Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России; выделить основные направления государственного регулирования; раскрыть экономические и административные методы государственного регулирования и проблему их эффективного сочетания; познакомится с формами и методами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты, цели государственного регулирования и денежно-кредитной политики; узнать о фискальной политики государства; определить роль Центрального банка и познакомиться с государственным бюджетом и долгом.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики . . . . . . . . 4
Основная часть.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Экономические и административные методы государственного регулирования, проблема их эффективного сочетания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Экономическая политика: субъекты, цели, методы осуществления. . . . . 8
5. Фискальная политика государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
7. Государственный долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты. . . . . . .26
9. Роль Центрального банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Существует
ещё одна классификация методов
реализации экономической политики
на основе организационно-
Экономические меры.
К
экономическим мерам относят:
Различными
вариантами распространения
Государственное регулирование сферы НИОКР1 позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект. Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, такой эффект получил название «Эффект кобры».
5.
Фискальная политика
Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым относятся
способы бюджетного
С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную здесь роль играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.
-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
-прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).[4;стр.479]
Я считаю, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.
В зависимости от характера
использования прямых и
Дискреционная политика – означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.
Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возраста выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Указанные зависимости
используются в дискреционной
политике для воздействия на
экономический цикл. Разумеется, эта
политика различается на
Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и уменьшается объем ВНП.
Второй вид фискальной политики – политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.
На фазе кризиса налоговые
поступления автоматически
Таким образом,
6. Государственный бюджет.
Бюджет: роль и источники доходной части.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета.
Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.[3;стр.230]
Путем
изменения уровня расходов и
налогообложения правительства
могут регулировать объем
1. Экспансивную (расширенную) политику, которая выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения. Это позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять рост национального хозяйства;
2. Рестриктивную (ограничительную) политику, при которой уменьшаются расходы государства и повышаются налоги. Таким способом ослабляется инфляция и нормализуется хозяйственное положение.[4;стр.483]
Важнейшие
части государственного
Государственный бюджет |
Расходная часть |
Показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. |
Информация о работе Основы теории государственного регулирования экономики