Основные цели экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение основных целей национальной экономики, показателей эффективности действующей модели социально ориентированной экономики Республики Беларусь. Задачи - изучить основные программы, отражающие текущие и стратегические цели развития экономики республики, проанализировать динамику изменения основных показателей эффективности функционирования экономики. Объект исследования – бюджет Республики Беларусь, его динамика и изменение.

Содержание

Введение
1. Проблемы реформирования экономики Республики Беларусь и выбора его направления
2. Анализ результатов структурной перестройки и перспективы будущих преобразований
2.1. Оценка стратегии экономических реформ и структурных преобразований в Республике Беларусь
2.2. Проблемы развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь
3. Реализация антикризисной политики в национальной экономике Республики Беларусь
4. Итоговые оценки эффективности социально-экономического развития Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2009 гг., %»
Приложение Б «Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей»

Вложенные файлы: 1 файл

основные цели национальной экономики.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Этап перехода к рыночной экономике (1991-1995 гг.). На этом этапе  был выработан общий механизм перехода к рынку, сформулированы цели и стратегические задачи реформ, намечены практические шаги к реализации реформенных преобразований. Многие задачи, поставленные руководством страны не были выполнены. Это было обусловлено множеством причин как объективного, так и субъективного характера.

Этап формирования социально  ориентированной рыночной экономики (с 1996 г.). На этом этапе усилия руководства  страны направлены на противодействие негативным процессам в экономике, вызванным потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством, что усугубило неэффективность материала и энергоемкого производства. Выбор социально ориентированного типа рыночной экономики в качестве базовой модели развития был неслучайным. По замыслу руководителей государства, социальная ориентация рыночной экономики предполагает отсечение от модели чистого рыночного хозяйства ее наиболее негативных черт, позволяет смягчить такие явления, как эксплуатация наемного труда, низкая оплата труда многих категорий работников, безработица, социальная дифференциация и др.

В 1996-2004гг. прирост ВВП  в Беларуси составил 77,4%. Экономическому росту способствовали увеличение производительности труда, повышение эффективности потребления энергии и использования производственных мощностей. Проводимая правительством социально ориентированная политика дала возможность распределить результаты этого роста среди широких слоев населения. В результате снизился с 38,6% в 1996г. до 17,8% в 2004г. удельный вес населения, живущего за чертой бедности, отмечают сегодня эксперты [2, 22 стр].

Положительно  повлияли на ситуацию в белорусской  экономике жесткая денежно-кредитная политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных расчетов, ужесточение платежной дисциплины. Эксперты ВБ отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами - сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию нашей страны более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией. Ценовая конкурентоспособность белорусской продукции в 1996-2000гг. (которая была следствием невысоких доходов белорусов в то время и государственного субсидирования экспортеров) дала возможность удержаться на рынках нашим производителям и несколько окрепнуть. В последующие годы экономическому росту способствовала удачная для Беларуси конъюнктура - рост цен на нефть и, как следствие, увеличение объемов экспорта продукции нефтепереработки   и    платежеспособности   российских    потребителей [2, 24 стр].

В качестве рекомендаций в сфере дальнейшего реформирования экономики Беларуси можно привести некоторые положения Странового экономического меморандума Всемирного Банка "Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста", представленном правительству и общественности Беларуси в 2005 году.

Так, специалисты  ВБ рекомендуют белорусскому правительству "решить проблему инвестиционного имиджа страны" и все-таки привлекать иностранные прямые инвестиции (из доля к настоящему времени менее 3%), поскольку внутренних сбережений для модернизации существующей промышленности недостаточно (эксперты отмечают чрезвычайно низкий уровень рентабельности белорусской экономики). Белорусской экономике нужны новые предприятия - современные, гибкие и мобильные, - полагают эксперты ВБ. Их появлению могло бы способствовать снижение расходов на их создание (особенно велики скрытые издержки, связанные с длительными административными процедурами) и разгосударствление госсобственности.

Структурные реформы (реформа госуправления, законодательная  и судебная, реформирование системы социальной помощи и социального страхования, инфраструктуры) - важнейшая составляющая стратегии устойчивого роста, считают специалисты указанной международной организации. Несомненно, что на их начальном этапе страна понесет некоторые издержки, но в долгосрочной перспективе они дадут несомненный эффект [2,  25 стр].

Избранная Беларусью  модель экономического развития, а  также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками в большей части положительно. Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Страна обладает весомым экономическим потенциалом и благоприятными стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса. Именно в инновационном развитии экономики, наращивании объемов экспорта высоких технологий ее будущее.

 

 

2.2. Проблемы развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь

 

 

В нашей стране антикризисный механизм будет носить сложный характер и основываться на мероприятиях как антистагинфляционного, так и антидефляционного свойства. Его сложность предполагает выверенность и четкую последовательность шагов, ориентацию в первую очередь на решение задач социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, повышения конкурентоспособности экономики на внешнем и внутреннем рынках, достижения ее внешней сбалансированности, рационализации кредитной системы и совершенствования государственного управления в направлении обеспечения устойчивого социального и экономического роста.

Реализация  этих задач предполагает осуществление  и стабилизацию общисистемных мер, и конкретных мероприятий в наиболее проблемных секторах экономики и  финансов.

Общесистемные меры должны, во-первых, включить определение минимальных значений основных социальных индикаторов развития общества, выражающихся в уровне доходов населения, безработицы, степени девальвационно-инфляционных потерь и ухудшения качества жизни населения. Во-вторых – ограничение вмешательства органов государственного управления в хозяйственную жизнь, ведущего к росту запасов готовой продукции на складах, что позволит пополнить денежную часть оборотных средств. В-третьих – либерализацию экономической жизни страны, выражающуюся прежде всего в поддержке малого и среднего бизнеса. В-четвертых – продолжение реализации комплекса мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата на основе модернизации экономических институтов и организационных механизмов. В пятых – разработку долгосрочной программы по оздоровлению, модернизации, структурной перестройке на инновационной основе реального сектора, включающую обновление технологической базы производства, активный переход к технологиям V и VI укладов, кардинальное увеличение удельного веса в ВВП информационных технологий и услуг, увеличение объемов и диверсификацию экспорта, а также рационализацию импорта, поддержку отраслей экономики, обеспечивающих внутренний спрос и занятость, оптимизацию таможенного регулирования в интересах обеспечения научно-технического прогресса страны.

Поддержанию реального  сектора белорусской экономики  в условиях мирового экономического кризиса явно способствовало бы создание новых форм организации крупного бизнеса (холдингов, ТНК), совместных предприятий, сборочных производств за рубежом, прежде всего в рамках Союзного государства Беларуси и России, ЕврАзЭС, СНГ, но также и в других странах и регионах мира. Очень рациональным представляется и создание государственной специализированной небанковской кредитно-финансовой организации, основными задами которой явились бы, с одной стороны, льготное кредитование и финансирование приоритетных и социальных программ, с другой – покупка проблемных активов крупнейших отечественных банков, возникших в результате кредитования ими госпрограмм и предприятий. Источниками ее ресурсной базы могут стать средства госбюджета и Национального банка, которые в рамках деятельности одной организации можно будет полностью контролировать в целях: а) установления на период стабилизации для банков индикативного (либо более жесткого, директивного) показателя по доле кредитов субъектам реального сектора в активах банка; б) ускорения развития страхового рынка и привлечения на работу в нем частных иностранных компаний; в) обеспечения стабильного превышения реальной доходности по инструментам  привлечения ресурсов в национальной валюте над соответствующими инструментами в иностранной валюте; г) запрещения банкам повышать процентные ставки по ранее выданным кредитам физическим лицам; д) гарантирования полной сохранности вкладов физических лиц и их 100%-го возмещения независимо от суммы вклада.

В целях усиления контроля за экономным и эффективным  использованием бюджетных средств Министерством финансов реализован комплекс мер антикризисного характера по ужесточению бюджетной политики.

Предпринимаются следующие ключевые шаги, направленные на сбалансированность консолидированного бюджета сектора государственного управления и выполнение  принятых бюджетных обязательств:

-  с целью  ограничения бюджетных расходов  текущего года проведена инвентаризация государственных программ, в ходе которой принимались решения о сокращении непервоочередных расходов  и переносе отдельных мероприятий, в первую очередь инвестиционных,  на  последующие годы;

- сокращение  текущих и капитальных расходов бюджетных организаций.  При этом в полном объеме обеспечено финансирование расходов бюджетных организаций на выплату заработной платы, трансфертов населению, оплату коммунальных услуг;

-  ведется  работа по расширению адресной  социальной помощи населению;

- предприняты  меры по компенсации недопоступления  налоговых доходов за счет увеличения неналоговых доходов, включая поступления от управления средствами бюджетов, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства, прочие неналоговые доходы бюджетов;

- обеспечено  привлечение внешних государственных  заимствований от международных  финансовых организаций и по  двусторонним соглашениям для  целей формирования государственных  золотовалютных  резервов.

Исполнение  бюджета в текущем году определяется негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

Объем ВВП в  январе-сентябре 2009 года составил 99,7% к уровню января-сентября 2008 года, производство промышленной продукции – 95,5%, сельского хозяйства – 102,4%, инвестиций в основной капитал – 114,5%, объем внешней торговли товарами и услугами – 61,9%. Инфляция на потребительском рынке за девять месяцев составила 107,9% [12, 19 стр].

Снижение экономической  активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.   В январе-сентябре 2009 года в консолидированный бюджет поступило 44 771,4 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН).  В реальном выражении это на  18,1%  меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за январь-сентябрь 2008 г., (Приложение 2) [13, 19 стр]. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 44,8% (в январе-сентябре 2008 года – 51,2%) [12, 19 стр].

Основными доходными источниками  консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 44,3%. При этом 19,6% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,9% всех доходов консолидированного бюджета (Приложение 1) [12, 21 стр].

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2009 года профинансированы  в сумме  44 805,9 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 465,7 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 8,6% [13, 21 стр].

В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в  области политики расходов бюджета  в  2009 году являются сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.

При сокращении в целом  расходов консолидированного бюджета  по сравнению с январем-сентябрем 2008 года расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 0,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов за девять месяцев текущего года возросли более чем в 1,4 раза в реальном выражении по сравнению с тем же периодом 2008 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-сентябре 2009 года в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,4%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 2,8 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно января-сентября прошлого года сократились в реальном выражении.

Ресурсы бюджета на государственную  поддержку предприятий, главным образом, направлены на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применяется в отношении не всех предприятий,  а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета  в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за девять месяцев 2009 года были на 14,4% ниже уровня того же периода 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 75,3%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 19,5%, субсидии и текущие трансферты – 41,3%, обслуживание государственного долга – 1,7% [13, 22 стр].

Информация о работе Основные цели экономики РБ