Основные этапы и проблемы развития китайских ТНК в 1980-2010-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика этапов развития и формирования китайских ТНК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках исследования решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты интернационализации современного бизнеса и формирования ТНК.
2. Провести анализ структурных изменений экономики страны в период либерализации, которые выдвинули на передний план развитие национальных ТНК.
3.Раскрыть содержание государственной стратегии Китая в области развития, поддержки и продвижения национальных ТНК.
4. Рассмотреть основные этапы формирования транснациональных компаний.
5. Определить приоритеты дальнейшего развития китайских ТНК. Структура работы отражает поставленные задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

для примера - квалификационная работа - телеком ТНК в Китае Бобков_561.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Крупные китайские предприятия отличаются от 500 ведущих мировых ТНК небольшим масштабом и слабой конкурентоспособностью. Только наращивание масштабов и потенциала могут обеспечить успех стратегии «выхода за границу». Чтобы добиться прорыва на внутреннем и внешнем фондовом рынке, необходимо создавать и совершенствовать современную систему предприятий, путем поглощения, укрупнения и передачи прав собственности активно наращивать масштабы предприятий. Многие из 500 ведущих предприятий мира достигли нынешнего масштаба путем десятков и сотен преобразований. Если китайские предприятия будут накапливать капитал в привычном порядке, они вряд ли смогут быстро сократить разрыв с транснациональными корпорациями. Предприятия, вышедшие за границу, должны иметь свои ключевые товары, рынки и технологии. На китайских предприятиях низкий уровень научно-технических разработок, не хватает совершенных технологий, слаба способность к инновациям и усвоению передовых зарубежных технологий. Хотя китайские предприятия постоянно увеличивают вложения в науку и технику, однако их масштабы намного ниже темпов развития предприятий. Только увеличивая ассигнования на научные разработки, расширяя пути технологической инновации, можно повысить конкурентоспособность.

Наконец, в-третьих, китайским властям, возможно, стоит задуматься о корректировке стратегии внешнеэкономической политики. Агрессивная экспансионистская политика при поддержке государства зачастую отпугивает потенциальных партнёров. Необходимо изменить существующий подход, согласно которому поглощение происходит часто ради самого поглощения, любой ценой, для того чтобы обезопаситься от возможной агрессии со стороны конкурентов. Гораздо более эффективным может стать стратегия установления альянсов, во-первых, между китайскими ТНК для осуществления совместной инвестиционной деятельности без опоры на государство, а во-вторых, между китайскими и зарубежными ТНК во избежание агрессивных поглощений. Это позволит повысить доверие к Китаю и китайскому бизнесу и проложит дорогу к взаимовыгодному сотрудничеству с представителями зарубежного бизнеса, которое в противном случае могло бы быть заблокировано национальными регуляторами стран-реципиентов китайских инвестиций.

 

3.2. Характерные  черты китайских ТНК на примере  компаний Sinopec и China Mobile Communications.

Для более полной характеристики современного этапа развития китайских ТНК представляется необходимым анализ двух компаний, активно действующих как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а именно крупнейший в Китае нефтяной и химический конгломерат Sinopec, а также крупнейшего оператора мобильных услуг в Китае и мире China Mobile.

3.2.1. Sinopec – лидер китайской энергетики с высоким потенциалом внешнеэкономической экспансии.

Исторически Китай импортирует углеводородное сырье из политически нестабильных регионов Ближнего Востока, имеет давние энергетические контакты с Ираном, при этом существующие маршруты доставки, главным образом морские – весьма протяжённы и уязвимы с точки зрения безопасности. В этой связи субъекты инвестирования такого рода, каковыми обычно являются крупные государственные предприятия, такие как CNPC или Sinopec, занимаются активной экспансией в более стабильные с точки зрения безопасности поставок регионы мира. Китайские ТНК скупают нефтегазовые активы, занимаются геологоразведкой и добычей энергоресурсов в самых разных регионах мира, богатых природными ресурсами, в беднейших странах Африки, в Южной и Центральной Азии, в Латинской Америки. Кроме того, они стремятся наладить партнёрские отношения с наиболее высокотехнологичными энергетическими компаниями США, предоставляют многомиллиардные кредитные линии под российские инфраструктурные проекты энергетической отрасли, активно взаимодействуют с той же Россией в сфере атомной энергетики и европейскими компаниями по вопросам, связанным с альтернативной энергетикой. Не менее значимым игроком китайские компании стали и на других сырьевых рынках, а также на мировом продовольственном рынке. Это является залогом обеспечения экономической безопасности КНР и одновременно позволяет решать важную геополитическую задачу накопления Китаем так называемой «мягкой» силы.

Возглавляют глобальный поиск Китая новых источников нефти и газа три крупнейших национальных нефтяных компании: Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC), Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация (China National Offshore Oil Corporation, CNOOC) и Китайская нефтяная и химическая корпорация, широко известная как Sinopec. Китайская химическая корпорация Sinochem также является крупным игроком в переработке и исследовании газовых месторождений, и постепенно начинает заниматься также разведкой нефтяных месторождений и производством нефти, хотя в настоящее время данная компания еще не вошла в лиге большой ройки энергетических гигантов Китая. Перечисленные компании составляют так называемую группу конгломератов, или цзихуан (кит. 集团), все их штаб-квартиры расположены рядом друг с другом вдоль второй кольцевой дороги Пекина, известной как «ряд конгломератов» (кит. 集团路). Sinopec и CNPC являются двумя крупнейшими государственными предприятиями в Китае. Вместе с CNOOC, эти три компании составили 24,1% общей выручки от продаж, 23,5% дохода и 40% налогов, собранных с государственных предприятий в 2007г.35 Sinopec стабильно укрепляла свои международные позиции, и к 2012г. стала пятой крупнейшей транснациональной корпорацией в мире по версии рейтинга Fortune Global 500.

Происхождение крупнейших энергетических конгломератов различается, что отражается в различном спектре их операций в настоящем. Sinopec и CNPC ведут свое происхождение от государственных монополий, созданных в 1950-е гг. Министерством нефтяной промышленности и Министерством химической промышленности. CNPC была в первую очередь ориентирована на добычу нефти и газа внутри страны, в то время как задачей Sinopec являлись переработка, маркетинг и нефтехимическое производство. Также наблюдалось и явная географическая разбивка деятельности компаний: CNPC контролировала северный Китай, а Sinopec – южные регионы. В 2000 и 2001гг. компании осуществили первичное размещение акций с целью увеличения капитала и последующего расширения за рубеж.36

В рамках радикальной крупномасштабной реорганизации государственных министерств и агентств, инициированной премьером Чжу Жунцзи в 1998г. китайское руководство обозначило своей целью повышение эффективности и усиление рентабельности крупнейших государственных компаний, в результате чего все три ресурсодобывающие компании были зарегистрированы как корпорации. У них появилось больше возможностей вести бизнес, основываясь на доходности, нежели чем на государственных директивах, а также вести бизнес на более глобальном уровне. Центральной идеей реорганизации было более четкое разделение труда между структурами, ответственными за конкретные виды производства, а именно либо за операции по добыче и производству нефти, либо по переработке и маркетингу.  Предполагалось, что такое разделение внесет элемент конкуренции и большей эффективности с долгосрочной ориентацией на создание конкурентоспособных на международном уровне энергетических компаний, которые были бы способны заполучить более крупные доли в международной добыче, производстве, переработке и маркетинге. После реорганизации CNPC передала Sinopec часть активов в сфере добычи и производства нефти. Сохранение государственной собственности и государственных инвестиций рассматривалось как конкурентное преимущество перед ведущими мировыми нефтяными компаниями.

