Основные направления государственного воздействия на субъектов внешнеторговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в России и перспективная задача вступление в ВТО существенно повысили роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данная функция государства способствует максимально эффективному включению российского народнохозяйственного комплекса в мировые экономические процессы как равноправного партнёра.

Содержание

Введение
1.1 Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
1.2 Институциональная база государственного регулирования ВЭД в
2. Основные направления государственного воздействия на субъектов внешнеторговых операций
2.1 Нормативно-правовые и экономические механизмы государственного регулирования внешней торговлей в РФ
Практическая часть
Задача№2
Задача№3
3.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

    1. Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
    2. Институциональная база государственного регулирования ВЭД в

2. Основные  направления государственного воздействия  на субъектов внешнеторговых  операций

2.1 Нормативно-правовые и экономические механизмы государственного регулирования внешней торговлей в РФ

  Практическая  часть

  Задача№2

  Задача№3

  3.Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

  Развитие  рыночных отношений в России и  перспективная задача вступление в ВТО существенно повысили роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данная функция государства способствует максимально эффективному включению российского народнохозяйственного комплекса в мировые экономические процессы как равноправного партнёра. Более того, эффективные механизмы государственного регулирования ВЭД позволяет России использовать преимущества международного разделения труда, изменить структуру экспорта и импорта, осуществить производство товаров с высокой долей добавленной стоимости.

  Стратегия развития России на период до 2020 года нацелена на освоение инновационного типа воспроизводства, что ставит принципиально новые  задачи и в сфере государственного влияния на приоритеты в области  внешней торговли и импортной  политики, в частности. При заключении внешнеторговых контрактов важно обеспечить условие экспорта в нашу страну современных технологий и инновационной техники, системы новейших машин, привлечения высококвалифицированных специалистов, консультантов в области стратегического планирования и инновационного менеджмента. Бесспорно, важно в ходе реформы образования продумать технологию подготовки на собственной базе высококвалифицированных специалистов, менеджеров в сфере управления внешними экономическими связями.

  Проблема государственного регулирования экономики в целом и ВЭД довольно широко освящается в монографиях, обсуждается на научно-практических конференциях, на страницах экономических журналовОднако, важно рассмотреть комплексно данную проблему, системно выделить объективные, общие причины необходимости государственного воздействия на ВЭД, обосновать значимость использования как прямых, так и косвенных методов регуляции данных процессов и их особенности в транзитивной экономике. 
 
 
 
 

  1.1 Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности 

  Рыночные  преобразования в России усиливают  роль внешнеэкономического фактора, поскольку  субъектами ВЭД после ликвидации государственной монополии внешней  торговли становятся многие отечественные  предприятия. Это обуславливает необходимость формирования качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. До 1990-х годов экономика России носила закрытый характер на основе монополии внешней торговли, административном управлении, абсолютном господстве государственной собственности и практически полном отсутствии конкуренции. Государство в централизованном порядке управляло ВЭД как частью единого народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы, устанавливало количество ввоза и вывоза товара на основе экспортно-импортного плана, определения квот и выдачи лицензий на ВЭД. Переход к рынку изменил эти отношения.

  Увеличение  субъектов внешнеэкономической  деятельности расширило функции  государственного регулирования данной сферы. Приоритетной функцией становится разработка концепции внешнеэкономической деятельности.

  Концепция – это общий стратегический замысел  развития ВЭД, который включает цели развития, задачи, направления достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает формирование внешнеэкономической политики на конкретный период времени (среднесрочной – на 3 года, долгосрочной – на 5 и более лет). При этом важно учитывать особенности развития внутреннего потенциала экономики России и международной рыночной конъюнктуры. Не менее значимо учитывать возможности привлечения инвестиций в сферу внешней торговли, в развитие производственного кооперирования и совместного участия в инновационных программах, проектах с зарубежными партнёрами, поддерживая российских экспортов готовых промышленных изделий.

  Обосновывая приоритетные направления ВЭД, важно  провести разграничения таких понятий, как внешнеэкономические связи (ВЭС), внешнеэкономическая политика (ВЭП), внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

  Внешнеэкономические связи – это комплексная система  различных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам  ВЭС относятся:

  – регионы;

  – хозяйствующие субъекты;

  – индивидуальные предприниматели.

  Сущность  ВЭС как экономической категории  проявляется в следующих функциях:

  – организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда. Содержание данной функции состоит в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов, продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда (МРТ), до конкретных потребителей посредством обмена;

  – международное признание потребительной стоимости продуктов МРТ. В процессе реализации этой функции завершается акт товарно-денежных отношений и окончание обмена денег на продукт, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в данном продукте, получает международное признание;

  – организация международного денежного обращения.

  Через механизм ВЭС спрос па товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это обусловливает развитие производительных сил, что способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых институтов. Развитие внутреннего рынка ведет к опережению объема совокупного предложения над объемом совокупного спроса внутри государства. Это вызывает расширение внешнеторговых операций, снижение издержек производства по сравнению с издержками обращения.

