Основы теории государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России; выделить основные направления государственного регулирования; раскрыть экономические и административные методы государственного регулирования и проблему их эффективного сочетания; познакомится с формами и методами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты, цели государственного регулирования и денежно-кредитной политики; узнать о фискальной политики государства; определить роль Центрального банка и познакомиться с государственным бюджетом и долгом.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Необходимость государственного регулирования экономики . . . . . . . . 4
Основная часть.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Экономические и административные методы государственного регулирования, проблема их эффективного сочетания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Экономическая политика: субъекты, цели, методы осуществления. . . . . 8
5. Фискальная политика государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
7. Государственный долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты. . . . . . .26
9. Роль Центрального банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.22 Кб (Скачать файл)

Существует  ещё одна классификация методов  реализации экономической политики на основе организационно-институциональных  критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и  институциональные методы[5].

Административные меры.                                                                        Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.                                                       Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.[11]                                                                 

Экономические меры.                                                                                                      К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:                                                              1.финансовую политику, в том числе бюджетную, фискальную политику;                           2. денежно-кредитную (монетарную) политику;                                         3.экономическое программирование и планирование;                  4.прогнозирование.[11]

Институциональные меры.                                                        Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».

Различными  вариантами распространения институциональных  форм являются[5]:

  • структура органов исполнительной государственной власти, непосредственная задача которых — практическая реализация целей правительства;
  • формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности;
  • разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;
  • поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
  • правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов;
  • участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка, большая восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие).

        Применение методов реализации экономической политики Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.           В рамках Фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоёв населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).              Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.                          В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым - на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объёмы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние роль на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.                                                                                                      Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.                                                                                                  Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.     

                                                                                                                              Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  1. Установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. Установление минимальной величины заработной платы;
  3. Установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. Государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

    Государственное регулирование сферы НИОКР1 позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.              Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, такой эффект получил название «Эффект кобры».

5. Фискальная политика государства.

    Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

    Современная фискальная  политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

    К прямым относятся  способы бюджетного регулирования.  За счет бюджета финансируются:  а) затраты на расширенное воспроизводство;  б) непроизводительные расходы  государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований; г) проведение  структурной политики; д) содержание  оборонно-промышленного комплекса  и др. 

   С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную здесь роль играет система налогообложения.  Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

   -пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

   -регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

   -прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).[4;стр.479]

Я считаю, наиболее справедливым является прогрессивный  налог, однако процентное повышение  налога не должно быть значительным, чтобы  не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как  они в большинстве случаев  перекладываются на потребителей, в  доходе которых одна и та же сумма  занимает различную долю.

    В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  методов финансового регулирования  экономики различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) политику автоматических стабилизаторов. Проанализируем их подробнее.

    Дискреционная политика – означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

    Первая зависимость состоит  в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возраста выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

    Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов  уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

    Указанные зависимости  используются в дискреционной  политике для воздействия на  экономический цикл. Разумеется, эта  политика различается на разных  фазах цикла.

    Например, при кризисе  проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

    Когда происходит инфляционный  рост производства (подъем, вызванный  избыточным спросом), то правительство  проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и уменьшается объем ВНП.

    Второй вид фискальной  политики – политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение  на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

    На фазе кризиса налоговые  поступления автоматически уменьшаются  и тем самым сокращается сумма  изъятий из доходов фирм и  домашних хозяйств. Одновременно  возрастают выплаты социального  характера, в том числе пособия  по безработице. Значит, увеличивается  покупательная способность населения,  что помогает преодолеть спад  производства.

    Таким образом, налогообложение  имеет очень большое значение  в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим фискальная  политика государства должна  быть направлена на совершенствование  налогового законодательства и  практики сбора налогов. [4;стр.480]

                  6. Государственный бюджет.

                   Бюджет: роль и источники доходной части.

    Государственный  бюджет – это баланс доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

    Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета.

    Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.[3;стр.230]

    Путем  изменения уровня расходов и  налогообложения правительства  могут регулировать объем совокупного  спроса. В связи с этим различают  два вида бюджетной политики:

   1. Экспансивную (расширенную) политику, которая выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения. Это позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять рост национального хозяйства;

    2. Рестриктивную (ограничительную) политику, при которой уменьшаются расходы государства и повышаются налоги. Таким способом ослабляется инфляция и нормализуется хозяйственное положение.[4;стр.483]

    Важнейшие  части государственного бюджета  – это его доходная и расходная части.

Государственный бюджет




           Расходная часть

Показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Информация о работе Основы теории государственного регулирования экономики