Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи: - провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ; - рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса; - проанализировать деятельности органов власти РФ по поддержке малого бизнеса; - проанализировать основные тенденции развития малого бизнеса в Приморском крае; - определить основные направления поддержки малого бизнеса в крае; - дать оценку показателям реализации программ поддержки малого бизнеса в крае.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач по ПД.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

Для совершенствования  правового регулирования предпринимательской  деятельности необходимо предусматривать  проведение мониторинга действующего законодательства, в том числе в субъектах Российской Федерации, выявлять законодательные ограничения, препятствующие развитию предпринимательства и принимать меры по их устранению.

1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки  малого бизнеса в РФ

Говоря об инфраструктуре поддержки малого предпринимательства  следует обратить внимание на постоянные изменения всей конструкции государственных органов, участвующих в выработке и осуществлении политики на федеральном уровне в отношении малых предприятий.

В конце 1991 года был создан Комитет по малому предпринимательству, но всего несколько месяцев спустя он был упразднен. В течение некоторого времени (1992-1994) существовала следующая схема: Государственный антимонопольный комитет как лидер и координатор и другие государственные органы (министерства экономики, финансов и др.) как участники выработки и осуществления политики в области малого предпринимательства. Кроме того, был создан Федеральный фонд развития конкуренции и поддержки предпринимательства в качестве финансового органа, отвечающего за поддержку бюджетными средствами такой политики. С 1994-1995 годов разрабатывались специальные государственные программы поддержки МП как инструмент координации усилий государства (включая и федеральный, и региональный уровни), и частных фирм, общественных организаций в направлении поддержки малого бизнеса. В 1995 году, однако, государственная политика вновь претерпела изменения: создается специальный Государственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства (при этом, правда, функции заказчика государственных программ поддержки малого предпринимательства остаются за Фондом развития конкуренции, который трансформируется в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства). Данная ситуация не могла не породить неразбериху и конфликт интересов между двумя государственными структурами. Это, в свою очередь, стало одной из причин того, почему политика государства в отношении малого предпринимательства на федеральном уровне не претворялась в жизнь должным образом. После отставки правительства СВ. Кириенко в августе 1998 года функции поддержки малого предпринимательства вновь были переданы Министерству по антимонопольной политике.

Следует упомянуть не только о непрерывных изменениях организационной схемы государственной политики в отношении малого предпринимательства, но и о непрерывной кадровой путанице в руководстве ряда ведомств, связанных с осуществлением этой политики. Яркий пример — упоминавшийся Федеральный фонд: с 1993 по 2002 год здесь сменились семь генеральных директоров, и с приходом каждого из них начиналось переосмысление концепции, механизмов и инструментов работы фонда. В этих условиях не могло быть и речи о последовательности и постоянстве в осуществлении практической политики.

Ошибочные концепции  привели к построению методически весьма слабых, уязвимых схем поддержки малого предпринимательства. Вопреки господствовавшему на уровне кабинета министров либерализму, в политике по отношению к малому предпринимательству (особенно на первом этапе рыночных реформ, в 1992-1994 годах) доминировала идея о том, что государство от лица общества должно направлять их развитие, диктуя свои приоритеты (отраслевые, региональные и др.), чтобы малый бизнес способствовал устранению дефицита на локальных рынках. Такой интервенционистский подход преобладал в первой (1994-1995) и второй (1996-1997) федеральных программах государственной поддержки малого предпринимательства; тот же подход воспроизводился — с большим рвением и большими практическими результатами — и на уровне регионов, принимавших свои областные (республиканские) программы и приступавших к их реализации.

Типичным инструментом такого подхода были льготные кредиты  малым предприятиям в «социально значимых» отраслях. В результате фонды поддержки предпринимательства выдали значительное число «плохих», ничем не обеспеченных кредитов, расцвела коррупция, а финансовая база деятельности большинства фондов сократилась либо была подорвана. Эта логика господствовала на уровне институций, которые отвечали за политику в отношении малых предприятий. В противоположность ей на верхних этажах министерств, которые отвечали за финансовую и экономическую политику России в целом, господствовала либеральная идеология создания равных условий существования для всех субъектов рыночной экономики. Ни в одном из трех ведущих экономических министерств — экономики, финансов, государственного имущества — идея специальной поддержки малого бизнеса никогда не вызывала поддержки.

