Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью работы является изучение основных целей национальной экономики, показателей эффективности действующей модели социально ориентированной экономики Республики Беларусь. Задачи - изучить основные программы, отражающие текущие и стратегические цели развития экономики республики, проанализировать динамику изменения основных показателей эффективности функционирования экономики. Объект исследования – бюджет Республики Беларусь, его динамика и изменение.
Введение
1. Проблемы реформирования экономики Республики Беларусь и выбора его направления
2. Анализ результатов структурной перестройки и перспективы будущих преобразований
2.1. Оценка стратегии экономических реформ и структурных преобразований в Республике Беларусь
2.2. Проблемы развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь
3. Реализация антикризисной политики в национальной экономике Республики Беларусь
4. Итоговые оценки эффективности социально-экономического развития Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2009 гг., %»
Приложение Б «Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей»
В текущем году сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной программы, обеспечив при этом первоочередное финансирование объектов, которые запланировано ввести в действие в текущем году. В целом капитальные расходы за девять месяцев 2009 года профинансированы на 24,4% меньше соответствующего периода 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 15,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 11,2% всех бюджетных расходов.
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Финансовые проблемы, начавшиеся в США летом 2007 г., достаточно последовательно и быстро трансформировались в глобальный экономический кризис, который сегодня оказывает негативное влияние на экономические процессы в большинстве стран мира. Не стала исключением и Беларусь, экономика которой ощущает отрицательные внешние воздействия с осени 2008 г. первопричинами являются: сжатие внешнего спроса на товары и услуги белорусских производителей, резкое сокращение внешних производителей, резкое сокращение внешних и внутренних кредитных ресурсов, определенное несоответствие проводящей внутренней социально-экономической политики меняющимся условиям развития мировой хозяйственной системы.
Результатами стали резкое снижение темпов роста ВВП (101,2% за январь-апрель текущего года), рецессия в промышленности (96,4%), существенное сокращение активности во внешней торговле товарами и услугами (61,3%), падение темпов роста производительности труда и почти двукратное снижение уровня рентабельности реализованной промышленной продукции (с 15,3% в 2008 г. до 8,0% в январе-марте 2009 г.) [18, 14 стр].
Наиболее значительно сократились объемы производства в машиностроении и металлообработке (78,2% по отношению к январю-апрелю 2008 г.); лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (76,6%), легкой (85,9%). Наряду с этим выросли запасы готовой продукции. По отношению к среднемесячному объему производства в фактических ценах они составили на 01.05.2009 г. 93,2% (на 01.05.2008 г. – 51,5%). Наибольший рост запасов наблюдается в станкостроительной и инструментальной промышленности (237,4%), автомобилестроении (в 3,2 р.), легкой промышленности (198,9%) – отраслях и подотраслях с достаточно высоким экспортным потенциалом [19, 14 стр].
Тенденция снижения экспорта товаров и услуг в Беларуси проявилась уже в июле – августе 2008 г., и в январе текущего года он составил лишь 40% от июньского (2008 г.) значения. Объем экспорта товаров за январь – март 2009 г. (в фактических ценах) сократился на 48,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 23,2% - к декабрю 2008 г. При этом падение экспорта в Россию и страны СНГ было более значительным, чем в государства вне Содружества.
Аналогичные процессы были присущи и импорту республики, но с несколько меньшей интенсивностью. Результатом стало возрастание отрицательного сальдо внешней торговли товарами: с 517,2 млн. долл. в июне 2008 г. до – 1100,5 млн. долл. США в декабре. За три месяца текущего года сальдо внешней торговли товарами составило – 1866,3 млн. долл. США и выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,5 раза [18, 14 стр].
Столь существенное
падение экспортно-импортных
Резко сократился физический объем экспорта в Россию – на 32,8% при снижении средней цены на 21,7%. По импорту данные параметры составляют 17,8 и 26,5% соответственно.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что в Беларуси в последнее время инфляционные процессы протекают на фоне рецессии, которая пока носит характер снижения темпов роста, но в ближайшее время грозит перейти в стадию падения объемов производства и ВВП. Ч учетом экспортной ориентации экономики страны выход из этой ситуации предполагает, в первую очередь, активизацию внешнего спроса, что в сложившихся условиях далеко не в полной мере зависит от Беларуси.
Наряду с
этим за последние несколько месяцев
существенно вырос внешний
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов интенсивный рост валового внешнего долга, который приблизился к отметке в 15 млрд. долл. США. Фактором, ограничивающим сегодня внешнее заимствование, является и план по строительству АЭС, для осуществления которого потребуется кредит в размере 9 млрд. долл. [19, 15 стр].
