Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:05, дипломная работа
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, то есть становятся собственностью потребителей.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации приемки товаров по количеству и качеству…………………………………………………………………………………8
1.1 Основы организации технологического процесса приемки товаров по количеству и качеству в розничной торговле…………………..…………………8
1.2 Нормативное регулирование операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Документальное оформление товарных операций……………………………………………………………………………….22
1.3 Методы оценки эффективности приемки товаров по количеству и качеству……………………………………………..…………………………………27
2 Анализ организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации розничной торговли «Белохолуницкое райпо»………….33
2.1 Характеристика организации «Белохолуницкое райпо» и оценка результатов ее торгово-коммерческой деятельности……………………………….33
2.2 Анализ организации приемки товаров и подготовка товаров к продаже в торговой организации…………………………………………………….41
2.3 Документальное оформление приемки товаров в Белохолуницком райпо………………………………………………………………………………...…49
3 Предложения по совершенствованию организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации «Белохолуницкое райпо»……..57
3.1 Организация эффективной разгрузки и приемки товаров по количеству……………………………………………………………………………..57
3.2 АВС и XYZ – анализ ассортимента товаров организации «Белохолуницкое райпо». Матрица АВС-XYZ – анализа………………………….63
3.3 Организация эффективного использования складских площадей и объемов………………………………………………………………………………...68
Заключение……………………………………………………………………...72
Библиографический список……………………………………………………76
В акте о недостаче продукции указывается:
а) наименование получателя, составившего акт, и его адрес;
б) дата и номер акта, место приемки продукции и составления акта, время начала и окончания приемки продукции, в случаях, когда приемка продукции произведена с нарушением установленного срока, причины несвоевременности приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилия, имя и отчество лиц, принимавших участие в приемке продукции по количеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству;
г) наименование и адрес поставщика;
д) дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной;
е) дата отправки продукции со склада отправителя;
ж) дата прибытия продукции, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
з) номер и дата акта, выданного органом автомобильного транспорта, если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;
и) условия хранения продукции на складе получателя до приемки ее, а также сведения о том, что определение количества продукции производилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке;
к) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - отправителя или изготовителя, дата вскрытия тары;
л) при выборочной проверке продукции – порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием оснований выборочной проверки (стандарт, технические условия, договор);
м) за чьим весом или пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена продукция; исправность пломб и содержание оттисков в соответствии с действующими на транспорте правилами; общий вес продукции – фактический и по документам; вес каждого места, в котором обнаружена недостача, – фактический и по трафарету на таре;
н) транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
о) каким способом определено количество недостающей продукции (взвешиванием, счетом мест, обмером), могла ли вместиться недостающая продукция в тарное место, контейнер;
п) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи;
р) точное количество недостающей продукции и стоимость ее;
с) заключение о причинах и месте образования недостачи.
Если при приемке продукции одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки ее, то в акте указываются точные данные об этих излишках.
Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству. Лицо, несогласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой о несогласии и излагает свое мнение.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, указывается, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Акт приемки продукции утверждается заместителем руководителя райпо не позднее чем на следующий день после составления акта.
В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, заместитель руководителя Белохолуницкого райпо сообщает об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направляет им соответствующие документы.
К акту приемки, которым устанавливается недостача продукции, прилагаются:
а) копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, то есть ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя;
б) упаковочные ярлыки, вложенные в каждое тарное место;
в) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
г) подлинный транспортный документ, а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом, – его копия;
д) документ, содержащий данные отвесов и обмера, если количество продукции определялось путем взвешивания или обмера;
е) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах возникновения недостачи (анализы на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, сведения о льдоснабжении, коммерческие акты).
При приемке груза по количеству от органов транспорта кладовщик проверяет обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности: проверяет наличие на транспортных средствах исправность пломб, оттиски на них, состояние транспортных средств, наличие маркировки груза, а также исправность тары.
При приемке же груза по качеству работник склада проверяет были ли соблюдены правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение), сроки доставки, а также производит осмотр груза.
При приемке товара по качеству операторы райпо следят за наличием сертификатов соответствия на закупаемый товар или его заверенной копии, подтверждающими качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителя.
Приемка продукции по качеству производится на складе в Белохолуницком райпо в следующие сроки:
а) при иногородней поставке – не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции – не позднее 24 часов после поступления ее на склад райпо;
б) при одногородней поставке – не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции – 24 часов после поступления продукции на склад;
В отношении промышленных товаров, ненадлежащее качество которых обнаружено потребителем после покупки их в магазинах, Белохолуницкое райпо вместо акта представляет поставщику:
а) заявление потребителя об обмене товара и заключение магазина с указанием наименования товара, его поставщика, цены товара, характера недостатков и причинах их возникновения, времени продажи, обмена, ремонта товаров или возврата их стоимости;
б) документы, подтверждающие ненадлежащее качество товаров;
в) расписку потребителя об обмене товара или о получении его стоимости.
Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение.
Технологические карты приемки товаров содержат графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара. Технологические карты не ведутся в Белохолуницком райпо.
В условиях розничного склада Белохолуницкого райпо хранение имеет некоторые особенности:
1) кратковременность пребывания товара на складе и, следовательно, более быстрое обновление товарных запасов;
2) относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров на складе, важнейшими из которых являются: создание надежного режима хранения, рациональное размещение товаров, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих ухудшение качества товаров.
При организации хранения основное внимание уделяется борьбе с товарными потерями. Различают следующие виды потерь:
а) естественную убыль товаров;
б) актируемые потери – бой, лом, порчу товаров.
Естественная убыль (сушка, утечка) происходит неизбежно при нормальных условиях хранения и обработки товаров в силу их физико-химических свойств. Для естественной убыли устанавливаются определенные нормы по каждому отдельному товару, которые и дифференцируются по периодам года и климатическим зонам. Нормы установлены в процентах к розничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров.
Недопустимыми в нормальных условиях работы являются актируемые потери, возникающие в результате бесхозяйственного отношения к хранению товаров или небрежного отношения с ними. Эти виды потерь оформляются актом, составленным руководством организации с участием материально ответственного лица. Руководитель Белохолуницкого райпо при утверждении актов на бой, лом, порчу товаров определяет за чей счет должно быть отнесено списание потерь. Акт о порче, бое, ломе товара показан в Приложении К.
Важнейшей операцией технологического процесса является подготовка товаров к продаже.
На складах Белохолуницкого райпо следуют основным принципам правильной организации хранения:
1) товары не размещают в проходах, не загораживают огнетушители и розетки;
2) не складывают поддоны или товары в слишком высокие штабели;
3) самые верхние полки используют как резервные для товаров;
4) если товары не умещаются в ячейках, размещают их в более глубоких стеллажах;
5) поддерживают оптимальные режимы хранения товаров - температуру и влажность воздуха;
6) предохраняют товары от моли и грызунов;
7) отсыревшие товары просушивают и проветривают;
8) для поддержания необходимого санитарно-гигиенического режима регулярно производят тщательную уборку помещения, а также его дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию и дезодорацию.
Организация хранения обеспечивает:
а) сохранность количества товаров, их потребительских качеств и выполнение необходимых погрузочно-разгрузочных работ;
б) условия для осмотра и измерения товаров, отбора проб и образцов товаров соответствующими контролирующими органами, исправление поврежденной упаковки, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:
1) общие, к ним относятся:
а) распаковка;
б) сортировка товаров;
в) придание изделиям товарного вида;
г) укладка на тележки, в контейнеры, ящики.
2) специальные, включают в себя:
а) комплектация, сборка изделий, поступающих в разобранном виде;
б) устранение мелких дефектов, накатку тканей;
в) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения.
Общие операции выполняются кладовщиком на складе, а специальные операции подготовки товаров к продаже осуществляются уже непосредственно в магазинах райпо. В магазинах подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.
Рациональная выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:
а) для выкладки товаров используют все свободные места в торговом зале;
б) товары, имеющие одинаковое значение, располагаются в одном отделе магазина;
в) сопутствующие товары выставляются в непосредственной близости от основных;
г) крупногабаритные товары располагаются недалеко от выхода;
д) новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание покупателей, выкладываются на видных местах;
е) товары пониженного спроса целесообразно располагают с соответствующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.
Таким образом, организация торгово-технологического процесса в Белохолуницком райпо способствует наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.
2.3 Документальное оформление приемки товаров в Белохолуницком райпо
Движение товара от поставщика оформляется товаросопроводительными документами (накладной, товарно-транспортной накладной, счетом или счетом-фактурой). Товарная накладная показана в Приложении Л. Накладная в Белохолуницком райпо выступает как приходным, так и расходным товарным документом. Расходная накладная представлена в Приложении М. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество, цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и Белохолуницкого райпо.
После получения товаров и проверки специальных документов, их параметры заносятся оператором в базу данных организации, то есть производится информационная обработка данных о товаре. Документооборотом занимается оператор, он несет полную ответственность за правильность учета поступающих или выбывающих товаров, а также за сохранность всех видов документов, проводит инвентаризацию ценностей на складе. Распоряжение о проведении инвентаризации ценностей и расчетов приведено в Приложении Н.
Приемка продукции по количеству и качеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, товарной накладной, счета, упаковочным ярлыкам) поставщика.
Для оплаты поступающих товаров используются счета и счета-фактуры. Счет-фактура служит для оплаты привезенного товара. Счет-фактура представлена в Приложении П. Для предоплаты выставляется счет на оплату. Счет показан в Приложении Р.