Например, первый набросок государственной программы поддержки  малых предприятий был разработан Антимонопольным комитетом России еще в сентябре 1991 года, через несколько дней после августовского «путча». Однако когда Е.Т. Гайдар пришел к руководству правительством, оно сконцентрировалось на сугубо макроэкономических проблемах, интерес к малому бизнесу отсутствовал. Даже в 1992 году, разрабатывая программу приватизации, либеральное правительство не выработало никаких мер, которые позволили бы сочетать приватизацию крупных государственных предприятий с мерами поддержки стартующего малого бизнеса. Неудивительно, что в конце 1993 года, когда идея о необходимости специальной политики в отношении МП вновь возродилась, программа была создана на базе морально устаревших разработок двухлетней давности.

На уровне субъектов  Российской Федерации Фонд поддержки малых предприятий впервые был создан в Мурманске (1990). К настоящему времени в 79 субъектах РФ уже действуют региональные фонды. Более чем в тридцати регионах были приняты собственные программы поддержки малых предприятий, примерно в пятнадцати из них были также приняты собственные — аналогичные федеральному — рамочные законы о поддержке малого предпринимательства. Следовательно, проблемы и ошибки были зачастую теми же, что и на федеральном уровне. Более того, во многих регионах, сложилась модель, которую нельзя назвать просто интервенционистской. Фактически не имея возможности запретить этот новый сектор экономики, региональные власти мирились с его существованием, не оставляя попыток взять под свой контроль, а поддержку оказывали только карманным структурам. Регистрация и лицензирование отдельных видов деятельности превратились в средство принуждения и контроля.

Конечно, реальные возможности  и интеллектуальные ресурсы, направляемые на осуществление политики в области малого предпринимательства в разных регионах, весьма различны. Такие лидеры рыночных реформ, как Москва, Петербург, Великий Новгород, Екатеринбург, выстроили довольно развитые и гибкие системы поддержки малого бизнеса на региональном уровне (созданы соответствующие государственные и общественные институты, внедрены схемы обучения, консультирования и косвенной финансовой поддержки местных малых предприятий) и располагают определенными финансовыми ресурсами для обеспечения проводимой ими политики. Иначе обстоит дело в подавляющем большинстве бедных регионов, дотируемых из федерального бюджета.

Кроме того, значительная часть проблем связана с тем, что местное самоуправление в России до сих пор не обеспечено в правовом отношении и не располагает достаточными средствами и возможностями для соответствующих шагов по поддержке малых предприятий на своей территории. А та ничтожная доля налоговых отчислений, поступающих от малых предприятий в федеральный и региональные бюджеты, которая достается им в конечном счете, не создает материальной заинтересованности в поддержке «своего» малого бизнеса.

Тем не менее во многих регионах создана минимально необходимая инфраструктура. Несмотря на огромные трудности, по России в целом действуют свыше 100 агентств поддержки малого предпринимательства и межрегиональных маркетинговых центров, предоставляющих консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые и другие услуги; свыше 40 лизинговых компаний; несколько десятков бизнес-инкубаторов. Этого, конечно, мало, учитывая необъятные простор страны и степень остроты стоящих перед малыми предпринимателями проблем. К тому же многие из этих институтов поддержки малого бизнеса настолько слабы в финансовом и организационном отношении, что их впору самих «поддерживать» (что, к слову, зачастую и становится задачей различных проектов технического содействия рыночным реформам в России, финансируемых европейскими и американскими партнерами). Однако начало положено, и содействовать превращению этих ростков в саморегулирующуюся систему государственной и общественной помощи малым предприятиям — одна из актуальнейших задач государства в рамках федеральных и региональных программ. Но решается она на протяжении уже многих лет из рук вон плохо.

1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса

Формирование трехуровневой  системы государственной поддержки  малого предпринимательства в России, предусматривающей рациональное распределение функций между федеральными, региональными и местными органами власти, с делегированием широких прав на уровень административно-территориальных единиц – важнейшее условие претворения в жизнь стратегических планов поэтапного развития рыночной экономики.

Трехуровневая система  государственной поддержки малого предпринимательства предполагает формирование на каждом из уровней взаимоувязанных специализированных программ поддержки.

Местная программа поддержки  малого предпринимательства, экономически обоснованная и социально ориентированная, исходящая из принципов преемственности и развития по отношению к ранее принятым местным программа, является инструментом достижения планомерности и целевой ориентации процесса становления малого бизнеса.

Местная программа –  взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, позволяющих эффективно решать задачи в области территориального развития с учетом объективных требований и возможностей хозяйства района (города). Она может рассматриваться как целевая, что позволяет поставить ее выполнение на особый контроль со стороны муниципальных и региональных органов власти и управления, а финансовое обеспечение оформить отдельной строкой в местном бюджете.

Для обоснования финансирования программы необходимо описать ожидаемый социальный эффект. Обобщающий показатель эффективности программы рассчитывается как превышение совокупности результатов, получаемых от реализации программы, над совокупными затратами в течение всего срока ее выполнения. Целью местной программы должно быть достижение устойчивого развития малого предпринимательства как важнейшего метода создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов.

При разработке программы необходимо основываться на сценарном (многовариантном) прогнозе развития малого предпринимательства в муниципальном образовании, позволяющем выявить причинно-следственные связи и предпосылки, определяющие характер перспективного становления нового сектора экономики. Количество реальных разновидностей сценариев объективно ограничено имеющимися на территории ресурсами и состоянием общества в целом.

Процедура разработки местной  программы поддержки малого предпринимательства, представленная на рис., включает в себя предпроектную стадию и три последовательных этапа:

этап I – формирование целей программы;

этап II – разработка вариантов программы, включающих отраслевые и функциональные подпрограммы;

этап III – отбор и утверждение окончательного варианта программы поддержки малого предпринимательства.

Качество разработки местной программы обеспечивается подготовительной работой предпроектной стадии, куда входят:

- проведение комплексного  анализа (социально-экономического  положения территории; состояния развития малого бизнеса; результатов выполнения предыдущей местной программы поддержки малого предпринимательства);

- определение приоритетных  направлений развития малого  предпринимательства на территории; разработка бизнес-карты муниципального образования.

В результате проведения аналитической работы по выявлению  текущих и конкретизации стратегических задач поддержки малого бизнеса  формируются цели программы, после  чего приступают к разработке ее различных  вариантов. Достижение цели программы  обеспечивается комплексом мероприятий, которые группируются в функциональные подпрограммы (либо разделы), направленные на формирование нормативно-правовой, информационной, организационно-методической среды и создание благоприятных предпосылок (материальных, финансовых, организационных) для малых предприятий, а также отраслевые подпрограммы, предполагающие реализацию инвестиционных проектов малого бизнеса, отвечающих приоритетам территории.

Отбор окончательного варианта программы осуществляется коллегиальным органом – общественной независимой комиссией, члены которой заинтересованы в результатах выполнения программы и обладают достаточными полномочиями для защиты интересов курируемых ими направлений социально-экономического развития муниципального образования. Использование совещательного подхода позволяет вовлечь множество специалистов из различных структурных подразделений администрации и депутатов в процесс принятия решения. При этом важность проблем, решаемых в рамках рассматриваемых проектов, существенно влияет на выбор варианта программы.

Групповое принятие решения  базируется на двух предположениях: группа принимает решение легче, чем один человек, и лучше его реализует. Отобранный вариант программы утверждается главой администрации муниципалитета.

Важным условием достижения программных целей является утверждение головной структуры или руководителя программы с возложением на него функций технического обеспечения, координации и контроля за ходом ее осуществления. Полномочия головной структуры (руководителя программы) должны быть регламентированы местным нормативно-правовым документом (постановлением, распоряжением главы муниципального образования), одновременно утверждающим местную программу поддержки малого предпринимательства.

Привлечение специалистов отраслевых подразделений администрации к разработке и реализации местной программы поможет консолидировать усилия всех муниципальных служб, избежать распыления человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Информация о работе Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства