Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 13:06, контрольная работа
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.
Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.
2.6 Поволжский район
Состав района:
Республики: Татарстан; Калмыкия;
Области: Саратовская; Самарская; Волгоградская; Ульяновская; Пензенская.
Площадь: 530 т. км2;
Население: 17 млн. чел.
Общие особенности региона:
Расположен вдоль обоих берегов Волги; Запасы нефти в Татарстане; Высоко развито автомобилестроение; АПК находится в благоприятных условиях, высоко развит (1 место в РФ по зерну).
Природные ресурсы:
нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения); газ (Астраханское месторождение); соль (Баскунчак).
Население и трудовые ресурсы:
пестрота национального состава; квалифицированные рабочие кадры.
Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (автомобильное): КАМАЗ; ВАЗ; Елабужский автозавод; Ульяновский АЗ.
Судостроение.
Нефтехимическая промышленность: Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть);
Электроэнергетика: ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).
АПК (ведущее место в России): пшеница; подсолнечник; мясо; молоко; шерсть; рыбная промышленность (Астрахань).
Транспорт: ж/д (много магистралей); речной транспорт; газопроводы, нефтепроводы.
Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно.
Ввоз: машины, лес, ТНП.
Разделен на зоны: Приволжье (Ульяновск, Пенза); Средняя Волга (Татарстан); Нижнее Поволжье (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).
Основные проблемы:
относительно благополучный, без проблемный район; спад в машиностроении, в ТЭК.
Нужно расширять сырьевую базу за счет собственных ресурсов с помощью геологоразведочных работ. Необходима модернизация и реконструкция нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, внедрение новых технологий, позволяющих повысить качество продукции. Важной проблемой, требующей разрешения, является расширение орошаемых земель. Существуют программы строительства новых каналов. Также особое внимание должно уделяться охране окружающей среды, очистке вод Волги.
Особенности развития:
Главная экономическая ось, влияющая на хозяйственную деятельность, размещения и функции городов и населенных пунктов, река Волга. Разветвленная транспортная сеть создает благоприятные условия для хозяйственного взаимодействия с соседствующими районами. Ведущая отрасль в промышленности Поволжья - нефте- и газоперерабатывающая. Район является ведущим в стране по производству автомобилей. Хорошо развито с/х и пищевая промышленность. Имеются производства общероссийского значения - мукомольная индустрия. В районе развиты все виды современного транспорта. Особое внимание отведено водному транспорту. Район хорошо обеспечен высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Здесь созданы кадры машиностроителей, нефтяников, химиков, энергетиков.
2.7 Северо-Кавказский район
Состав района:
Ростовская область; Краснодарский край; Ставропольский край;
Республики: Адыгея; Дагестан; Кабардино-Балкария; Карачаево-Черкессия; Северная Осетия; Ингушетия; Чечня;
Население: 18 млн. чел.
Общие особенности региона:
между Каспийским, Черным и Азовским морями; наличие морского транспорта и курортных зон; наличие крупного АПК; нефтехимическая промышленность; национальная и политическая нестабильность.
Природные ресурсы:
высоко плодородные почвы (50% чернозема); газ (Дагестан); нефть глубокого залегания (Чечня); вольфрам (Карачаево-Черкессия); цинк (Северная Осетия); медь (Дагестан); мало леса (1/200 часть запасов РФ).
Население и трудовые ресурсы:
самый многонациональный район; по численности на 3 месте в России; 64% сельского населения; большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).
Основные отрасли промышленности:
АПК (1/6 часть объемов РФ): Поставка зерна (Краснодар); 1/3 всех плодоовощных культур РФ; почти все виноградники; единственный поставщик субтропических продуктов.
Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);
Курортные комплексы (Кавминводы);
Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);
Цветная металлургия (вольфрам, молибден - Тырныауз, цинк - Владикавказ).
Транспорт: ж/д; автомобильный транспорт; трубопроводы (Грозный-Туапсе).
Основные проблемы: политическая, этническая нестабильность; высокая миграция населения, безработица; Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком (двухколейная); спад с/х производства; сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не может реализовать свои комбайны); большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).
Уменьшение доли тяжелого машиностроения, химии, развитие автомобилестроения, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности - одна из самых главных перспектив. Большие изменения грядут в морском транспорте, необходимо строительство новых портов. Необходимо решить-проблемы безработицы, повышения уровня доходов населения, развитие рыночных рычагов и стимулов, выполнение федеральным центром бюджетных обязательств. Это приведет к улучшению социально-политической обстановки. Необходимо прекратить межнациональный конфликт, что является основой подрыва экономического развития.
Особенности развития:
Выход к морям (Черному, Азовскому, Каспийскому) обеспечивает стабильное развитие района, поддерживание международных и межрайонных связей. Основная роль в межрайонных связях принадлежит ж/д. транспорту. Потенциал района составляют межотраслевые комплексы, среди которых выделяют агропромышленный, топливно-энергетический, машиностроительный, курортно-рекреационный. Этот район является центром туризма в России, что способствует улучшению развития данной территории. Благоприятные климатические условия способствуют также развитию с/х. Пищевая промышленность широко представлена виноделием, сахарной, плодоовощной, мукомольной крупяной специализацией отрасли. Также широко развито животноводство.
2.8 Уральский район
Состав района:
Республики: Башкортостан; Удмуртия;
Области: Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская;
Площадь: 820 т. км2;
Население: 20 млн. чел. (2 место после Центрального района).
Общие особенности региона:
ВПК; мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35% чугуна; 1/5 бумаги); выгодное географическое положение в центральной части России, на пересечении путей на запад и восток; мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК); старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом основных фондов (70-75%).
Природные ресурсы:
нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь); газ (Оренбург); уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск - истощенные запасы, среднего качества); ж/руда (2 место после КМА) - нет крупных и удобных к разработке месторождений; бокситы (СУБР - 80% всего сырья, убыточная добыча); медные руды (Красноуральск, Кировград); никель (Реж, Уфалей); цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод); золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности); не рудные полезные ископаемые: асбест (90% по РФ); лес (40% территории района)
Население и трудовые ресурсы:
% городского населения; высокий уровень образования, подготовки кадров; рост скрытой безработицы.
Основные отрасли промышленности:
ТЭК: недостаточная обеспеченность ресурсами; нефть, газ; электроэнергетика - Белоярская АЭС;
Черная металлургия: свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА; свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана; нет коксующихся углей, целиком ввозятся; комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.
Цветная металлургия:
Медная промышленность: полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш); алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ - К-Уральский); титан - ВСМПО.
Машиностроение: весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное, станкостроительное, производство турбин);
Химическая промышленность: минеральные удобрения, калий, азот (Пермь); на отходах металлургии; производство шин; смолы, пластмассы.
Лесная промышленность: бумага; мебель.
АПК: зона рискованного земледелия; на юге района - 60% зерна, картофель. Все для собственных нужд.
Транспорт: ж/д; трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) - нефть и газ.
Основные проблемы:
ввоз топливных и энергетических ресурсов; спад в машиностроении и ВПК; экологические проблемы; износ основных фондов.
Так как в районе наблюдается тенденция к увеличению масштабов тяжелой индустрии, необходимо расширять непроизводственную сферу, усиливать социальную направленность экономики. Важной задачей в развитии рыночной экономики в районе имеет техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Необходимо укреплять сырьевую базу, для этого нужно осваивать новые месторождения, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства. Для района актуальны проблемы об охране окружающей среды.
Особенности развития:
Район имеет ярко выраженную индустриальную специализацию и структуру хозяйства. Ему принадлежит первое место по объему промышленного производства. Господствующее положение отводится металлургии. Одна из особенностей промышленности района - высокий уровень концентрации производства. Ведущую роль играют крупные предприятия. В этом районе расположена половина номерных городов, относящихся к «ядерному циклу». С/х представлено производством зерна, особенно твердых и сильных сортов пшеницы. Внутренние и внешние связи района обслуживаются развитой транспортной сетью. Она включает все известные виды транспорта, в том числе трубопроводы и ЛЭП. Трудовые ресурсы представлены высококвалифицированными промышленными кадрами.