Цели, обозначенные при начале реорганизации были достигнуты. Во многом аналогично рынку телекоммуникационных услуг, рассматриваемом далее, сформировавшаяся по итогам реорганизации структура рынка нефтяных компаний стала характеризоваться как «олигополистическая конкуренция». В ее рамках устранялись и рационализировались созданные по Советский модели громоздкие бюрократические структуры, превратившиеся в итоге в ориентированные на международную торговлю транснациональные корпорации.

Период после описанных структурных изменений в нефтяной отрасли Китая стал временем бурного роста и диверсификации деятельности для Sinopec. Сегодня Sinopec является интегрированной химической и нефтяной компанией, вовлеченной в разведывание и торговлю нефтью и газом, а также сопряженными продуктами. Компания по-прежнему является крупнейшим переработчиком нефтяных продуктов в Китае, но также она значительно расширила свое глобальное присутствие, осуществляя крупные инвестиционные проекты в Алжире, Анголе, Австралии, Эквадоре, Иране, России и Саудовской Аравии. Sinopec была первой компанией, которая в партнерстве с BP осуществила глубоководную разведку у побережья Анголы, а также ведет разведку газовых месторождений в Саудовской Аравии. Приобретение в 2009г. расположенной в Швейцарии компании по разведке месторождений Addax Petroleum стало крупнейшим поглощением, осуществленным китайской компанией над иностранным предприятием37. В 2010г. Sinopec приобрел 18% в глубоководном газовом проекте, осуществляемом Chevron в Индонезии38. Компания также приобрела права на разведку месторождений в нефтеносных песках в Колумбии и Канаде, а также акции в нефтяных компаниях Бразилии, Швейцарии, России и Казахстана. Sinopec располагает крупными перерабатывающими мощностями в Иране.

Тем не менее, необходимо отметить и сложности, с которыми компания сталкивалась в процессе своего развития. Коррупция является крупной проблемой для китайской экономики и общества в целом, и несмотря на активные государственные меры по борьбе с ней, в 2009г. один из старших менеджеров компании был уличен в получении более чем 28 миллионов долларов взятками, за что был приговорен к смертной казни. В 2011г. причиной отставки исполнительного директора компании Су Шулиня стал скандал, связанный с непомерными тратами на представительские расходы внутри Гуандунского офиса компании39. Как и многие другие игроки на глобальном рынке нефтедобычи, Sinopec часто становится объектом критики организаций по защите окружающей среды, в результате чего компанией была разработана стратегия по «зеленому» развитию и уменьшению выбросов углеводородов40. Наконец, многие из регионов, где компания ведет деятельность, отличаются политической нестабильностью, что может представлять опасность как для стабильного функционирования, так и для жизней сотрудников компании. Так, в 2007г. группа сомалийских повстанцев атаковала буровую вышку Sinopec в пустыне Огаден на востоке Эфиопии, в результате чего погибли 9 китайских рабочих, а еще 7 были похищены, однако впоследствии освобождены41.

 

3.2.3. China Mobile Communications на мировом рынке ИКТ.

Телекоммуникационная инфраструктура Китая растёт впечатляющими темпами. Особенно интересен тот факт, что развитие этой отрасли произошло за крайне короткие сроки: в 1982г. Китай инвестировал всего лишь 0,2% ВВП в телекоммуникации, однако уже к 2005г. стандарты телекоммуникационной инфраструктуры и обеспеченность населения средствами связи достигли уровня стран со средним уровнем доходов42. В начале периода экономических реформ Министерство почты и телекоммуникаций сохраняло монополию в сфере телекоммуникаций, выступая одновременно и в качестве регулятора, и в качестве поставщика услуг. Домашние телефоны были предметом роскоши для большинства населения и при существовавших уровнях дохода приобретение телефона было недоступно для большинства населения. К концу 1989г. на 100 домохозяйств насчитывался всего 1 телефон.

Тем не менее, начиная с 1990-х гг. ситуация радикально изменилась. Базовые стратегии в телекоммуникационной сфере изменялись по мере того, как государство осознавало важность развития телекоммуникаций для общего экономического развития. В 1993г. Министерство почты и телекоммуникаций разделило сферы предоставления услуг и надзора, передав первые в ведение созданной для этой цели компании China Telecom, на сегодняшний день являющейся самым крупным оператором стационарной телефонной связи в Китае43. В 1997г. в рамках реструктуризации компании была выделена China Mobile Limited, ставшая к настоящему времени не только самым крупным оператором в Китае, но и крупнейшей компанией мобильных коммуникаций в мире44. Год спустя была основана компания-конкурент, находившаяся, тем не менее, также под государственным контролем – China United Telecom, также известная как China Unicom. Была значительно изменена ценовая политика, в результате чего установка телефонов и предоставление услуг связи стало высоко прибыльным бизнесом. Период ожидания установки телефона сократился с нескольких лет до 3-6 месяцев, и несмотря на по-прежнему высокую стоимость установки телефонов, спрос значительно вырос. Инвестиции в телекоммуникационный сектор стремительно выросли, достигнув 1,5% ВВП в 1993г., и с тех пор оставались на приблизительно таком же уровне. Телекоммуникационные компании несколько раз реорганизовывались, однако базовая модель отрасли сохранялась, представляя собой олигополию из государственных центрально контролируемых компаний, функционировавших согласно принципам рынка.

Быстро растущие уровни дохода китайского населения стимулировали активный спрос, а технический прогресс позволил значительно снизить издержки создания и развития современной телекоммуникационной отрасли. Использование достижений НИОКР позволило Китаю сделать прыжок в развитии передовой телекоммуникационной инфраструктуры, а создание адекватной институциональной системы обеспечило ее устойчивость. Под институциональной системой понимается китайская модель, при которой между компаниями существует определенный уровень конкуренции в комбинации с существенной степенью монопольной силы, что позволяет обеспечить высокую доходность. Одной из интересных особенностей такого развития является то, что Китай создал национальную телекоммуникационную инфраструктуру без участия иностранного капитала. Одним из условий допуска Китая в ВТО в 2001г. было допущение иностранного участия в телекоммуникационные сети, и к концу 2005г. в Китае было разработано и принято соответствующее законодательство, однако до сих пор иностранные компании имеют малые доли в сфере телекоммуникаций Китая (к примеру, испанская Telefonica Internacional является держателем 5,01% акций China Unicom45).

Таким образом, в результате активной государственной политики по развитию телекоммуникаций сформировался рынок, крупнейшими игроками на котором являются три упомянутые компании: China Telecom, China Unicom и China Mobile. Доли, которые занимают эти компании на рынке мобильных услуг Китая, составляют, соответственно, 10%, 20% и 70%46. Через короткое время после своего основания компания была зарегистрирована на Нью-Йоркской фондовой бирже и на фондовой бирже Гонконга (22.10.1997г. и 23.10.1997г. соответственно). В настоящее время компания является крупнейшим поставщиком мобильных услуг на материковом Китае и располагает крупнейшей в мире моибльной сетью и клиентской базой. China Telecom стабильно входит в рейтинги ведущих компаний по версии журналов Financial Times и Forbes, с кредитным рейтингом Аа3 агентства Moody’s и АА- агентства Standard & Poor’s, что соответствует кредитному рейтингу КНР в 2012г.47.

Рассмотрение China Mobile как крупнейшей из телекоммуникационных компаний КНР не только характеризует внутренний рынок телекоммуникаций и приоритеты развития Китая, но и тенденции внешнего инвестирования в рамках политики Пекина по поддержке выхода китайских компаний на глобальный уровень, поскольку в долгосрочную стратегию развития компании входит активное расширение на зарубежные рынки. Можно выделить два приоритетных направления выхода на зарубежные рынки: во-первых, как и многие глобальные конкуренты, компания стремится увеличить своё присутствие на рынках развивающихся стран. Во-вторых, европейский регион также рассматривается как потенциально перспективное направление, несмотря на насыщенность рынка.

Информация о работе Основные этапы и проблемы развития китайских ТНК в 1980-2010-е гг