Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи: - провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ; - рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса; - проанализировать деятельности органов власти РФ по поддержке малого бизнеса; - проанализировать основные тенденции развития малого бизнеса в Приморском крае; - определить основные направления поддержки малого бизнеса в крае; - дать оценку показателям реализации программ поддержки малого бизнеса в крае.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач по ПД.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

Осуществляемый в настоящее  время пересмотр представлений о распределении компетенции и полномочий между уровнями власти, о роли и месте каждого уровня власти (федерация — регион — местное самоуправление) и новый этап в развитии рыночных отношений неизбежно должны внести коррективы в систему государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне, в том числе — в систему формирования и развития его инфраструктуры.

Основное «бремя поддержки» (включая финансовое обеспечение) малого бизнеса должны взять на себя регионы и муниципалитеты (малый бизнес — это преимущественно локальные рынки). Очевидно, что, если сам регион или муниципалитет такой поддержкой заниматься не хотят или не могут, федеральный уровень вряд ли сможет реально повлиять на ситуацию. Напротив, федеральный уровень институтов исполнительной власти должен взять на себя сугубо нормотворческие и контрольно-аналитические функции.

 

2. Основные механизмы  развития и поддержки малого  предпринимательства в Приморском крае

2.1 Общая характеристика  малого бизнеса в Приморском крае

В период 2005-2009 годов по основным показателям развития малого бизнеса наблюдался устойчивый рост: количество малых предприятий увеличилось почти на 37 процентов, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий за этот период увеличился  (с 1067,5 млн. рублей до 1691,3 млн. рублей).

Таблица 3 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий на конец года, 
                     млн.руб.

 

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

99231,3

120469,1

171321,7

259074

317 386,9

Дальневосточный федеральный округ

2916,7

4636,3

6863,9

11681,7

5826

Приморский край

1067,5

1525,6

2355,3

3271,1

1691,3

Удельный вес Приморского края в  общем объеме инвестиций по Российской Федерации, %

1,1

1,3

1,4

1,3

0,5

Удельный вес Приморского края в  общем объеме инвестиций по Дальневосточному федеральному округу, %

36,6

32,9

34,3

28,0

29,0


 

По итогам 2009 года доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в экономике Приморского края составила 29% от всех инвестиций ДВФО. Оборот малых предприятий за последние три года вырос на 16,8%.

В общем количестве организаций, зарегистрированных и действующих на территории Приморского края, каждая третья является субъектом малого бизнеса. Наибольший удельный вес малых предприятий отмечается в строительстве (47,4%), обрабатывающем производстве (42,1 %), оптово-розничной торговле (41,3%), в сфере транспорта и связи (34,3 %).

Вклад малого бизнеса  в валовой региональный продукт  Приморского края по итогам 2008 года составил 21,9 процента, что выше аналогичного показателя по России (17,0%).

Приморский край среди  регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого бизнеса: 42,2% малых предприятий, 37,7% оборота всех малых предприятий и 34,7 процента объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.

При этом по итогам 2008 года некоторые качественные показатели развития малого бизнеса в Приморском крае уступают аналогичным показателям Российской Федерации:

- только 15,5% населения,  занятого в экономике Приморского  края, осуществляют свою деятельность на малых предприятиях Приморского края. По России данный показатель составляет 17,4%;

- несмотря на то, что  малые предприятия формируют  более трети оборота организаций Приморского края, оборот малых предприятий на душу населения в Приморском крае составляет 75,4 тыс. рублей в год, при 103,1 тыс. рублей в среднем по России;

- объем инвестиций  в основной капитал малых предприятий  на душу населения в Приморском крае составляет 61,8 процента от среднего значения по России.

По экспертным оценкам, основными проблемами, влияющими  на развитие малого и среднего бизнеса, являются:

1) недостаточная эффективность  организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Инфраструктура в Приморском крае представлена некоммерческими организациями содействия кредитованию субъектов малого бизнеса, консалтинговыми организациями, специализирующимися на работе с субъектами малого и среднего бизнеса, инновационно - технологическими центрами, отраслевыми и территориальными объединениями предпринимателей. Все указанные организации, кроме территориальных объединений предпринимателей, расположены в городе Владивостоке, что осложняет доступ к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;

2) наличие финансовых  и административных ограничений  для вывода и продвижения продукции на новых рынках сбыта в Российской Федерации и на внешнем рынке. Особенно сложные условия для деятельности у субъектов малого бизнеса, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. Это обусловлено следующими причинами:

- высокая стоимость  финансово-кредитных ресурсов - оценочно реальная процентная ставка по кредитам для субъектов малого бизнеса составляет от 25 до 35 процентов;

- высокая стоимость  услуг по участию в мероприятиях  на международных выставках и по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

3) низкая эффективность муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса муниципальных образований Приморского края. Программно-целевой подход к развитию предпринимательства, предусматривающий финансирование мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, реализован во Владивостокском, Находкинском и Уссурийском городских округах. В восьми муниципальных образованиях Приморского края не предусмотрено  выделение средств местных бюджетов на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса.

