Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:02, отчет по практике
Целью отчета по практике является анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности Московского банка ОАО «Сбербанк России», определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели в отчете по практике были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику ОАО «Сбербанк России» и его территориального банка в г. Москва;
рассмотреть маркетинговую деятельность банка;
проанализировать хозяйственную деятельность Московского банка Сбербанка России;
проанализировать финансовую деятельность коммерческого банка;
дать рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности банка.
Появление новых технологий создает конкуренцию традиционному банковскому бизнесу. По мере того как среди клиентов банков начинают преобладать поколения людей, выросших уже после широкого распространения цифровых технологий, кардинально меняется ландшафт финансовых услуг. Финансовые продукты по своей сути виртуальны и как нельзя лучше подходят под модели мгновенной персонализации и электронной дистрибуции, использующие сеть Интернет.
Современные технологии также делают возможным внедрение новых бизнес-моделей, связанных с новыми формами совершения транзакций (платежные решения и электронные кошельки), новыми формами посредничества (агрегаторы банковских услуг) или же отказа от него (краудфандинг, peer-to-peer- кредитование). Также важнейшую роль играет развитие социальных сетей, мобильных технологий и устройств (рис. 4)
Ожидается бурное развитие новых предложений, основанных на современных технологических решениях, на финансовых рынках, что создает очень значимые потенциальные риски потери клиентской базы и снижения рентабельности традиционных банковских моделей работы.
Рис. 4. Новые технологии как фактор конкуренции на финансовых рынках
Серьезным вызовом как для Сбербанка в целом, так и для его основного территориального подразделения в Москве, является его недостаточно высокая эффективность в управлении расходами.
На сегодняшний день показатели соотношения операционных расходов к операционным доходам или к активам Сбербанка уступают уровню ряда сопоставимых зарубежных банков, работающих на рынке Москвы. Это особенно ярко видно при сравнении показателей Сбербанка с показателями некоторых высокотехнологичных финансовых институтов: Альфа-банк, Сити Банк. Более того, в последние годы Сбербанк демонстрировал достаточно высокие показатели темпов роста расходов, обусловленные потребностями программы модернизации. Замедление темпов роста рынка и снижение маржи при условии сохранения высоких темпов роста расходов создают риск снижения рентабельности как для всего Сбербанка в целом, так для его территориального подразделения в г. Москва.
Российский рынок банковских услуг продолжает оставаться одним из самых привлекательных в мире. Несмотря на то, что среднегодовые темпы роста активов и пассивов замедлятся в 2014–2018 годах по сравнению с 2009–2013 годами, а маржа сократится, рынок остается высокорентабельным. Две трети доходов рынка будут приходиться на массовый сегмент.
Увеличится значимость массового высокодоходного сегмента, удельный вес которого в доходах розничного рынка вырастет с 20 до 30%. Самый высокий темп роста ожидается в высокодоходном сегменте, однако его доля в доходах рынка не превысит 2%.
Потребности клиентов в базовых финансовых услугах останутся без изменений. Однако развитие современных технологий резко изменит ожидания клиента с точки зрения формы и качества взаимодействия с Банком. Принципиальными становятся доступность услуг в режиме 24/7, высокая скорость взаимодействия, а также индивидуальный подход и персонализация предложений. Увеличится финансовая грамотность населения. Резко возрастет доля так называемых самостоятельных клиентов, предпочитающих пользоваться дистанционными каналами без посещения отделений Банка и непосредственного контакта с сотрудниками
Объем доступной клиентам информации будет возрастать с огромной скоростью. Это, с одной стороны, сделает более простым сравнение параметров продуктов, а с д ругой — приведет к перегруженности информацией и росту влияния эмоциональных и репутационных факторов при принятии решений. Для многих клиентов все более важную роль будет играть не просто качество и удобство взаимодействия при получении финансовых услуг, а эмоциональная составляющая, органичная интеграция поставщика услуг в повседневную жизнь как частного лица, так и владельца бизнеса.
Появление на банковском рынке новых игроков будет способствовать повышению требований к качеству клиентского опыта, управления издержками, что с большой вероятностью приведет к его консолидации.