В связи с этим правомерным представляется вывод: увеличивать внешний государственный долг нужно крайне осторожно, одновременно создавая ресурсный потенциал возврата и направляя внешние займы преимущественно на финансирование ранее полученных займов и на подпитку так называемой подушки безопасности. Следовательно, нужно искать новые внутренние ресурсы для подъема экономики. А они находятся в сфере активизации многообразного внутреннего спроса. Следует также усилить работу по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Уже эти два обстоятельства свидетельствуют о том, что в нашей стране антикризисный механизм будет носить сложный характер и основываться на мероприятиях как стагинфляционного, так и антидефляционного свойства. Его сложность предполагает выверенность и четкую последовательность шагов, ориентацию в первую очередь, на решение таких задач как:
- социальная поддержка
слабозащишенных слоев
- активизация экспортного сектора экономики и повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках;
- достижение внешней
- рационализация кредитной системы;
- совершенствование
Реализация этих задач предполагает осуществление, с одной стороны, общесистемных мер, которые будут создавать необходимые условия и фон для проведения стабилизационных действий, с другой – мероприятий в наиболее проблемных сегментах реальной экономики и финансов.
В самом общем виде общесистемные меры включают:
- определение минимальных значений основных социальных индикаторов развития общества, нарушать которые недопустимо и социально опасно. Социальная цена развертывающегося кризиса растет вслед за экономическим спадом и выражается в росте безработицы, снижении доходов населения, увеличении девальвационных и инфляционных потерь, падении общего уровня и качества жизни людей, особенно с его наиболее уязвимых слоев;
- ограничение вмешательства органов государственного управления в хозяйственную жизнь организаций, ведущего к росту запасов готовой продукции на складах. Это позволит пополнить денежную часть оборотных средств, сократить потребности в кредитных ресурсах;
- либерализацию экономической жизни страны, которую следует проводить последовательно и эволюционно, всемерно поддерживая малый и средний бизнес;
- продолжение
реализации комплекса
Ключ к решению проблем снижения социальной цены кризиса лежит, в первую очередь, в производственной сфере. Поэтому важнейшим элементом антикризисного механизма должны стать меры в реальном секторе экономики. Важнейшие из них:
- разработка перспективной (долгосрочной) программы по оздоровлению, модернизации, структурной перестройке на инновационной основе реального сектора;
- повышение
технического уровня и
При этом, к февралю 2010 г. уже наметились определенные результаты реализации антикризисных программ в Беларуси. Об этом свидетельствуют данные Министерства финансов Республики Беларусь.
Таблица 1 – «Данные о состоянии государственного бюджета республики Беларусь на январь 2010 г., млрд. руб.»*
Показатели |
План |
Исполнено |
В % к годовому плану |
Всего доходов |
35522,4 |
216,6 |
6,2 |
из них: |
|||
- налог на прибыль |
3550,7 |
211,3 |
6,0 |
- налог на добавленную стоимость |
12581,4 |
700,4 |
5,6 |
- акцизы |
4562,1 |
177,8 |
3,9 |
Всего расходов |
38222,4 |
2052,9 |
5,4 |
из них: |
|||
- общегосударственные расходы |
14779,9 |
654,6 |
4,4 |
- национальная экономика |
12932,7 |
740,2 |
5,7 |
- расходы на
финансирование социальной |
14779,9 |
654,6 |
4,4 |
Превышение
доходов над расходами (+), |
-2700,0 |
163,2 |
*Источник: [15, 18 стр].
Доходы республиканского бюджета за январь 2010 года сложились в сумме 2,2 трлн. рублей или 6,2 процента годового плана.
Налога на прибыль поступило 211,6 млрд. рублей или 6,0 процентов годового плана. За январь 2010 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 700,4 млрд. рублей или 5,6 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 576,4 млрд. рублей или 5,7 процента годового плана.
По состоянию на 1 февраля 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 102,1 млрд. рублей, что на 43,4 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 1 января 2010 года.
Расходы республиканского бюджета за январь 2010 года составили 2,0 трлн. рублей или 5,4 процента годового плана. Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 0,4 трлн. рублей (6,4 процента), национальной экономики - 0,7 трлн. рублей (5,7 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили около 0,7 трлн. рублей (4,4 процента).
Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за январь 2010 года составил 163,2 млрд. рублей за счет мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств.
Поскольку трансформация национального хозяйства на основе принципов новой экономики повлечет за собой радикальные изменения во всех системах и инструментах, созданных для обслуживания индустриального общества, то они должны быть либо существенно изменены, либо заменены на новые. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в постиндустриальном обществе радикально меняется роль информатики, программного продукта и услуг. Это сектор экономики становится более важным, чем производство материало- и энергоемкой промышленной продукции. Но для этого нужны не только значительные финансовые ресурсы, но и четко выверенная программа действий, основанная на созданном заделе, приоритетах национального развития, интеллектуальных возможностях общества. Поэтому без программно-целевого решения здесь не обойтись:
- увеличение
объемов экспорта и
- поддержка
отраслей экономики, ориентиров
- конкретизация
приоритетов в области
- оптимизация
таможенного регулирования,
- совершенствование
методов и механизмов