Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день мировая экономика находится в фазе формирования новой долгосрочной конфигурации. Кризис выявил огромное число структурных слабостей в социально-экономической системе, установившейся в последние десятилетия. В этих условиях особое значение приобретает вопрос о реформировании мировой финансовой системы и способах её регулирования. По мнению Джорджа Сороса, нынешний кризис настолько серьезен, что фактически означает конец эры финансового капитализма. По его мнению, мировая экономика сейчас начинает двигаться от «рыночного фундаментализма» к большей степени регулирования финансовой системы. Хотя это не означает автоматического и полного заката финансовых рынков и институтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..…3
1 МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА………………………………………………5
1.1 История возникновения МВФ…………………………………………………………………..5
1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ………………………6
1.3 Организационная структура и основные подразделения организации…8
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран………….10
2 Деятельность МВФ……………………………………………………………………………………….13
2.1 Формы деятельности……………………………………………………………………………...13
2.2 Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании………………………………………………………………………………18
3 Проблемы и пути реформирования международных финансово-кредитных организаций……………………………………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач_мир_эконом.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

министерство  образования Российской Федерации

Пермский  Государственный Политехнический  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по мировой экономике.

 

Тема: «Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. МКЭ-08     

Губайдуллина  Р.В.

Проверила

 

Пермь, 2010 г

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..…3

1 МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА………………………………………………5

1.1 История возникновения МВФ…………………………………………………………………..5

1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ………………………6

1.3 Организационная структура и основные подразделения организации…8

1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран………….10

2  Деятельность МВФ……………………………………………………………………………………….13

2.1 Формы деятельности……………………………………………………………………………...13

2.2 Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании………………………………………………………………………………18

3  Проблемы и пути реформирования международных финансово-кредитных      организаций……………………………………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  На сегодняшний день мировая экономика находится в фазе формирования новой долгосрочной конфигурации. Кризис выявил огромное число структурных слабостей в социально-экономической системе, установившейся в последние десятилетия. В этих условиях особое значение приобретает вопрос о реформировании мировой финансовой системы и способах её регулирования.

По мнению Джорджа Сороса, нынешний кризис настолько серьезен, что фактически означает конец эры  финансового капитализма. По его  мнению, мировая экономика сейчас начинает двигаться от «рыночного фундаментализма» к большей степени регулирования  финансовой системы. Хотя это не означает автоматического и полного заката финансовых рынков и институтов.

 Институциональная структура  международных валютно-кредитных  и финансовых отношений включает  многочисленные международные организации.  Одни  из  них, располагая большими  полномочиями  и  ресурсами,  осуществляют  регулирование международных  валютно-кредитных и финансовых  отношений. Другие  представляют  собой форум для межправительственного   обсуждения,  выработки  консенсуса  и рекомендаций   по   валютной   и   кредитно-финансовой   политике.    Третьи обеспечивают  сбор  информации,  статистические  и  научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам  и  экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. Валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

Международный валютный фонд играет значительную роль, как в  развитии экономик стран-участников, так  и в развитии мировой экономики  в целом. Поэтому изучение его  сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно  для создания полной картины функционирования международных

экономических отношений, а также определения перспектив развития мировой финансовой системы. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы

Целью данной курсовой работы является определение МВФв период кризиса. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:

    • изучение истории, целей, задач и структуры МВФ
    • рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере
    • определение проблем реформирования мировой валютно-финансовой системы.

При этом объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации  в регулировании международных  валютно-финансовых отношений до кризиса  и изменения происходящие в этой сфере в последнее время.

Теоретической основой написания  курсовой работы послужили работы отечественных  исследователей, статьи из периодических  изданий, а также интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

    1. История возникновения МВФ

Причинами, обусловившими  возникновение и функционирование международных валютно-финансовых институтов, являются следующие: глобализация мировой экономики; расширение и  углубление мирохозяйственных связей; усиление процессов экономического регулирования в условиях нестабильности. Они призваны решать такие основные задачи, как осуществление межгосударственного  валютно-финансового регулирования, разработка стратегии и тактики  мировой валютно-финансовой и кредитной  политики в целях стабилизации международных  финансов и ряд других.

Необходимость создания организации  для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая  разрушила мировую экономику  в 30-е годы.

Всеобщее недоверие к  бумажным деньгам в условиях кризиса  повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд  стран во главе с Великобританией  были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость  денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые  не имели больше фиксированного соотношения  с соответствующим количеством  золота, привела к тому, что обмен  деньгами между странами, которые  сохранили золотой стандарт, и  странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика  начала разрушаться: в 1929 – 1932 годах  цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63% [3, с.114 ].

Неоднократные попытки решения  валютных проблем на международных  конференциях и встречах не имели  успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для  создания новой валютной системы  и организации международного института  для осуществления постоянного  контроля за ней.

В начале 40-х годов Харри  Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард  Кейнс (Великобритания) практически  одновременно внесли свои предложения  относительно создания новой мировой  валютной системы и соответствующей  постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые  проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы  и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в  июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.

В 1944 г. СССР брал активное участие  в Бреттон-Вудской конференции  и даже подписал заключительный Акт  об учреждении МВФ и МБРР, но позднее  не ратифицировал эти договоры. Все  бывшие республики СССР вступили в  МВФ в мае – сентябре 1992 г.

В настоящее время МВФ  объединяет 186 государств, а в его  структурах работают 2500 человек из 133 стран. Капитал МВФ (из взносов стран-членов) составляет около 217 млрд. единиц «специальных прав заимствования», что составляет примерно 272 млрд. дол. США. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

    1. Основные  цели и функциональные характеристики МВФ

 

МВФ создан для регулирования  отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления  финансовой помощи странам-членам через  предоставление им при возникновении  валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

Официально утверждены такие цели МВФ [4, с.90]:

  • Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
  • Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
  • Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

Участники Бреттон-Вудской  конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций [6, с. 90]:

  • Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;
  • Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции  и обязанности в зависимости  от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).
    1. Организационная структура и основные подразделения  организации

Высший руководящий орган  МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его  заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных  банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей  в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а  также голосовать по почте в любое  время.

Самым большим количеством  голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных  стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.[7]

Решения в Совете управляющих  обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный  либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной  структуре МВФ играет Международный  валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в  том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет  является совещательным органом  Совета управляющих и не имеет  полномочий для принятия директивных  решений. Тем не менее он выполняет  важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся  к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения  о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет  по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих  ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному  совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность  за ведение дел МВФ, включающих широкий  круг политических, оперативных и  административных вопросов, в частности  предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет  МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет  штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной  из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель  — Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства  МВФ в России — Невен Матес.

    1. Порядок вступления в МВФ и обязательства  вступающих стран

Устав МВФ не предусматривает  особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней  открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять  определённые обязанности. Вступая  в МВФ, страна обязуется:

  • Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  • Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  • Придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

Информация о работе Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда