недостача, – фактический и по трафарету на таре (упаковке);
о) транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
п) каким способом определено количество недостающей продукции (взвешиванием, счетом мест, обмером), могла ли вместиться недостающая продукция в тарное место, в вагон, контейнер;
р) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи;
с) точное количество недостающей продукции и стоимость ее;
т) заключение о причинах и месте образования недостачи.
Если при приемке продукции одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки ее против транспортных и сопроводительных документов отправителя (изготовителя), то в акте должны быть указаны точные данные об этих излишках. [5]
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству. Лицо, несогласное с содержанием акта, обязано подписать акт с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Акт приемки продукции утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя не позднее чем на следующий день после составления акта.
В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.
К акту приемки, которым устанавливается недостача продукции, должны быть приложены:
а) копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, т. е. ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя (изготовителя);
б) упаковочные ярлыки, вложенные в каждое тарное место;
в) квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке веса груза, если такая проверка проводилась;
г) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
д) подлинный транспортный документ (накладная, коносамент), а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом, – его копия;
е) документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;
ж) документ, содержащий данные отвесов и обмера, если количество продукции определялось путем взвешивания или обмера;
з) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах возникновения недостачи (анализы на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, сведения о льдоснабжении, коммерческие акты);
и) к акту приемки скоропортящейся продукции – ведомость подачи и уборки вагонов.
Акты приемки продукции по количеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии-получателе. [2]
Претензия в связи с недостачей продукции предъявляется отправителю (поставщику) в установленный срок. При выявлении излишков принятой продукции получатель незамедлительно сообщает об этом отправителю (поставщику).
При недостаче продукции, полученной в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, претензия и обосновывающие ее документы должны направляться также изготовителю продукции. Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который немедленно после ее получения обязан направить один экземпляр претензии изготовителю, известив об этом получателя.
По получении претензии о недостаче продукции руководитель или заместитель руководителя предприятия-отправителя (изготовителя) назначает служебную проверку по материалам претензии.
Материалы проверки рассматриваются и утверждаются руководителем или заместителем руководителя предприятия-отправителя (изготовителя).
О результатах рассмотрения претензии отправитель (изготовитель, поставщик) сообщает получателю в установленный срок.
При отправке покупателем продукции без вскрытия тары или упаковки первоначального отправителя (изготовителя) с последнего не снимается ответственность за недостачу продукции, если недостача образовалась не по вине покупателя, переотправившего продукцию.
Покупатель, отгрузивший продукцию без вскрытия тары первоначального отправителя (изготовителя), при отказе в удовлетворении претензии, предъявляемой в связи с недостачей продукции, кроме мотивов отказа должен сообщить дату получения им продукции, а также дату и номер счета отправителя (изготовителя).