Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день мировая экономика находится в фазе формирования новой долгосрочной конфигурации. Кризис выявил огромное число структурных слабостей в социально-экономической системе, установившейся в последние десятилетия. В этих условиях особое значение приобретает вопрос о реформировании мировой финансовой системы и способах её регулирования. По мнению Джорджа Сороса, нынешний кризис настолько серьезен, что фактически означает конец эры финансового капитализма. По его мнению, мировая экономика сейчас начинает двигаться от «рыночного фундаментализма» к большей степени регулирования финансовой системы. Хотя это не означает автоматического и полного заката финансовых рынков и институтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..…3
1 МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА………………………………………………5
1.1 История возникновения МВФ…………………………………………………………………..5
1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ………………………6
1.3 Организационная структура и основные подразделения организации…8
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран………….10
2 Деятельность МВФ……………………………………………………………………………………….13
2.1 Формы деятельности……………………………………………………………………………...13
2.2 Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании………………………………………………………………………………18
3 Проблемы и пути реформирования международных финансово-кредитных организаций……………………………………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач_мир_эконом.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

Страна, которая вступает в МВФ, вносит определённую сумму  денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма  денег называется квотой. Квоты имеют  такие функции:

  • Создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;
  • При их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР (Special Drawing Rights, SDR). Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;
  • Определяют «вес» голоса каждого члена фонда.

МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого  члена влиять на деятельность Фонда  ограничивается его размером его  части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов ( в независимости  от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в  этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут  получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников[17].

Размер  квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет. Расчёт проводится при  помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью. Сейчас используются такие формулы [17, с.92]:

  • Сокращённая Бреттон-Вудская:

Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме III:

Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме IV:

Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме М4:

Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC,

  • Преобразованная по схеме М7:

Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC,

где Q – квота, Y – ВНП (1985 год), R – среднемесячный уровень резервов (1985 год), P – средняя  ежегодная сумма текущих платежей (1981 – 1985 гг.), VC – изменяемость текущих  поступлений, которая определяется как одно стандартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 – 1985 гг.

Эти формулы использовались при пересмотре квот в 1990 г. Для определения начального размера квоты так же делаются расчёты при помощи всех формул. Потом сотрудники Фонда сравнивают полученные результаты с соответствующими показателями стран со схожими показателями экономического развития и рекомендуют  размер квоты. Рассчитанные квоты могут  быть основой для обсуждения и  внесения изменений с учётом всех аспектов и функций квот в МВФ.

Сейчас, когда членами МВФ является большинство  государств мира, очень сильно разнятся размеры долей и количества голосов  каждой страны. Так, учётом квоты в  капитале МВФ на долю стран «большой семёрки» приходится 45% голосов, в т. ч. на США - 18% [16].

После утверждения Советом страна подписывает  статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет  права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена  не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.

 

  1.   Деятельность МВФ

    1. Формы деятельности


В современных условиях деятельность фонда ассоциируется по большей  части с его финансово-кредитными функциями. Но в целом существует и другие формы деятельности МВФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение такой формы  деятельности как инспектирование  связано с переходом от паритетной к современной, открытой системы  обмена валют. При этом членами МВФ  было принято решение о том, что  Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом  целого ряда экономических мероприятий, изучать все сферы экономики  стран, которые устанавливают размер этой стоимости, и непредубеждённо  давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как «инспектирование» или надзор за обменной политикой членов организации.[9]

Консультирование является так же постоянной формой деятельности Фонда. Консультируясь со своими членами, МВФ получает информацию о том, насколько  ответственно и открыто действует  страна при установлении условий, на которых правительства и частные  лица других стран покупают и продают  её валюту, а так же информацию об общем положении дел в стране.

МВФ проводит три типа консультаций:

    • Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4 – 5 экспертов МВФ приезжает в столицу определённой страны и около двух недель собирает информацию и обсуждает с должностными лицами экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире готовит подробный доклад для обсуждения его на Директорате. Выводы, рекомендации и предложения, разработанные в результате этого обсуждения, передаются на рассмотрение правительству страны.
    • Дополнительные консультации может организовать директор-распорядитель Фонда в случаях, когда страна неожиданно оказывается в тяжёлой экономической ситуации, или есть подозрение, что её действия противоречат «кодексу поведения» и могут навредить другим государствам.
    • Специальные консультации МВФ проводит с теми странами, экономическая политика которых в значительной степени определяет состояние мировой экономики.

Услуги странам-членам МВФ  предоставляются в таких формах [3, с.118]:

  • Повышение квалификации национальных кадров. С 1964 г. в штаб-квартире организации в Вашингтоне работает Институт МВФ, который по специальным программам обучает национальные кадры всех стран;
  • Техническая помощь, которую предоставляют эксперты из состава служащих Фонда;
  • Информационное обслуживание. Публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр, и другие виды информационной деятельности.

Наиболее же известной  является такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет  финансовую помощь странам-членам в  рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом  проблем платёжного баланса, для  ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов.

Непосредственное финансирование осуществляется при помощи таких  механизмов, как резервный транш  и кредитные транши.

Резервным траншем страны-члена  называется превышение её квоты в  МВФ над «скорректированной»  суммой её валютных ресурсов, которые  находятся в фонде на счету  общих ресурсов. Резервный транш  складывается за счёт части взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и  чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может  считать резервный транш своим  резервным активом, который можно  мобилизовать в кратчайшие сроки.

Кредитные транши. Согласно принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в  виде четырёх траншей, каждый из которых  равен 25% квоты. Покупка кредитных  траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических  мероприятий, направленных на преодоление  проблем платёжного баланса. Обязанности  страны-заёмщика, которые предусматривают  проведение соответствующих финансово-экономических  мероприятий, фиксируются в так  называемом «письме о намерениях».

Использование первой кредитной  доли может быть осуществлено в двух формах:

  • Прямая покупка валюты, когда страна получает всю сумму сразу после одобрения Фондом её запроса;
  • Поэтапна покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ «договора о резервном кредите».

Поэтапное финансирование. Последующие покупки страной-участницей валюты у МВФ рассматривается  как использование ею так называемых «граничных кредитных долей». Такое  финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма  резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма расширенного финансирования (расширенные кредиты).

Соглашения по резервным  кредитам или соглашения «стенд бай», как и соглашения по расширенным  кредитам, обеспечивают стране-члену  гарантию того, что она сможет автоматически  получать иностранную валюту от МВФ  в обмен на национальную до исчерпания обусловленной договором суммы, в любое время на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений договора. Такие соглашения использовали с 1952 г. Начиная с 1977 г., срок действия соглашений о резервных  кредитах продлен с одного до трёх лет.

Другой формой поэтапного финансирования, которая используется МВФ с 1974 г., является предоставление «расширенных кредитов». Её предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью  финансирования дефицитов их платёжных  балансов на более длительное время  и в больших размерах, нежели это  предусмотрено уставом МВФ в  рамках политики обычных кредитных  долей (траншей).

Расширенное финансирование предоставляется странам, у которых имеются трудности  с платёжным балансом, обусловленные  структурной несбалансированностью  производства, торговли и цен, или  тем странам, у которых нет  возможности проводить политику экономического развития в связи  с неудовлетворительным состоянием платёжного баланса. При обращении  к МВФ с прошением о расширенном  финансировании страна должна предоставить общую программу деятельности на первые 12 месяцев, которую необходимо обновлять ежегодно.

Льготное финансирование. Этот термин объединяет два механизма  финансирования МВФ, направленные на помощь развивающимся странам, и наиболее бедным странам: механизмы финансирования структурной перестройки экономики (МФСП) и механизмы расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП).

Механизмы финансирования структурной  перестройки могут использоваться только 62 развивающимися странами. Для  получения кредита в рамках МФСП страна подаёт среднесрочную программу  действий в виде доклада о принципах  политики, который готовится совместно  с сотрудниками МВФ и Мирового банка. В докладе нужно отметить структурные мероприятия и макроэкономическую политику, которая необходима для  нормализации состояния платёжного баланса.

Специализированное финансирование. Согласно терминологии МВФ эта форма  кредитования объединяет три механизма:

  • Компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств;
  • Финансирования буферных запасов;
  • Финансирования системных трансформаций.

В 1963 г. в МВФ был создам первый механизм финансирования специального назначения – механизм компенсационного финансирования, а в 1988 г. в результате его объединения с механизмом финансирования в случае непредвиденных обстоятельств был создан МКФФНО. Согласно с этим механизмом кредиты  предоставляются в таких случаях: недополучение экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние обстоятельства. Этот тип кредита создан для того, чтобы предоставлять странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних экономических  условий.

Механизм финансирования буферных запасов создан в 1969 г. Поэтому  механизму предоставляется помощь странам-членам с неблагоприятным  состоянием платёжного баланса в  финансировании взносов в утверждённые международные буферные запасы сырьевых товаров под эгидой ЮНКТАД.

Механизм финансирования системных трансформаций (СТФ) является специализированным механизмом, утверждённый в 1993 г. Этот механизм создан для предоставления помощи странам, имеющим трудности с осуществлением внешних платежей вследствие глубинных нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, обусловленных переходом от государственной торговли к рыночной. Получать помощь в рамках СТФ могут только те страны, которые находятся на начальных этапах процесса преобразований и пока они не могут составить программу, для реализации которой МВФ мог бы использовать возможности других механизмов финансирования.

 

    1. Место МВФ  в системе международных валютно-кредитных  отношений и его роль в их регулировании

 

 

Международный валютный фонд является одним из основных звеньев  мировой валютной системы. На рис. показано место МВФ по отношению к другим международным валютно-финансовым институтам.

МБРР – Международный  банк реконструкции и развития

МАР – Международная ассоциация развития

МФК – Международная финансовая корпорация

МАГИ – Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций

МЦРИС – Международный  центр решения инвестиционных споров

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

Если в начале свей деятельности МВФ предоставлял кредиты в основном развитым странам, то примерно с 70-х  годов приоритет начал смещаться  в сторону развивающихся стран. В 90-е годы для МВФ сложилась  новая ситуация, когда в его  состав вошла группа бывших социалистических стран со своим характерным комплексом экономических проблем. Предоставление помощи этим странам МВФ обуславливается  рядом жестких условий [11, с.430].

Информация о работе Особенности функционирования и проблемы реформирования международного валютного фонда