Особенности рынка труда и безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ трудовой занятости населения.
2. Раскрыть сущность безработицы.
3. Исследовать ее особенности в России.
4. Рассмотреть государственную политику в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Уровень безработицы, как он измеряется
Глава 2. Биржа труда, методы регулирования безработицы.
2.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости
2.2 Меры регулирования занятости
2.3 Государственная служба занятости населения и ее функции
Глава 3 Особенности рынка труда и безработицы в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

Таким образом региональное регулирование занятости позволяет учитывать особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятия и т.д.

Программы трудоустройства, реализуемые региональными службами занятости , должны быть ориентированы в основном на наиболее уязвимые категории безработных по результатам профилирования. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категорию безработных. нуждающихся в наибольшем внимании со стороны службы занятости, и реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем безработных, адаптированные с учетом их «профиля».

Перспективное развитие государственной  службы занятости – расширение возможностей самостоятельного поиска вакансий для  людей в активном трудоспособном возрасте. Освоение новых форм работы способствует повышению эффективности  трудоустройства.

Социальная эффективность  политики занятости может быть оценена  по формуле:

               (2.1)

гдеЭ – социальная эффективность политик занятости в течении определенного календарного периода; - численное количество безработных, снятых  с учета по всем основаниям в течении календарного периода; – численность безработных на конец календарного периода.

Говоря о государственной  политики в области занятости  населения , необходимо рассмотреть, какие гарантии предоставляет государство в обеспечении занятости населения. Закон «О занятости населения в РФ» выделяет три виды гарантий обеспечения занятости:

  1. Гарантии государства в реализации права на труд;
  2. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения;
  3. Гарантии социальной поддержки безработных граждан.

Для решения проблем занятости  в долгосрочной перспективе необходимо формирование системы социальных гарантий личности в трудовой сфере, системы  эффективным мер по предотвращению вынужденной безработицы или  ее перерастания в хроническую форму, а также по скорейшему возвращению  граждан , потерявших работу, в сферу занятости. [Б]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Меры регулирования  занятости.

 

Становление рыночных отношений  всегда затрагивает одну из важнейших  сфер экономики – занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения  основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений  по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке  направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись “тунеядцами”). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.

 

Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что  человек самостоятельно принимает  решение о том, работать ему или  нет. Государство не вправе заставить  его трудиться, что закреплено в  “Законе о занятости”.

 

Стремление обеспечить практически  стопроцентную занятость трудоспособного  населения в ущерб экономической  эффективности производства привело  к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей  силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в “скрытой” форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

 

Анализ состояния в  трудовой сфере и современного рынка  труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда  продолжает находиться на начальной  стадии своего развития, проявлением  чего является высокий уровень скрытой  безработицы, деформированная связь  между трудовым вкладом работника  и его доходами, сохранением масштабов  невыплат заработной платы и т. д.

 

Общий анализ рынка труда  показал, что процессы движения рабочей  силы во многом повторяются: активация  найма рабочей силы сменяется  ростом ее выбытия с практически  идентичной цикличностью по периодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся  довольно значительные масштабы движения рабочей силы, рынок труда с  его занятыми, официальными и неофициальными безработными сохраняется почти  неизменным и фактически не продвигается вперед к новой, более эффективной  структуре занятости. Однако относительное  снижение оборота перемещение рабочей  силы в последнее время свидетельствует  о постепенном отходе от прежних  стереотипов поведения на рынке  труда и росте понимания необходимости  легализации занятых и безработных  из “теневого” сектора экономики.

 

Сейчас высвобождение  происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим  причинам, в связи с не своевременной  выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями).

 

В дальнейшем формирование рынка труда будет происходить  за счет:

 

работников, высвобождаемых из различных отраслей народного  хозяйства;

 

молодежи, которая впервые  вступает в трудовую деятельность;

 

женщины, имеющих малолетних детей;

 

лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы;

 

текучесть кадров;

 

временно незанятого населения;

 

пенсионеров по возрасту, инвалидов;

 

военнослужащих, уволенных  из Вооруженных Сил.

 

Ограниченность возможностей органов труда и занятости  проявилась в оценке перспектив включения  в круг их работы проведения мероприятий  по выявлению и регистрации скрытой  безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном  планах, вступит в противоречие с  действующими нормами Закона о занятости  населения и связанно с психологическим  настроем части граждан этой категории.

В заключении хотелось бы отметить, что в рамках Государственной  программы занятости населения  необходимо отработать механизм поиска “золотой середины” между предотвращением  массовой безработицы, постепенным  высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом  скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).

Определенные надежды  на расширение в будущем возможности  занятости связаны с иностранными инвестициями в российскую экономику. Конечно, инвестиции в реконструкцию  и техническое перевооружение действующих  предприятий будет иметь, как  правило, трудосберегающий эффект. Однако в целом значительное увеличение иностранных капиталовложений означает создание новых рабочих мест, что поможет снять напряженность на рынке труда, которая в ближайшие годы, по-видимому, возрастет.

Заключение.

 

Путь выхода из кризиса  определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения  к проводимым реформам. Между тем  государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.

 

Для кардинального решения  проблем безработицы надо в корне  менять политику занятости. И в особенности  федеральный закон. Нельзя сегодня  пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобы при переходе в XXI век фигурировала катастрофически  большая величина безработицы. Только целенаправленное активное повышение  уровня занятости населения на действующих  и на вновь создаваемых высокоэффективных  наукоемких рабочих местах поможет  вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

 

Давно назрела необходимость  пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных  необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.

 

В безработицу все в  большей мере втягиваются как  мужчины, так и женщины. А это  означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в  такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.

 

Растет число убыточных  производств. Это создает предпосылку  “залпового” выброса рабочей  силы. К числу “выдавленных”  работников прибавим выпускников учебных  заведений. Требования, предъявляемые  работодателями к претендентам на имеющиеся  вакантные места (стаж работы, высокая  квалификация), не позволяют выпускникам  техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными.

 

Проблема существует - это  факт. Но первые шаги к ее преодолению  уже сделаны. Государственная программа  уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной  поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированны в основном на молодежь. Ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством, и нужно будет решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.

 

Особую актуальность приобретают  в настоящее время вопросы  совершенствования государственной  статистики в области занятости  населения, формирования и регулирования  рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей  силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и  переподготовки кадров, совершенствования  условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов  в области занятости населения  наблюдается значительный крен в  сторону изучения проблем безработицы  и социальной защиты лиц, нуждающихся  в трудоустройстве. В то же время  обойдены вниманием вопросы эффективности  использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и так далее. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как  развитие новых форм собственности  будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

 

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование органа или  структуры

 

Функции

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ

Финансирование мероприятий  по вопросам занятости;

Анализ состояния рынка  труда и направление в территории конкретных цифр для разработки региональных программ занятости;

Разработка нормативных  и правовых документов для осуществления  социальной политики в этом направлении.

Департаменты (республиканские, краевые и областные)

Распределение и контроль использования финансовых средств  на реализацию программ занятости.

Оказание координационных, методических услуг центрам занятости;

Установление контрольных  цифр для регионов;

Издание приказов и распоряжений на основе имеющейся нормативной  документации.

Территориальные органы по вопросам занятости (центры занятости)

Заключение соглашений с  администрацией о разработке и совместном финансировании региональных программ занятости;

Заключение договоров  о реализации мероприятий активной занятости и совместном финансировании общественных работ, временной занятости, организация обучения персонала по заказу предприятия;

Заключение договоров  на финансирование содержания центров  занятости, выплату пособий , для реализации мероприятий активной политики занятости.

Комиссии по содействию трудоустройству

Участие в разработке и  осуществлении программ содействия занятости  и развития человеческих ресурсов;

Принятие решений по вопросам определения максимальной величины пособий по безработице (на основе средней  заработной платы в регионе);

Контроль за расходованием средств местных бюджетов на проведение активной политики занятости.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной  литературы.

Б. «Рынок труда» Шлендер стр. 128

 

1..   «Человек и труд» – №1, с. 37-46, 20045. Вечканов Г. С. Миграция трудовых ресурсов в СССР.

2.   Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице»– «Человек и труд» – №9, 2000.

 

Информация о работе Особенности рынка труда и безработицы в России