Основные итоги деятельности и задачи агропромышленного комплекса РФ и РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:10, контрольная работа

Краткое описание

Мировая экономика — сложная, подвижная система, объединяющая свыше 200 стран и территорий, в которой за последнюю четверть века произошли крупные перемены. Изменился социально-экономический облик мирового хозяйства. Распалась мировая социалистическая система. Изменился состав развитых стран. Ряд территориально-хозяйственных образований (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) достиг уровня социально-экономического развития индустриальных стран Запада (новые индустриальные страны). Происшедшие изменения в облике мирового хозяйства нашли отражение в соотношении экономических сил между странами и подсистемами.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом основной задачей ВТО является обеспечение свободной торговли между странами на основе основных положений ГАТТ.

Главная цель ВТО заключается в обеспечении  безопасности и предсказанности  международных торговых сделок путем  дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил.

Группа  всемирного банка - состоит из пяти тесно связанных между собой  международных организаций , входящих в систему ООН. Их общей целью  является оказание помощи странам, испытывающим трудности в обеспечении экономического развития, и прежде всего, развивающимся государствам.

В группу всемирного банка входят: 1) Всемирный  банк (World Bank)- был создан в 1945г.. Основной задачей Всемирного банка является стимулирование экономического роста государств – членов, содействие социальному развитию, росту международной торговли. Реализация этих задач обеспечивается через предоставление ВБ займов государственным членам. Всемирный банк предоставляет низкопроцентные займы на срок до 20 лет с льготным периодом от 3 до 5 лет. в течение которого по займу уплачиваются только проценты. Основными заемщиками банка являются развивающиеся страны со средним уровнем дохода. Различаются два вида займов Банка – инвестиционные займы и займы структурной адаптации. Первые предоставляются для финансирования конкретных проектов в экономической и социальной сферах. Займы структурной адаптации предназначены государственным членам в рамках согласованных с Банком программ экономических реформ. 2) Международная ассоциация развития – МАР (International Development Assotiation), созданная в 1960г. в целях предоставления беспроцентных займов беднейшим развивающимся странам на срок 20, 35, 40 лет и с льготным периодом в 10 лет. Источниками финансовых ресурсов МАР являются прибыль Всемирного Банка, взносы развитых государств, входящих в ее состав, и возвращенные займы. Основными задачами МАР являются ускорение экономического роста странах заемщиках, помощь в развитии социальной сферы, расширение организационно - технических возможностей для повышения эффективности управления, в том числе государственного и для борьбы с коррупцией, содействие в преодолении последствий вооруженных конфликтов, содействие торговле и региональной интеграции развивающихся стран. 3) Международная финансовая корпорация – МФК (International Finance Corporation), созданная в 1956г. для оказания поддержки частному сектору в развивающихся странах. МФК содействует развитию частного сектора посредством займов, технической помощи и временного партнерства в частных компаниях этих стран. Так МФК, предоставляе6т займы на срок от 5-15 лет частным предприятиям без гарантий правительств, но на обычных коммерческих условиях. По коммерческим ставкам также оплачиваются консультационные услуги, техническая помощь МФК и услуги по привлечению дополнительных инвесторов. Финансовые ресурсы Корпорации образуются за счет собственного капитала МФК, который состоит из суммы взносов стран – членов в соответствии с их подпиской на акции МФК и нераспеделенной прибыли, а также заемн6ых средств. 4)Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – МАИГ (Multilaterial Investment Guarantee Agency), основанная в 1988г. в целях поощрения иностранных инвестиций в развивающихся и странах с переходной экономикой через страхование иностранных инвесторов от потерь, вызванных некоммерческими рисками в виде экспроприации, неконвертируемости национальных валют, ограничений на перевод средств за границу , а также военных действий и гражданских беспорядков. 5) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – МЦУИС (International Centre for Settlement for Investment Disputes), созданный в 1966г. для предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Центр также занимается исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

Интернационализация и интерграционные группировки

Интернационализация производства может развиваться  по-разному. Простейшая ситуация –  это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).

Более высокая ступень интернационализации  предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

Помимо  чисто экономических причин у  региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических  отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников (в 1950–1980-х – против СССР, с 1990-х – против США). Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.

В начале 2000-х, по данным Секретариата Всемирной  торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 214 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.

Этапы развития интеграционных группировок.

Региональная  экономическая интеграция в своем  развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1):

зона  свободной торговли,

таможенный  союз,

общий рынок,

экономический союз и

политический  союз.

На  каждой из этих ступеней устраняются  определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими  в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Таблица undefined

Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

После завершения создания зоны свободной  торговли участники интеграционного  блока переходят к таможенному  союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые  таможенные союзы появились еще  в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834–1871 ряд  немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации – постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений  являетсяобщий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА приближается к нему.

Но  и общий рынок не является завершающим  этапом интеграционного развития. Для  формирования единого рыночного  пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называтьэкономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.

По  мере развития экономического союза  в странах могут сложиться  предпосылки для высшей ступени  региональной интеграции –политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».

Предпосылки и результаты интеграционных процессов.

Почему  в одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ) – нет? Успех региональной экономической  интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных.

Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся  стран. Как правило, международная  экономическая интеграция возникает  либо между промышленно развитыми  странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран сильно различающихся типов встречается довольно редко, такие ситуации обычно имеют чисто политическую подоплеку (например, объединение в СЭВ промышленно развитых стран Восточной Европы – как ГДР и Чехословакия – с аграрными странами Азии – как Монголия и Вьетнам) и заканчиваются «разводом» разнородных партнеров. Более устойчивой является интеграция высокоразвитых стран с новыми индустриальными странами (США и Мексика в НАФТА, Япония и Малайзия в АТЭС).

Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и  социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень  хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе заметен главным  образом в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами.

В-третьих, в развитии регионального интеграционного  союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический  союз – политический союз. Возможно, конечно, забегание вперед, когда, например, происходит политическое объединение стран, еще не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое стремление сократить «родовые муки» чревато появлением «мертворожденного» союза, который слишком зависит от политической конъюнктуры (именно так было с СЭВ).

В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между  ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания, Франция и Италия), поэтому более слабые партнеры (например, Испания или Бельгия) могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. Менее устойчива ситуация в НАФТА и вЕврАзЭС, где одна страна (США в первом случае, Россия во втором) превосходит по экономической и политической силе всех остальных партнеров.

Информация о работе Основные итоги деятельности и задачи агропромышленного комплекса РФ и РБ