Основные этапы и проблемы развития китайских ТНК в 1980-2010-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика этапов развития и формирования китайских ТНК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках исследования решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты интернационализации современного бизнеса и формирования ТНК.
2. Провести анализ структурных изменений экономики страны в период либерализации, которые выдвинули на передний план развитие национальных ТНК.
3.Раскрыть содержание государственной стратегии Китая в области развития, поддержки и продвижения национальных ТНК.
4. Рассмотреть основные этапы формирования транснациональных компаний.
5. Определить приоритеты дальнейшего развития китайских ТНК. Структура работы отражает поставленные задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

для примера - квалификационная работа - телеком ТНК в Китае Бобков_561.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Последовательность стратегий развития китайских ТНК отражает и тот факт, что данные мотивы превалировали и на ранних этапах становления и развития китайских ТНК. В рамках исследования, осуществленного Институтом мировой экономики Фуданьского университета под руководством Бюро экономического взаимодействия Министерства внешних экономических связей КНР в 1989г., были проинтервьюированы представители китайских предприятий из Пекина, Шанхая и провинции Фуцзянь, занимающихся иностранным инвестированием. Были опрошены менеджеры 37 предприятий, 6 из которых были государственными, с приблизительно 160 зарубежными филиалами. Также были опрошены ведущие чиновники Комиссий по внешним экономическим отношениям и торговле. Институт предоставлял анкету, предлагавшую расположить в порядке приоритета 18 причин, по которым компании осуществляли выход на зарубежные рынки. Затем оказавшиеся наиболее значительными причины были сведены в таблицу результатов. Аналогичным образом был проведен опрос той же самой группы респондентов о том, какие выгоды они ожидают от выхода китайских предприятий на зарубежные рынки. Результаты исследования приведены в двух сводных таблицах в приложении 2. Таким образом, с самых начальных этапов выхода китайских ТНК на зарубежные рынки они последовательно преследовали ряд целей, как правило при государственной поддержке и в рамках текущих приоритетов экономического развития страны.

 

 

2.3. Этапы формирования китайских ТНК, 1980 – 2000гг.

Основы образования первых китайских транснациональных компаний были заложены еще в 1950-е годы, сразу после образования КНР, когда начали появляться первые пилотные совместные предприятия в различных сферах экономического сотрудничества, таких как торговля, транспортировка товаров, строительство железных дорог. Также китайцы начали сотрудничество с иностранными предприятиями в области финансов. Надо признать, что политика КНР подразумевала полный контроль государства над такими предприятиями, большинство из которых создавались с целью экономической поддержки и заимствования технологий из СССР в рамках договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Однако в связи с резким ухудшением межгосударственных отношений в начале 1960-х годов практически все программы сотрудничества с иностранными предприятиями были свернуты.

Изменение данной тенденции в сторону появления транснационального инвестирования связано с масштабными реформами и политикой открытости, принятой в 1978 году. Реформы в действительности послужили большим толчком к переходу от социализма к капитализму в области экономики. По крайней мере, так они были восприняты в экономически развитых странах в силу быстрорастущего рыночного сектора в экономике.

 На первоначальном  этапе реформ Госсоветом КНР  было принято решение об организации первых предприятий за границей. Компании, уже имевшие опыт торговли с иностранцами, стали создавать свои представительства за рубежом. Таким компаниям нужно было обязательно получить несколько политических разрешений на ведение деятельности на самом высоком уровне, было необходимо утвердить свои проекты с Госсоветом КНР. Список компаний, ведущих транснациональную деятельность, был крайне мал, а объем их инвестиций ограничен централизованным управлением. Большая часть представительств китайских компаний находилась в Гонконге и Макао, а также в близлежащих восточных странах. Таким образом, эти компании стали участвовать в международном разделении труда за счёт экспорта своей продукции в целях последующей перепродажи в рамках совместных предприятий за рубежом.

Первой компанией, положившей начало инвестиционных процессов китайскими компаниями за рубеж, стала пекинская компания «Френдшип Стор», которая в ноябре 1979 года создала в Токио совместное с японцами предприятие под названием «Кёва». Компания занималась ресторанами китайской кухни в Токио, а также продажей оборудования для китайской пищевой промышленности21.

Другим примером может служить компания «Oбъeдиненные морские международные перевозки», которая была создана совместно Китайской фрахтовой компанией и Гонконгской корпорацией региональных и всемирных перевозок. Головной офис компании был зарегистрирован на Бермудских островах, а основное представительство располагалось в Гонконге.

