Особенности мониторинга муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:06, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности мониторинга муниципального хозяйства
Задачи работы:
1. Рассмотреть общие положения о мониторинге
2. Проанализировать содержание мониторинга муниципального хозяйства.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения о мониторинге муниципального хозяйства 4
2. Содержание мониторинга 14
Заключение 19
Список использованных источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

особенности мониторинга муниципального хозяйства.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В новых условиях хозяйствования в России все большее внимание уделяется реформированию экономических и социальных отношений, которые неразрывно связаны с основами управления развитием субъектов местного самоуправления.

Приоритетными задачами органов местного самоуправления в системе экономики муниципального образования являются: создание условий для стабильного экономического развития хозяйствующих субъектов, действующих на территории; поддержание необходимого уровня жизни и социального обеспечения населения; решение экологических проблем.

Главная задача социальной муниципальной политики состоит в том, чтобы устранить или сгладить те диспропорции, которые появились вследствие отстранения от решения социальных проблем в предшествующие годы неэффективного управления социальными процессами, в том числе и на муниципальном уровне. Современный подход к решению социальных проблем в муниципальном образовании направлен на создание достойных условий жизни людей. Именно от эффективности координации и обоснованности принимаемых решений по социально-экономическому развитию субъектов местного самоуправления во многом зависят уровень экономического развития, в том числе уровень жизни населения, состояние социальной сферы и своевременность решения экологических проблем. Разработка стратегических направлений развития муниципального образования, формирование задач, необходимых для достижения стратегических целей является одним из главных этапов реализации стратегического подхода к управлению. Это необходимо для конкретных видов деятельности, для определения основных направлений, позволяющих достигать желаемого эффекта в долгосрочной перспективе. Устойчивое развитие муниципального образования во многом зависит от правильности, целесообразности формирования стратегических целей развития и от того, насколько принимаемые управленческие решения, направленные на решение краткосрочных задач, будут согласованы с этими стратегическими целями.

Цель работы: изучить особенности мониторинга муниципального хозяйства

Задачи работы:

1. Рассмотреть общие положения  о мониторинге

2. Проанализировать содержание мониторинга муниципального хозяйства.

 

 

 

  1. Общие положения о мониторинге муниципального хозяйства

 

Муниципальное хозяйство имеет целью решение местных вопросов, т.е. вопросов местного значения. Результатом такой деятельности пользуются все жители муниципального образования, они выступают «заказчиками» услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйства. В основе данного процесса находится осуществление собственных полномочий органами местного самоуправления1 (рис. 1).

 

Рис. 1. Система муниципального хозяйства

Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого, можно выделить три элемента в системе муниципального хозяйства: органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения муниципального образования; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их устав, назначают и увольняют их руководителей; a предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Их взаимоотношения с органами местного самоуправления построены на договорной основе, что дает право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность2. Можно рассмотреть трактовку субъектов муниципального хозяйства, предложенную Ю.В. Филипповым и Т.Т. Авдеевой. Они также выделяют три элемента муниципального хозяйства:

  • домашние хозяйства;
  • предпринимательский сектор;
  • местное правительство.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения муниципального образования. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Проблема эффективности любого вида производства и обслуживания, любой человеческой деятельности и, пре- О жде всего, управления является в наше время сверхактуальной, жизненно необходимой с точки зрения перспек- Q тив развития и в то же время крайне слабо проработанной теоретически и совсем мало освоенной практически. О Доктор юридических наук, профессор, Григорий Васильевич Атаманчук, заведующий кафедрой государственного управления и правообеспечения государственной службы РАГС в своей книге «Управление: сущность, ценность, эффективность» приводит сразу несколько трактовок понятия эффективности. По его мнению, рассматривая термин «эффективность», большинство ограничивается смыслом латинского термина «effectus» - действие (какой-либо причины, силы, результата, следствия чего-либо), а также «effectivus» - производительный, действенный и сводит, как правило, его проявление к области экономики.

Экономическая эффективность3

разница между результатами экономической деятельности (продуктом в стоимостном отношении) и затратами, произведенными для их получения и использования; это - прибыль; наоборот - ущерб, убыток;

разница между исходной и достигнутой «абсолютной» экономической эффективностью рассматриваемой экономической системы при ее изменении или изменении условий ее существования.

Аналитики Всемирного банка применительно к государству так трактуют эффективность: под потенциалом государства понимается способность эффективно производить и пропагандировать коллективные мероприятия; эффективность - это результат использования данного потенциала для удовлетворения спроса общества на соответствующие блага4.

Эффективность управления5 - достижение наилучших результатов в возможно короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии. А так как управление направлено на достижение какого-либо результата, оно должно быть результативным6. Результативность использования

бюджетных ресурсов государства является заботой не только молодой, становящейся демократии в России, но и стран-ветеранов демократии, таких как Великобритания, Франция, Швеция, США и др.

Системы управления расходами складывались в течение многих лет, отражая растущие задачи государства и, следовательно, его бюджет. На ранних этапах бюджет рассматривался как финансовый план, в котором особое внимание уделялось механизмам платежей, учета и отчетности. Позднее были признаны его экономические аспекты и сам бюджет стал восприниматься как основное орудие экономического планирования, макроэкономической стабилизации и роста. А с относительно недавнего времени бюджет воспринимается, помимо всего прочего, в качестве всеобъемлющего процесса распределения ресурсов и распоряжения ими, при котором особое внимание уделяется сопоставлению затрат с результатами. Управление расходами - сложный процесс, способствующий своевременному и действенному принятию решений относительно использования государственных средств. Оперативная основа управления расходами состоит из трехступенчатого административного процесса.7

определения политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов;

распределения ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей;

обеспечения выполнения конкретных задач экономным, эффективным и действенным образом. В практической плоскости эти этапы соответствуют составлению финансового плана (мыслительный процесс), разработке бюджета (создание оперативно-правовой основы) и исполнению бюджета (процесс действий).

Если рассматривать проблему эффективности расходов в целом, то эффективность расходов бюджетных средств во многом определяется8.

1) целевым расходованием средств бюджетополучателями;

2) эффективность расходов непосредственно зависит от своевременности выделения бюджетных средств;

3) от качества контроля за использованием средств по назначению.

В федеральном законодательстве до недавнего времени не содержалось четкого определения терминов, относящихся к эффективности в бюджетной сфере. Хотя эффективность бюджетного процесса упоминается в нормативных документах последних лет настолько часто, что само это понятие многими воспринимается как вполне очевидное, не требующее каких-либо дополнительных разъяснений.

Эффективность связана с эффектом через затраты ресурсов, необходимых для осуществления процесса, в результате которого был получен эффект (результат).

Проектируя и исполняя бюджет, приходится решать все ту же основную задачу экономики - получение максимального объема благ в условиях ограниченности ресурсов. Понятно, что если для получения всех или большинства общественно востребованных благ (полезных эффектов) располагаемых средств бюджета недостаточно, необходимо делать выбор, от каких благ пока отказаться, а на какие выделить финансирование. На практике этому соответствует «конкурсный отбор» программ и мероприятий, претендующих на бюджетное финансирование.

Показатели эффективности необходимо использовать на всех стадиях бюджетного процесса. Поэтому показатели эффективности должны содержаться как в материалах, представляемых одновременно с проектом бюджета, программы или мероприятия, так и в материалах, содержащих информацию об исполнении бюджета. Одним из таких материалов является «Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности органов местного самоуправления...» субъектов РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р ежегодно проводится анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районо всех субъектов Российской Федерации (далее - органов местного самоуправления) по следующим сферам: экономическое развитие (дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности), доходы населения, здоровье, дошкольное и дополнительное образование детей, образование (общее), физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления.

Формирование Сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов производится в несколько этапов.

Первый этап: представление докладов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов субъектов РФ за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период главами муниципальных образований.

Второй этап: проведение органами исполнительной власти субъектов РФ верификации значений показателей для оценки эффективности деятельности муниципальных образований, приведенных в докладах.

Представление органами исполнительной власти субъектов РФ целевых и нормативных значений показателей для оценки эффективности деятельности муниципальных образований края.

Третий этап: подготовка Сводного доклада и его размещение на официальном информационном Интернет-портале органов государственной власти субъектов РФ.

Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании докладов глав городских округов и муниципальных районов, корректировки и оценки показателей экспертной группой позволяет

не только определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по снижению неэффективных расходов, выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и другие) для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг и увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, но также и определить эффективность расходования бюджетных средств, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития муниципальных образований, степень внедрения методов и принципов, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

В Российской Федерации зарегистрировано 1 773 городских поселения, 1 780 муниципальных районов, 521 городской округ и т.д.9 Основная масса российского социума проживает в городах, процесс «демографического сжатия» сопровождается их укрупнением. В городах концентрируются ресурсы для инновационного развития: знания, трудовые ресурсы, производственный потенциал. Они выступают в качестве центров роста и инновации, составляют каркас «России развития» - такого актуального состояния России, которое характеризуется устойчивым динамичным ростом10. Развитие городов и повышение качества управления на местном уровне в конечном итоге будут являться одними из важных условий для развития всей страны.

Информация о работе Особенности мониторинга муниципального хозяйства