  Государство должно воздействовать на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) посредством реализации внешнеэкономической политики (ВЭП) путем обеспечения оптимального сочетания свободы торговли и протекционизма с учетом нынешних российских реалий.

  «ВЭП  – это система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в международном разделении труда с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития»[4].

  «Под  ВЭД следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических  и оперативно – коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. А внешнеэкономические связи – это формы хозяйственных, торговых и иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых отношений политического и научно – технического характера на межгосударственном уровне в их совокупности и многообразии».

  Предметом изучения ВЭД является современное  мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные экономические отношения, конкретные формы, методы и средства современного международного бизнеса.

  Основные  направления ВЭД:

  – внешняя торговля;

  – технико-экономическое сотрудничество;

  – научно-техническое сотрудничество.

  В управленческом аспекте понятие  ВЭС шире, чем ВЭД, так как характеризует  макроуровень. ВЭД относится к  уровню фирм, отдельных, предприятий, то есть к микроэкономическому уровню.

  Внешнеэкономическая деятельность подразделяется на следующие основные виды: внешнеторговая деятельность; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции.

  В современной российской практике ВЭД  реализуется преимущественно через  внешнеторговую деятельность, под которой следует понимать «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, информацией и интеллектуальной собственностью».

  Государственное регулирование ВЭД представляет собой сложный процесс, складывающийся из выполнения различными органами власти определенных функций. Данные функции можно представить в качестве особых видов деятельности, которые выражают направления, моменты или стадии воздействия государства на ВЭД.

  Итак, государство, воздействуя на внешнеэкономическую деятельность, выполняет следующие функции:

  – создание условий для эффективной интеграции экономики России в мировую экономику;

  – защита экономического суверенитета страны;

  – обеспечение экономической безопасности России;

  – защита интересов отечественных субъектов ВЭД на мировых рынках;

  – согласование интересов различных экономических субъектов, возникающих при осуществлении ВЭД;

  – обеспечение сбалансированного развития всех видов ВЭД путем разработки и реализации целевых комплексных программ;

  – совершенствование правовых основ регулирования, их гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой;

  – обеспечение доходов государственного бюджета;

  – научное и информационно – аналитическое обеспечение ВЭД;

  – создание условий для оказания иностранными государствами и международными организациями консультативно-технического содействия РФ».

  Не  трудно заметить, что большинство  функций государственного регулирования  ВЭД имеют фундаментальный характер. Их выполнение направлено на решение многоплановых проблем, имеет важнейшее значение не только для развития внешнеэкономической сферы, но и для экономики страны в целом и рассчитано на длительный период времени.

  Необходимо  отметить, что внешнеэкономическая  деятельность занимает особое место, прежде всего, в силу того, что она играет роль «моста», соединяющего национальную экономику с мировым экономическим пространством. Это придает ВЭД особую сложность и значимость для экономического развития страны.

  Как свидетельствует мировой опыт, воздействие государства на внешнеэкономическую деятельность носит, по преимуществу, характер регулирования, а не управления. Суть управления состоит в применении государством системы особых инструментов, которое позволяет поддерживать определенные параметры функционирования экономики, ее отдельных сфер. При этом воздействие оказывается, как правило, не па деятельность экономических субъектов непосредственно, а на условия, в которых она осуществляется.

  По  данным таможенной статистики, в январе-феврале 2009 г. по сравнению с январем-февралем 2008 г. стоимостной объем топливно-энергетических товаров сократился на 51,6 %.

  Уже с 2000 г. стала отчетливо проявляться тенденция превышения темпов роста российского экспорта в страны дальнего зарубежья над импортом. В 2000 г. российский экспорт в эти страны превышал импорт из стран дальнего зарубежья в 4 раза. Сальдо внешнеторгового баланса по связям с этими странами достигло $67 млрд. (по методологии таможенной статистики).

  На  протяжении последних десяти лет  в конце года показатели российского экспорта и импорта достигли своих пиковых значений. Спад мировой экономики прервал эту тенденцию. Внешнеэкономический оборот России, рассчитанный по методологии платежного баланса, в декабре 2008 г. Составил 52,4 млрд. долл., что на 17, 7 % меньше, чем в аналогичном периоде 2007 г., и на 31, 4: меньше, чем в июле 2008 г., когда основные показатели российской внешней торговли достигли своих максимальных значений за весь период наблюдения.

  Экспорт в декабре сократился до самого низкого  показателя 2008 г. -28, 5 млрд. долл., что на 26,1 % меньше аналогичного показателя 2007 г. При этом экспорт в страны СНГ сокращался гораздо быстрее – на 31 % и составил всего 3,9 млрд. долл., что на 25,3 % меньше, чем годом ранее.

Информация о работе Основные направления государственного воздействия на субъектов внешнеторговых операций