2.9 Западно-Сибирский район
Состав района:
Республика Алтай; Области: Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа); Кемеровская: Новосибирская; Томская; Омская.
Площадь: 2,5 млн. км2;
Население: 15 млн. чел.
Общие особенности региона:
Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).
Природные ресурсы: наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции - 1,7 млн. км2); среднее Приобъе - Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири); Приполярный район - Уренгой; Заполярье - Ямбург; п-ов Ямал; район дает¾ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ.
Уголь: Кузбасс (600 млрд. тонн - высококачественный, пласты мощные, близко к поверхности);
Руды: ж/руда (Западносибирский железно-рудный бассейн) - Новокузнецкий и Западно-Сибирский комбинаты; марганец (Кемерово); ртуть; лес (12% от всей РФ, 75 млн. га).
Население и трудовые ресурсы:
млн. чел. 72% городского населения; национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.
Основные отрасли промышленности:
Нефтегазовый комплекс: нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск); газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург); нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск); газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск; Медвежье-Казань-Н. Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница).
Угольно-металлургический комплекс: Кузбасс - высококачественные коксующиеся угли; Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, полный цикл переработки.
Машиностроение: нефтегазовое и угольно-добывающее; энергетическое (турбины, котлы);
Лес: на базе огромных запасов; вдоль ж/д магистрали; большое производство фанеры.
АПК: собственные потребности удовлетворяются частично картофелем, овощами, зерновыми; полный ввоз теплолюбивых растений.
Основные проблемы:
не адекватность специализации машиностроения нуждам региона; не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК; есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.
Эффективность развития хозяйства в первую очередь зависит от нефтегазового комплекса. Будут созданы новые комплексы, расширится глубокая переработка нефти. Большие запасы древесины предполагают развитие лесной и деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Необходимо расширять и совершенствовать машиностроительный комплекс, развивать производство машин для нефтегазовой, угольной, химической и металлургической промышленности. Для более рационального использования земель целесообразно развитие орошения.
Особенности развития:
Важная черта экономико-географического положения района - соседство с экономически развитой европейской частью, в особенности с Уралом. Район является важнейшим для России источником добычи газа, нефти, угля. Каждая отрасль хозяйства района играет роль, определяющая процент во внутрирайонной его структуре. Первенство отдается промышленности. Западная Сибирь является крупным с/х районом. Здесь выращивается в больших объемах пшеница, развито животноводство. Основу транспортной сети района составляет ж/д. транспорт, также используется судоходство. Создана мощная сеть нефтепроводов и газопроводов. В районе созданы институты РАН, что существенно усиливает научный потенциал Сибири и способствует повышению научно-технического уровня освоения ее ресурсов.
2.10 Восточно-Сибирский район
Состав района:
Республики: Тува; Хакасия; Бурятия. Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край.
Площадь: 4,1 млн. км2;
Население: 9 млн. чел.
Общие особенности региона: огромная территория (тундра, вечная мерзлота); много природных ресурсов, но слабо освоенных.
Природные ресурсы:
Уголь: 3,7 трлн. т. (1/2 всей России); Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ; Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты; Иркутское месторождение; Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) - очень слабо освоен.
Нефть: Иркутская область, Эвенкия - добыча не ведется;
Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);
Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);
Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды; никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.
Лес (1 место в РФ): ½ объема заготовок леса по РФ, 50% территории района, 93,6% леса - хвойные;
Водные ресурсы - озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.
Население и трудовые ресурсы:
млн. чел.; плотность - 2 ч./км2; 72% городского населения; высокий уровень безработицы; многонациональный состав.
Основные отрасли промышленности:
Специализация - заготовка сырья, первичная обработка.