Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа
Задачами исследования являются:
- изучение экономической роли государства в Республике Беларусь
- анализ социально-экономического развития Могилевской области
- изучение проблем и перспектив повышения результативности экономики
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Характеристика социально-ориентированной рыночной экономики 5
1.2 Система государственного прогнозирования и программирования 7
1.3 Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси 10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1 Валовой региональный продукт 19
2.2 Анализ промышленного комплекса 21
2.3 Анализ сельского хозяйства 25
2.4 Анализ товарооборота 28
2.5 Анализ демографической ситуации 30
2.6 Безработица 31
2.7 Заработная плата 32
2.8 Анализ внешней торговли 34
2.9 Анализ рентабельности и финансовой деятельности предприятий 37
2.10 Инвестиции.................................................................................................38
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..44
Источник [4]
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по области в период за январь-сентябрь текущего года по предварительным данным составила 1564,4 тыс. рублей. Темп роста номинальной заработной платы за январь-сентябрь к соответствующему периоду прошлого года составил 150,7%, в реальном исчислении (с учетом инфляции) – 110,8%. Заработная плата за май текущего года на промышленных организациях области выплачена в полном объеме[2].
Таблица 2.7 Основные показатели уровня жизни населения
Январь- сентябрь 2011 г. |
Январь- сентябрь 2011 г. в % к январю- сентябрю 2010 г. |
Справочно январь- сентябрь 2010 г. в % к январю- сентябрю 2009 г. | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
1 126,8 |
147,0 |
120,0 |
Реальные располагаемые |
х |
106,3 |
111,2 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников1 тыс. руб. |
1 564,4 |
150,7 |
119,8 |
Реальная заработная плата1} |
х |
110,8 |
112,0 |
Средний размер назначенных пенсий2), тыс. руб. |
763,7 |
144,4 |
135,0 |
Реальный размер назначенных пенсий2) |
х |
75,1 |
123,0 |
1)Без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности.
2)Октябрь 2011 г.; октябрь 2011 г. в % к октябрю 2010 г.; справочно - октябрь 2010 г. в % к октябрю 2009 г.
Источник [2]
В настоящее время, нанимателям предоставлены самые широкие права в вопросах оплаты труда работников. Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно принимать решения как о необходимости применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, так и о порядке повышения тарифной ставки первого разряда. Возмещение потерь от инфляции также осуществляется нанимателями самостоятельно в соответствии с локальными нормативными правовыми актами.
Для организаций, финансируемых из бюджета, условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки первого разряда и индексация денежных доходов в связи с инфляцией, определяется правительством Республики Беларусь. Тарифная ставка первого разряда для этих организаций сейчас составляет 151,0 тыс. рублей( с 1 октября 2011г),повышение составило 28%.В предыдущий раз тарифная ставка первого разряда повышалась с 1 ноября 2010 года. Тогда она возросла на 31% и составила 118 000 рублей.
Решением облисполкома утверждено задание по росту заработной платы, согласно которому ожидается, что к концу 2011 года номинальная начисленная средняя заработная плата работников области составит 1860 тыс. рублей, т.е. возрастет к уровню декабря прошлого года на 28,4 процента.
Стабильно
работает система пенсионного
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 года № 327 «О повышении трудовых пенсий» с 01 ноября 2011 года произведен перерасчет трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике за 3 квартал 2011 г. В результате средний размер пенсий по области составит 2 млн. 36,5 тыс. рублей(повышение в среднем на 22%).
По оценке, средняя пенсия по возрасту в ноябре нынешнего года составила 978 тыс. рублей, пенсия при стаже 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин и индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 4,0 — 1 млн. 504,4 тыс. рублей.
С 2012 года в Беларуси планируется повышение размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: на первого ребенка - до 35% среднемесячной зарплаты в Беларуси, на второго и последующих детей - до 40%. С 1 января 2010 года ежемесячное пособие на детей до трех лет приравнено к бюджету прожиточного минимума, что с 1 августа по 31 октября 2011 года составляет 442 360 рублей. Для сравнения, 35% от среднемесячной зарплаты (1 782 857 рублей в июне 2011 года) составляет 624 000 рублей.
Размер пособия в связи с рождением ребенка увеличится уже с 4 квартала 2011 года. Пособие при рождении первого ребенка возрастет до 10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ), второго и последующих детей - до 14 БПМ. На данный момент размер детского пособие в связи с рождением ребенка составляет: при рождении первого ребенка – 5-кратную наибольшую величину БПМ перед датой рождения ребенка; при рождении второго и последующих детей – 7-кратную наибольшую величину БПМ перед датой рождения ребенка[2].
Объем внешней торговли товарами (без учета нефти и нефтепродуктов) за 2010 год организациями Могилевской области составил 3232,3 млн. долл. США, в том числе экспорт – 1682,8 млн. долл. США, или 137,8% к уровню 2009 года, импорт – 1549,5 млн. долл. США, или 142,8%. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в сумме 133,3 млн. долл. США.
Внешнеэкономические отношения основываются на принципе многовекторности, что находит отражение в региональной страновой стратегии развития экспорта. Об этом свидетельствуют торговые связи со 123 странами мира.
Изделия с
маркой могилевских
При этом экспорт в страны СНГ увеличился по сравнению с прошлым годом на 40,4% и составил 1423,2 млн. долл. США. Экспорт товаров в Российскую Федерацию в 2010 году сложился в объеме 1145,3 млн. долл. США, или 140,0% к уровню 2009 года. Экспорт в страны вне СНГ составил 125,1% к уровню 2009 года, или 259,6 млн. долл. США.
Темп роста экспорта товаров за январь-октябрь 2011 г. составил 129,9% к уровню января-октября 2010 г. [2]
Таблица 2.8 Внешняя торговля товарами
Январь-сентябрь 2011 г., млн. долл. США |
Январь-сентябрь 2011 г. в % к январю-сентябрю 2010 г. |
Справочн январь-сентябрь 2010 г. в % к январю-сентябрю 2009 г. | |
Объем внешней торговли товарами – всего в том числе: |
3 172,0 |
138,9 |
136,0 |
Экспорт |
1 597,3 |
129,9 |
138,7 |
Импорт |
1 574,7 |
149,4 |
133,0 |
Сальдо |
22,6 |
Х |
Х |
Источник [2]
Из области на экспорт поставлялись пластмассы и резиновые изделия (шины, полиэтилентерефталат); текстиль и текстильные изделия (химические волокна и нити, швейные изделия); машины, оборудование и механизмы (электродвигатели, лифты, насосы). Весомую часть экспорта составляла продукция легкой промышленности, деревообработки, сельского хозяйства, стройматериалы. Продвижение товаров производителей области на внешние рынки связано с развитием товаропроводящей сети отечественных предприятий за рубежом.
По состоянию на сентябрь 2011 года товаропроводящая сеть предприятий агропромышленного комплекса области представлена 6 совместными белорусско-российскими предприятиями, 15 дилерскими структурами, 3 дистрибьюторскими, 5 торговыми точками и торговым домом. Широкую товаропроводящую сеть имеют и организации без ведомственной подчиненности. СП ОАО «Кровля» имеет сеть дилеров в Литве, Латвии, Эстонии, Венгрии, Польше, России, Украине, Молдове, Чехии, Словакии, Грузии. ОАО «Беларусьрезинотехника» имеет широкую дилерскую сеть в Российской Федерации, Прибалтике, в Украине.
С целью расширения географии поставок предприятия области в 2010 году приняли участие в VI Всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ-2010» (Москва), Международной выставке «Зеленая неделя - 2010» (г. Берлин), VIII Национальной выставке Республики Беларусь «БелЭкспо 2010» (г. Рига), Международной выставке-ярмарке «Агрорусь 2010» (г. С-Петербург), Международной выставке «Пищевые ингредиенты, добавки и пряности» (г.Москва), II Воронежском агропромышленном форуме (г.Воронеж), 12-ой российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2010» (г.Москва). В 2010 году организации области участвовали более чем в 150 выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых на территории России. Сумма реализованной продукции составила более 1,5 млн. долл. США. Наиболее активное сотрудничество в сфере выставочной деятельности осуществлялось с городами Москва и Санкт-Петербург, Московской и Ленинградской областями, а также с приграничными регионами Смоленской и Брянской областей.
Разработана и утверждена программа развития экспорта товаров и услуг области на 2011 год. Она предполагает поиск новых рынков сбыта, дальнейшее развитие товаропроводящей сети, работа напрямую с регионами Российской Федерации. Продолжается работа по оптимизации импортных закупок. Даны поручения субъектам хозяйствования области производить закупки импортного оборудования только за счет кредитов иностранных банков стран-поставщиков оборудования (не менее 85% от общего объема финансирования). Предприятия создают и обновляют собственные интернет-сайты, а также регистрируются на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» www.export.by. Ежеквартально экспортоориентированным коммунальным и не имеющим ведомственной подчиненности предприятиям доводятся задания по ежемесячному поступлению валютной выручки от экспорта и ее продаже. Контроль за их выполнением осуществляется еженедельно.
В целях стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и обеспечения экономической безопасности организаций области принято распоряжение председателя облисполкома от 2 июня 2011 года №144-р, которое предусматривает резервирование средств в иностранной валюте в размере 10% от валютных поступлений на счета основных организаций-экспортеров, местной подчиненности, остающихся после обязательной 30% продажи государству. Данная мера обеспечивает приобретение критического импорта продовольственных товаров торговыми организациями, сырья для обеспечения производственного цикла организаций, товаров для организаций жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение социальных нужд.
Это способствует
стабилизации деятельности предприятий,
зависимых от импорта, загрузке
их производственных мощностей и
обеспечению занятости
По итогам работы за январь-сентябрь 2011 г. в народнохозяйственном комплексе области чистая прибыль возросла в 1,5 раза к уровню января-сентября 2010 г.
Растут рентабельность реализованной продукции и продаж, причем последняя в организациях сельского хозяйства за январь-сентябрь 2011 г. составила 10,4% при прогнозе на год 7-9%. Количество убыточных организаций по народному хозяйству области за январь-сентябрь 2011 г. составило 66 или 6,2% от общего количества (январь-сентябрь 2010 г. – 3,9%).
В комитете экономики облисполкома в мае текущего года проведен ряд совещаний по вопросу рассмотрения положения дел в каждой убыточной, низкорентабельной организации с участием экономических служб комитетов, управлений облисполкома, горрайисполкомов. По каждой такой организации определены сроки выхода на безубыточную работу.[2]
Таблица 2.9 Финансовые результаты деятельности организаций
Январь-сентябрь 2011 г. |
Справочно январь-сентябрь 2010 г. | |
Чистая прибыль, убыток (-), млрд. руб. |
1 353,9 |
618,5 |
Рентабельность реализованных |
9,5 |
5,4 |
Рентабельность продаж, в процентах в том числе: |
7,7 |
4,6 |
в организациях промышленности |
8,7 |
4,1 |
в организациях сельского хозяйства |
10,4 |
7,2 |
Количество убыточных |
60 |
38 |
Удельный вес убыточных |
6,2 |
3,9 |
Сумма чистого убытка убыточных организаций, млрд. руб. |
145,2 |
74,8 |
Источник [2]
2.10 Инвестиции
В регионе реализуется инвестиционная программа. В соответствии с ней более 20 государств ежегодно вкладывают инвестиции в развитие могилевских предприятий. Наибольший интерес проявляют инвесторы из Германии, США, России, Польши, Литвы, Латвии, Австрии и др.
Притоку иностранных инвестиций способствует свободная экономическая зона «Могилев». Экономико-правовой статус ее резидентов предполагает наличие для них налоговых и таможенных льгот, особое валютное и земельное регулирование, гарантии защиты инвестиций.
Информация о работе Основные направления социально-экономического развития Могилевской области