Развитие малого бизнеса требует комплексных  и согласованных действий органов  исполнительной власти Приморского  края, субъектов малого бизнеса, а  также организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. С Решение данных проблем целесообразно реализовывать на основе программно-целевого подхода.

2.2 Основные  направления политики в сфере  развития и поддержки малого предпринимательства в крае

 

В Приморском крае нормативно-правовую базу регулирования малого бизнеса составляют:

1.  Закон Приморского края от 1 июля 2009 года № 278-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в приморском крае»;

2.  Закон Приморского края от 3 декабря 2009 года № 344-КЗ 
«О краевой целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в приморском крае» на 2009 - 2010 годы»;

3.  Постановление администрации Приморского края от 31 июля 2009 г. № 175-па «О совете по развитию малого и среднего предпринимательства Приморского края»;

4.  Постановление администрации Приморского края от 23 декабря 2009 года № 341-па «О межведомственной комиссии при администрации Приморского края по вопросам предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

Общество ждет от бизнеса  создания новых производств и  новых рабочих мест, роста эффективности. В связи с этим в рамках поддержки малого предпринимательства разработаны следующие мероприятия:

- будет продолжена  работа по устранению законодательно  установленных в прошлые годы  излишних административных барьеров;

- в 2009 г. требование  об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков;

- установлены льготные  арендные ставки при аренде  малыми и средними предприятиями   федерального имущества;

- в 2009 г. расходы  федерального бюджета на государственную  поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены на 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено еще 6,2 млрд. руб.;

- разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств Внешэкономбанка.

Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства осуществляется пропорционально доле малых предприятий, действующих на территории региона.

В 2009 г. впервые предусмотрена  возможность авансового перечисления субсидий федерального бюджета на развитие малого бизнеса регионам, испытывающим трудности  в формировании доходной части бюджета.

В целях повышения  доступности банковского кредитования Правительство предприняло ряд мер:

- усилен контроль за  работой органов управления банков, получивших средства государственной  поддержки;

- упрощена процедура  предоставления государственных гарантий;

- специальные меры  предпринимаются  по обеспечению  доступности кредитов для приоритетных  секторов экономики.

Среди мер правительства  значится снижение налоговой нагрузки с 15% до 5%. Но оно касается лишь 14% субъектов  малого предпринимательства и принято только в 36 регионах. При этом 26 регионов вообще отказались рассматривать использование подобной меры.

На региональном уровне реализуется единая система антикризисных  мер. В части оказания государственной  поддержки  предприятиям малого и среднего бизнеса:

- в большинстве субъектов  Российской Федерации предпринимаются  меры по  обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений;

- регионы пользуются  предоставленными налоговыми  возможностями по поддержке малого и среднего  предпринимательства;

- практически  все  субъекты Российской Федерации  заявили о своем участии  в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, реализуемой Минэкономразвития России.

Несмотря на наличие  значительного арсенала методик  по поддержке малого предпринимательства в период кризиса  их объем не отвечает потребностям данного сектора экономики.

За последние 4 года доля малого бизнеса в валовом региональном продукте Приморского края увеличилась в 2 раза.

Региональные власти стремятся обеспечить доступ малых  и средних предприятий к финансовым ресурсам для развития и проводят гибкую налоговую политику в их отношении. Введены дифференцированные ставки коэффициента К2 для уплаты единого налога на вмененный доход в городах и районах края с учетом сложившегося на территориях уровня доходов населения.

Разработан механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым приморскими  банками малым и средний предприятиям. По расчетам специалистов, это реально позволит снизить финансовую нагрузку по заимствованиям малого и среднего бизнеса в следующем году как минимум на 2-3% относительно действующих ставок кредитования.

По инициативе губернатора  края формируется гарантийный фонд для малого и среднего предпринимательства, что обеспечит доступ к заимствованиям предприятиям, не имеющим кредитной истории и достаточного залогового обеспечения. Риски неисполнения заемщиком обязательств по кредитным договорам будут частично компенсироваться гарантиями из бюджета края.

Малый бизнес Приморского  края активно участвует в предоставлении товаров и услуг для государственных нужд: предусмотрена квота 20% для его участия в конкурсных торгах. В результате в первом полугодии 2009 г. субъектами малого бизнеса заключено контрактов на сумму 467 млн. руб..

Развитие малого бизнеса  требует комплексных и согласованных действий органов исполнительной власти Приморского края, субъектов малого бизнеса, а также организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. С учетом вышеизложенного решение проблем малого бизнеса края целесообразно реализовывать на основе программно-целевого подхода.

При этом в программу поддержки  малого бизнеса включены следующие мероприятия.

1.Финансовая поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса и формирующих благоприятные условия для развития субъектов малого бизнеса.

Средства краевого бюджета направляются на возмещение части затрат организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, связанных:

- с оказанием услуг по развитию  малого бизнеса и обеспечением  условий для создания субъектов  малого бизнеса и оказанием им поддержки;

Информация о работе Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства