Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:20, дипломная работа
Целью данной работы является характеристика этапов развития и формирования китайских ТНК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках исследования решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты интернационализации современного бизнеса и формирования ТНК.
2. Провести анализ структурных изменений экономики страны в период либерализации, которые выдвинули на передний план развитие национальных ТНК.
3.Раскрыть содержание государственной стратегии Китая в области развития, поддержки и продвижения национальных ТНК.
4. Рассмотреть основные этапы формирования транснациональных компаний.
5. Определить приоритеты дальнейшего развития китайских ТНК. Структура работы отражает поставленные задачи.
В первую очередь, речь здесь идёт, конечно, об обеспечении энергетической безопасности КНР как важного компонента экономической безопасности в целом. Опора только на собственные или импортные ресурсы с учётом низкой энергетической эффективности и крайне нерациональной структуры энергетического баланса КНР не соответствует ежедневно возрастающим потребностям китайской экономики. В то же время инвестирование в разработку природных ресурсов за рубежом существенно снижает себестоимость производства и является гарантией обеспечения бесперебойных поставок энергоносителей на территорию Китая, что немаловажно, учитывая традиционную географию китайского импорта энергоносителей и политизацию мировой энергетической отрасли. Более подробно проблематика обеспечения энергетической безопасности КНР будет рассмотрена в разделе, посвященном деятельности крупнейшей нефтедобывающей и химической корпорации страны Sinopec.
Важнейшую цель преследует также третья группа компаний - ТНК, ориентированные на получение доступа к передовым технологиям. Через прямые инвестиции и приобретение активов за рубежом (наиболее яркий пример – сделка стоимостью $ 1,75 млрд. по приобретению IBM компанией Lenovo) китайские компании получают доступ к передовым технологиям. При этом у них появляется возможность использовать местный научно-технический, инженерный и управленческий персонал и квалифицированных рабочих. Большая работа проводится представителями крупного китайского бизнеса также и по созданию за границей с нуля новых научно-исследовательских центров. На этой основе в самом Китае в последние годы было создано множество передовых научно-исследовательских центров, технопарков и технологичных бизнес-инкубаторов, расположенных преимущественно в особых экономических зонах. Из страны-реципиента высоких технологий Китай постепенно превращается в экспортёра лучших высокотехнологичных практик (к примеру, российскому инновационному центру «Сколково» принадлежала инициатива заключения в июне 2012 года партнёрского соглашения с крупнейшим китайским технопарком – пекинским парком Чжунгуаньцунь (Z-Park) для сотрудничества в таких областях, как энергоэффективность, биомедицинские технологии, информационные технологии и новые материалы), стремительно нарастает и доля высокотехнологичных товаров в совокупном китайском экспорте.
Наконец, к четвёртой группе предприятий относятся уже зарекомендовавшие себя на мировой арене ТНК несырьевых отраслей, ориентированные на повышение собственной экономической эффективности, причём примеры усилий, направленных на повышение экономической эффективности, со стороны китайских компаний существенно разнятся по своему содержанию. Так, компания TCL перенесла производство цветных телевизоров во Вьетнам, где стоимость рабочей силы ниже, за счёт чего ей удалось существенно сократить издержки, а корпорация Haier осуществила локализацию нишевого производства малогабаритных и винных холодильников в США, что позволило ей экономить на транспортировке и стать лидером местного рынка. Другим примером является опыт шаньдунской Dishang Group, специализирующейся производстве и международной торговле одеждой, которая в период с 2007 по 2009 год осуществила три крупные сделки по поглощению компаний, расположенных в Корее, Франции и Германии с целью приобретения известных международных брендов и дизайнерских возможностей высокого уровня26.
Стратегический подход китайского руководства к развитию ТНК, благоприятная макроэкономическая обстановка (в первую очередь – крупнейшие в мире объёмы накопленных золотовалютных резервов) и новая институциональная среда, обусловленная вступлением КНР в ВТО, принесли свои плоды: в 2000-е годы степень вовлеченности КНР в процессы зарубежного инвестирования в качестве экспортёра предпринимательского капитала выросла настолько, что эксперты заговорили о ключевой роли Китая в изменении направлений мировых инвестиционных потоков. По данным MOFCOM, к концу предкризисного 2007 года около 7 тыс. китайских компаний создали свыше 10 тыс. зарубежных представительств с географией охвата в 173 юрисдикции, а совокупный объём чистых накопленных прямых исходящих инвестиций достиг отметки в $ 118 млрд.27 Динамика роста прямых иностранных инвестиций представлена на графике в Приложении 3.
Кроме того, в рекордный по количеству сделок по слияниям и поглощениям 2008 год китайские ТНК, по данным агентства Thomson Reuters, направили на поглощение компаний за границей $ 46 млрд., превысив сумму, потраченную на эти цели годом ранее на 64,4 %28. Прямой причиной этого стали действия национальных китайских регуляторов, смягчивших контроль в отношении исходящих инвестиций и упростивших бюрократические процедуры для выхода на внешние рынки.
Новое поколение китайских транснациональных компаний уже общепризнанно оказывает значительное влияние на структуру мировых рынков. Согласно рейтингу 500 крупнейших компаний мира по версии Financial Times, в их число входят 43 китайских компании (из них 16 компаний представляют специальный административный район Гонконг)29. При этом высокое второе место в рейтинге заняла китайская нефтяная государственная корпорация PetroChina.
В условиях мирового финансового кризиса большинство китайских государственных корпораций смогли сохранить свою целостность и положение на мировом рынке. Уверенная финансовая позиция китайского правительства и его желание инвестировать за рубежом (Государственная комиссия КНР по надзору и управлению активами в начале кризиса запустила специальную программу поддержки приобретения крупнейшими китайскими предприятиями зарубежных активов) позволили самым крупным государственным компаниям (в основном - ресурсодобывающим) продолжить активную инвестиционную деятельность за рубежом. Немало этому поспособствовал и ход развития мирового кризиса, в результате которого рыночная стоимость многих привлекательных активов по всему миру оказалась значительно снижена. Приобретая на накопленные от экспорта золотовалютные резервы компании, обладающие богатым управленческим опытом, высоким технологическим потенциалом и широко узнаваемыми брендами, ТНК Китая повышают свои конкурентные преимущества за счёт движения в сторону производства продукции с более высокой добавленной стоимостью и предоставляя своим потребителям сервис более высокого качества, обеспечивая тем самым себе лидерские позиции в посткризисный период. Также в кризисные годы активно продолжалось инвестирование со стороны китайских ТНК с целью выхода на новые рынки.
Таким образом, китайские ТНК достигли заметных успехов в деле совершенствования структуры производства, повышения качества и технической составляющей, постепенного укрепления своей совокупной экономической мощи. Вместе с тем нельзя отрицать, что крупнейшие китайские компании до сих пор испытывают сильное воздействие со стороны ряда острых вызовов, выступающих ограничителем дальнейшего роста и требующих скорейшего разрешения.
В первую очередь, обращает на себя экстенсивность методов хозяйствования и нерациональность производственных процессов. Вполне предсказуемо высокие темпы развития китайской экономики в качестве своей оборотной стороны имеют неэффективное энергопользование и высокий уровень загрязнения окружающей среды. К примеру, энергетические расходы Китая на единицу ВВП в 5 раз выше, чем в США и в 3 раза выше, чем в Канаде; расходы металлов в 2-4 раза выше среднемировых; удельные объёмы сточных вод и твердых компонентов загрязнения окружающей среды в Китае также существенно выше, чем в развитых странах30. По мере неизбежного роста во всём мире экологического сознания и экологических императивов при сохранении существующих уровней загрязнения китайским ТНК будет сложнее удерживать завоёванные позиции и развиваться, не говоря уже о негативных последствиях для устойчивого развития китайской экономики.
Кроме того, ТНК Китая по-прежнему обладают ограниченными квалификационными возможностями по разработке и внедрению инноваций. Крупнейшие транснациональные корпорации развитых стран традиционно являются разработчиками технологий и технических стандартов, а китайские предприятия всего лишь заимствуют и копируют чужие технические стандарты. Большинство ведущих китайских ТНК зависят от импортированных технологий, у них недостаточно возможностей для самостоятельного развития, они в большой степени зависят от импорта технологий. Ситуация, сложившаяся в информатике и телекоммуникациях, то есть «технологии в обмен на рынок», повторяется почти во всех отраслях. Автомобилестроение попало в порочный круг: «отсталость - импорт - еще большая отсталость - еще больше импорта» и «слабые возможности - зависимость - еще большая зависимость - еще слабее». Согласно международным нормам, конкурентоспособность компании может быть обеспечена при условии направления не менее 5 % прибыли на НИОКР, в то время как в Китае в 2010 году затраты на НИОКР 500 крупнейших компаний составили в среднем 2,33% реализованного дохода31. Несмотря на вышеупомянутые успехи китайских ТНК в создании инновационных центров в последние годы, представляется, что должно пройти длительное время и требуются значительные усилия, прежде чем китайские компании смогут производить и коммерциализировать полностью оригинальные собственные инновационные технологии.
Ещё одним ограничителем развития китайских ТНК, безусловно, можно рассматривать нехватку всемирно известных торговых марок. сопоставимых по популярности с торговыми марками крупнейших мировых ТНК. В перечень 500 крупнейших мировых торговых марок, составленный в апреле 2005 г., попали лишь четыре торговые марки Китая, среди которых наиболее высокое - 89-е - место заняла торговая марка «Хайэр». По оценке бывшего заместителя министра торговли Вэй Цзяньго, лишь 20% китайских предприятий-экспортёров продают изделия собственных торговых марок, а доля таких изделий в общем объеме экспорта Китая менее 10%32. Однако, очевиден прогресс: в 2010 году в перечень 500 наиболее влиятельных брендов попали уже 17 китайских торговых марок33.
И, наконец, важнейший ограничитель развития китайских ТНК – сильная зависимость от государства. Парадокс здесь состоит в том, что афилированность с государством и наличие административного ресурса ранее позволили достичь впечатляющих темпов развития и достаточно ровно преодолеть острую фазу экономического кризиса, однако сохранение неизменным существующего положения дел может быть чревато ослаблением позиций китайских ТНК, связанным как с экономическими, так и с политическими проблемами. Если говорить об экономике, то в этом смысле китайские ТНК, привыкшие в случае необходимости опираться на помощь государства, могут попросту оказаться неконкурентоспособными в случае изменения рамочных условий своей деятельности или срабатывания потенциально опасных «детонаторов», о которых мы говорили ранее. Большинство китайских ТНК достигли рыночных результатов не благодаря конкурентным преимуществам, а опираясь на преимущества, сформировавшиеся и накопившиеся за десятилетия плановой экономики. У ряда предприятий механизм хозяйствования не соответствует новым формам рыночной конкуренции, и, более того, они ограничены отношениями административного подчинения
Политические проблемы, с которыми могут столкнуться китайские ТНК, обусловлены, во-первых, недоверием, всё же существующим в отношении китайского коммунистического режима, а во-вторых, ростом протекционистских настроений в мире по мере развития кризисных явлений в мировой экономике. Несмотря на потребность в финансовых вливаниях извне, во многих странах, привлекательных для Китайских инвестиций не ослабевает настороженное отношение к экспансионистским планам китайского капитала, выражающееся в форме сопротивления возможным сделкам по слияниям и поглощениям с участием китайского капитала. К примеру, в 2009 году австралийское антимонопольное ведомство заблокировало предложение китайского холдинга China Minmetals о покупке цинковой компании OZ Minerals по соображениям национальной безопасности34.
Для ответа на вышеупомянутые вызовы и успешного развития китайских ТНК руководству крупного китайского бизнеса необходимо сосредоточить своё внимание на решении следующих основных проблем.
Во-первых, максимально ускорить трансформацию собственного бизнеса. С одной стороны, такая работа должна включать реорганизацию системы и усовершенствование структуры управления компаниями с использованием заимствованного опыта крупнейших мировых лидеров бизнеса и ведущих мировых управленческих практик. В отличие от крупнейших мировых ТНК, для которых главным средством выживания и развития всегда являлась конкуренция, китайские предприятия длительное время действовали отнюдь не по рыночным законам, а в основном в соответствии с государственной политикой. Для успешного ведения транснациональной хозяйственной деятельности необходимо соответствовать условиям рынка с постоянно обостряющейся конкуренцией.
С другой стороны, трансформация китайских ТНК должна иметь своей целью переход от производства на основе использования традиционных конкурентных преимуществ (главным образом, дешевизны рабочей силы) к повышению технологичности производства и инновационному росту, повышению конкурентоспособности за счёт узнаваемости брендов и более высокого качества предлагаемых товаров и услуг. Кроме того, для компаний, только планирующих выход на внешние рынки, крайне важно определиться со стратегией, будь то выбор товарной ниши либо выбор конкретного рынка сбыта. Существенное внимание стоит также локальным культурным и ментальным особенностям, особенностям ведения бизнеса в той или иной стране, с тем чтобы каждому отдельному рынка соответствовала подходящая маркетинговая стратегия. Большая осведомлённость о местных реалиях также позволит китайским ТНК изыскать новые, перспективные направления деятельности.
Во-вторых, и это задача, прежде всего, для руководства КНР, вновь проанализировать возможности, предоставляемые процессами глобализации и внести соответствующие коррективы в рамочные условия ведения бизнеса как на национальном уровне, так и для компаний, стремящихся осуществлять транснациональную деятельность. Китай, конечно, уже многим обязан глобализации, однако результаты могут ещё более впечатляющими, если удастся поменять существующие неэффективные институты, коллективистский подход китайского общества, являющийся тормозом для развития рыночной экономики, и донести до широких масс основные принципы устройства международного бизнеса и логику развития бизнес-процессов. Руководители китайского бизнеса должны понимать, что, хотя большинство из них и прошло острую стадию мирового кризиса достаточно безболезненно, это не означает того, что абсолютно всё было сделано правильно. Им ещё предстоит многому учиться и накапливать управленческий опыт. Не менее важным представляется и вопрос передачи опыта молодым специалистам и подготовки нового поколения управленческих кадров, развития человеческого капитала в самом широком смысле этого слова. Расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности.
Информация о работе Основные этапы и проблемы развития китайских ТНК в 1980-2010-е гг