В общей сложности за начальный период реформ с 1978 по 1985 год усилиями китайских предпринимателей было с нуля создано 189 заграничных компаний с суммарным объёмом инвестиций порядка $298 млн., в том числе китайских – 197 миллионов. Компании осуществляли свою деятельность в 45 странах, хотя большинство из них функционировали в Макао и Гонконге22.

С 1985 года Министерство внешней торговли КНР постановило увеличить объем инвестиций за рубеж. Был создан специальный свод правил ведения внешнеэкономической деятельности, который облегчил выход на внешние рынки для многих предприятий. Процедура согласования была значительно упрощена и доступна каждому предприятию, которое имело стабильные источники дохода, а также проверенного партнера за рубежом. Сделки стоимостью менее $1 млн. могли осуществляться без участия органов власти общенационального значения, достаточно было лишь согласования с местной администрацией. Это позволило увеличить объём зарубежных китайских инвестиций в 7 раз по сравнению с периодом с 1986 по 1991 гг., и довести его до $1395 млн., а также увеличить количество стран-реципиентов китайских инвестиций с 45 до 90.  Транснациональная деятельность китайских компаний велась на тот момент в таких областях, как освоение природных ресурсов, транспорт, промышленная сборка, сфера медицины и др. Таким образом, обозначилась тенденция к выходу на внешние рынки крупных и средних  предприятий, которые не создавались централизованно под ведение внешнеэкономической деятельности, а проявили желание выйти на внешние рынки по собственной инициативе.

 Одним из таких предприятий стала металлургическая компания «Шоуган», которая имела значительный опыт работы на внутреннем рынке КНР, в том числе полученный от СССР в 50-е годы. Компания «Шоуган» не участвовала в транснациональной деятельности до того, как в феврале 1985 года она произвела свои первые инвестиции за рубеж, вложив более $1 млн. в формирование совместного предприятия с гонконгской «Хунда Шиппинг Компани», а к началу 90-х годов «Шоуган» вела свою деятельность на территории Индии, Индонезии, Макао, Малайзии, а также в США и Швейцарии23.

Значимое событие произошло в начале 1992 года, когда бывший китайский лидер Дэн Сяопин во время турне по южным провинциям призвал ускорить реформу экономической системы и внешней открытости. Его выступления привели к тому, что китайское правительство провозгласило ряд мер в рамках стратегии выхода на внешние рынки и обозначило экспортно-ориентируемую направленность экономики. Процедуры согласования внешних инвестиций были значительно упрощены, а количество компаний, изучающих международные рынки, резко возросло.

К концу 1998 г. Китай создал за рубежом 2396 неторговых предприятий, а объём накопленного контрактного капитала китайской стороны достигла 2584 млн. долл. Сферы транснациональной деятельности к тому времени заметно расширились и в отличие от предыдущих периодов охватили перерабатывающую промышленность, строительство, связь и информатику, сельское хозяйство24.

На период с 1999 года была возложена реализация ранее принятых мер и осуществление стратегии «выхода за границу». Этому в значительной степени способствовало вступление Китая во Всемирную Торговую Организацию, а также стимулирующие внешнюю деятельность компаний меры, принятые торговыми и финансовыми ведомствами.

Таким образом, с 1999 года китайская экономика находятся на этапе интенсивного роста масштабов транснациональной деятельности по всему миру. Подробнее о достижениях на новейшем этапе мы поговорим в следующей главе, где также обсудим проблемы и вызовы для современных китайских ТНК.

 

 

ГЛАВА 3.  Развитие и особенности функционирования китайских ТНК в период 2000 – 2010гг.

 

3.1. Масштабы, динамика и отраслевая структура  китайских ТНК.

Наряду с продолжающимся развитием мощной и современной индустриальной экономики, переориентацией национальной экономики на внутренний спрос, одним из важнейших направлений деятельности китайского руководства по обеспечению экономической безопасности являются усилия по поддержке и развитию крупнейших китайских ТНК, поскольку руководство КНР отдаёт себе полный отчёт в том, что бурный экономический рост в предшествовавшие десятилетия стал итогом сильной зависимости Китая от иностранного капитала  и что существенную роль в дальнейшем повышении конкурентоспособности национальной экономики Китая призваны играть собственные транснациональные компании.

Закрепление в стратегических документах китайского руководства установки на поддержку собственных транснациональных компаний произошло на рубеже смены третьего и четвёртого поколения китайских лидеров в 2003 году. Итоговые документы пленума ЦК КПК 2003 года содержит в себе следующее важное положение: в XXI веке, названном в отчётном докладе пленума «веком Китая», страна начнёт реализацию политики «транснационального хозяйствования»25. При этом предполагается развитие деятельности по нескольким направлениям: внешняя торговля, зарубежные капиталовложения, создание транснациональных компаний. Заявленные цели предполагалось осуществить в четыре последовательных этапа:

Первый этап, обозначенный как этап «выращивания групп предприятий», имел своей целью отбор 100 наиболее эффективных групп крупных предприятий, «национальных чемпионов», которые получат поддержку государства, права на зарубежные капиталовложения и экспортное предпринимательство.

На втором этапе, по мысли китайских руководителей, необходимо сосредоточиться на развитии экспорториентированных групп предприятий. Одновременно этот этап был призван стать начальным этапом интернационализации, когда интенсивно набирали бы ход прямые экспортно-импортные операции, создавались за рубежом сбытовые представительства китайских компаний, постепенно расширялась прямая инвестиционная деятельность за рубежом (с использованием различных методов приобретения активов - объединений, слияний, поглощения, установления контроля).

В ходе третьего этапа – этапа «транснационального предпринимательства» экспорториентированных групп предприятий - зарубежная деятельность экспортоориентированных предприятий, по замыслу китайского руководства, должна стать основой бизнеса компаний. Они должны будут создавать свои дочерние компании и филиалы, которые в производственном и хозяйственном плане будут тесно связаны с материнскими, в других юрисдикциях.

Четвертый этап – собственно этап формирования в Китае ТНК в конвенционном понимании. Это – этап, когда международная деятельность финансово-промышленных групп достигнет определённой степени зрелости, а материнская компания развернет свою деятельность во всех уголках планеты, их деятельность в НИОКР, освоении, производстве, сбыте, снабжении сырьём охватит «все наиболее выгодные районы мира» и внутри групп предприятий сложится всестороннее международное разделение труда.

Период 2000-2010 гг. обозначен в докладе Пленума 2003 года как временные рамки реализации задач двух первых этапов, а реализацию задач третьего и четвёртого этапов предполагалось начать с 2010 года по итогам оценки успешности реализации первых двух этапов стратегии.

Стратегическим отношением китайского руководства к развитию собственных ТНК во многом объясняется и мотивационная составляющая процесса создания и эволюции китайских транснациональных компаний. По мотивам внешнего инвестирования китайские предприятия можно разделить на четыре категории, необходимость появления которых вставала на различных стадиях «взросления» китайской экономической системы.

Первая группа компаний, осуществляющих транснациональную деятельность, сформировалась с целью расширения сбыта своей продукции за рубежом. Общепризнанно, что внешняя торговля - традиционный метод освоения рынков китайскими предприятиями. Логичным продолжением выхода на новые рынки стало создание торговых филиалов и дилерских сетей, призванных защищать свою продукцию на уже созданных экспортных рынках, заниматься укреплением репутации китайских производителей и расширением круга клиентов, а также созданием сбытовых сетей. Субъектами внешнего инвестирования данной категории обычно выступали торговые компании и представители отраслей, обладающие традиционно китайскими сравнительными преимуществами, в первую очередь – низкой стоимостью рабочей силы (текстиль, примитивная бытовая электроника), которые создавали свои филиалы в развитых странах и китайских специальных административных районах.

Формирование следующих двух категорий китайских ТНК обусловлено геополитическими мотивами. Исторически КНР крайне прагматично выстраивает систему своих внешнеэкономических связей, демонстрируя стремление китайского руководства обеспечить условия для продолжения устойчивого развития страны. Но, если ранее внешнеэкономическая политика КНР носила весьма умеренный характер и Китай чаще всего выступал в роли принимающей стороны в инвестиционном процессе, то ныне, обладая колоссальными золотовалютными резервами и огромными частными накоплениями, Китай превратился в крупнейшего автора инвестиционного процесса, а внешнеэкономическая деятельность КНР приобрела ярко выраженную экспансионистскую окраску. Разумеется, с учётом настороженного отношения крупнейших экономик мира, в первую очередь – США, к процессу экономического возвышения Китая экспансию китайского капитала необходимо было облачить в «мирные», вполне рыночные формы, именно с этой целью осуществлялась государственная поддержка ТНК из двух категорий, речь о которых пойдёт ниже.

Так, вторая группа ТНК - это компании, занимающиеся инвестированием в ресурсодобывающие отрасли зарубежных стран с целью последующей разработки природных ресурсов для поставок в Китай. Ресурсообеспеченность основными видами углеродного сырья и другими полезными ископаемыми на душу населения в Китае значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильно высоких темпов экономического роста, причём проблема нехватки ресурсов имеет тенденцию к обострению по мере ускорения экономического развития.

Информация о работе Основные этапы и проблемы развития китайских ТНК в 1980-2010-е гг