На основе анализа сильных и слабых сторон Сбербанка, а также новых вызовов, Банк определил следующие приоритеты стратегии развития розничного бизнеса до 2018 года:
1) Упрочить лидерство Сбербанка в каналах массового привлечения клиентов;
2) Сделать продукты Банка неотъемлемой частью ежедневной жизни клиентов;
3) Построить максимально глубокие отношения с клиентами за счет понимания их потребностей, внимания и индивидуального подхода;
4) Выстроить качественное взаимодействие клиента и Банка через любые каналы.
Приоритеты стратегии развития корпоративного бизнеса до 2018 года:
1) Оптимизация продуктовой линейки за счет повышения скорости кредитного процесса (особенно по простым и краткосрочным продуктам);
2) Повышение эффективности системы продаж и обслуживания за счет повышения квалификации клиентских менеджеров;
3) Создание эффективных
механизмов комплексных
4) Дифференциации предложения Сбербанка за счет включения в него небанковских продуктов и дополнительных услуг, например в области электронного документооборота, доступа к электронным торговым площадкам, услуг финансового консультирования.
С целью изучения эффективности деятельности Московского банка ОАО «Сбербанк России» проанализируем основные показатели хозяйственной деятельности коммерческого банка за 2010-2012 гг. (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика технико-экономических показателей Московского банка ОАО «Сбербанк России» за 2011 - 2012 гг.
Наименование |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
Абс. изменение (2012-2011 гг) |
Темп прироста (2012 к 2011 г), в % |
Доходы банка |
млн. руб |
427 982 |
550 898 |
122 916 |
28,72 |
Расходы банка |
млн. руб |
292 984 |
400 387 |
107 403 |
36,66 |
Чистая прибыль |
млн. руб |
134 998 |
150 511 |
15 513 |
11,49 |
Количество внутренних подразделений |
шт. |
712 |
758 |
46 |
6,46 |
Количество банкоматов |
шт. |
2780 |
3232 |
452 |
16,26 |
Оборот по банкоматам |
шт. |
6 202 |
8 539 |
2 337 |
37,68 |
Кредитный портфель банка |
шт. |
3 329 944 |
4 249 022 |
919 078 |
27,60 |
Доля просрочки по кредитному портфелю |
% |
6,80 |
7,20 |
0,40 |
5,88 |
Вклады физических лиц |
млн. руб |
2 401 237 |
2 733 935 |
332 698 |
13,86 |
Счета предприятий и организаций |
млн. руб |
1 023 632 |
1 380 055 |
356 423 |
34,82 |
Розничный кредитный портфель |
млн. руб |
785043 |
1 233 261 |
448 218 |
57,09 |
Корпоративный кредитный портфель |
млн. руб |
2 544 901 |
3 015 761 |
470 860 |
18,50 |
Стоимость активов банка |
млн. руб |
4 530 182 |
5 905 111 |
1 374 929 |
30,35 |
Собственный капитал банка |
млн. руб |
565 497 |
718 042 |
152 545 |
26,98 |
Обязательства банка |
млн. руб |
3 964 686 |
5 187 069 |
1 222 383 |
30,83 |
Численность сотрудников |
чел |
7500 |
7130 |
-370 |
-4,93 |
Средняя месячная заработная плата |
тыс. р. |
28,3 |
35,6 |
7,3 |
25,80 |
Производительность труда |
млн.р./ чел. |
57,06 |
77,26 |
20 |
35,40 |
Рентабельность продаж |
% |
31,54 |
27,32 |
-4 |
-13,38 |
Рентабельность активов |
% |
2,98 |
2,55 |
0 |
-14,47 |
Рентабельность собственного капитала |
% |
23,87 |
20,96 |
-3 |
-12,19 |
На рисунке 5 наглядно изобразим динамику темпов прироста основных хозяйственных показателей Московского банка ОАО «Сбербанк России».
Доходы банка возросли за 2012 год на 122 916 млн. руб. или на 28,72%. Расходы банка также возрастали в связи с ростом выручки, при этом темпы ее роста составили 36,66% (или на 107 043 млн. руб.), что превышает темп роста выручки. Отсюда наблюдался незначительный рост чистой прибыли, всего 11,49% или на 15 513 млн. руб.
Рис. 5. Темпы прироста основных показателей Московского банка ОАО «Сбербанк России», 2012 к 2011 гг. в %
За отчетный год наблюдается рост количества подразделений на 6,46% (или на 46 шт.), что положительно характеризует работу банка. Подразделения в основном были на территории Новой Москвы.
Также наблюдается рост как общего количества банкоматов на 452 шт., так и оборота по банкоматам на 37,68%. При этом темп роста оборотов по банкоматам превышает темп роста по количеству введенных банкоматов. Отсюда следует вывод, что увеличение по оборотам связано не только с вводом новых, но и увеличение спроса со стороны населения на проведение операций через банкоматы Сбербанка.
Рост выручки также обусловлен ростом кредитного портфеля, который в 2012 году возрос на 27,6% или на 919 078 млн. руб., преимущественно за счет роста розничного кредитного портфеля на 57,09%. Рост корпоративного портфеля происходил более медленными темпами, за 2012 год на 34,82%.
Негативного можно отметить рост уровня просрочки по общему кредитному портфелю с 6,8% в 2011 году до 7.2% в 2012 году.
Из таблицы 1 стоит отметить рост обязательств банка перед физическими и юридическими лицами, при этом наибольшие темпы роста характерны для счетов предприятий, которые возросли на 34,82% за 2012 год. Рост вкладов населения показал более умеренный рост в 2012 году, возрос всего на 13,86% или 332 698 млн. руб.
Негативной оценки заслуживает превышение темпов роста обязательств банка (30,83% за 2012 год) над темпами роста собственного капитала (26,98%), что говорит о снижении финансовой устойчивости Московского банка ОАО «Сбербанк России». При этом из таблицы 2.х. видно, что активы банка возросли на 30,35% за 2012 год, преимущественно за счет роста чистой ссудной задолженности.
Из таблицы 1 видно, что за 2012 год произошло падение количества сотрудников на 7500 чел. в 2011 году до 7130 чел в 2012 году, на 370 чел., что связано с проводимой в данный момент оптимизацией организационной структуры всего банка в целом. Данная оптимизация предполагает сокращение численности персонала банка по все России, при этом основной упор будет делаться на производительность труда, а не количество штата банка.
Отметим, что происходит значительный рост производительности труда на 35,4%, который превышает темп роста заработной платы. Что говорит о рациональной организации оплаты труда в банке и положительно характеризует территориальный банк Сбербанка по вопросам кадрового управления.
Рентабельность продаж характеризует эффективность коммерческой деятельности банка: сколько прибыли коммерческий банк получает с каждого рубля продаж. За отчетный период показатель рентабельности продаж снизилась на 13,38%, что связано с превышением темпов роста расходов над доходами банка.
Показатель рентабельности активов банка также показал отрицательную динамику и составил за 2012 год 20,96%, при значении показателя за 2011 год – 23,87%
Рентабельность собственного капитала также уменьшилась на 14,47%, то есть на каждый вложенный рубль собственного капитала банк в 2012 году получал 14,47 коп. чистой прибыли. Такое падение обусловлено еще и тем, что происходил достаточно медленный рост собственных средств территориального банка.
Основной информацией для оценки финансового состояния Московского банка ОАО «Сбербанк России» является его финансовая отчетность: бухгалтерский баланс (Приложение 1); отчет о финансовых результатах (Приложение 2). На первом этапе оценки проведем анализ динамики и структуры активов Московского банка за 2011-2012 гг. (табл. 2)
Таблица 2
Динамика и структура активов Московского банка ОАО «Сбербанк России», в млн. руб.
Наименование |
2011 г. |
2012 г. |
Абс. изменение |
Темп прироста, в% | ||
Сумма |
Уд. вес |
Сумма |
Уд. вес | |||
АКТИВЫ | ||||||
Денежные средства |
214 296 |
4,73 |
315 240 |
5,34 |
100 944 |
47,10 |
Средства кредитных организаций в Центральном
банке Российской |
65 738 |
1,45 |
165 743 |
2,81 |
100 005 |
152,13 |
Обязательные резервы |
43 214 |
0,95 |
53 206 |
0,90 |
9 992 |
23,12 |
Средства в кредитных организациях |
16 715 |
0,37 |
35 419 |
0,60 |
18 705 |
111,91 |
Финансовые активы, оцениваемые по справедливой
стоимости через |
10 230 |
0,23 |
44 297 |
0,75 |
34 068 |
333,03 |
Чистая ссудная задолженность |
3 329 944 |
73,51 |
4 249 022 |
71,95 |
919 078 |
27,60 |
Чистые вложения в ценные бумаги и другие
финансовые активы, |
495 667 |
10,94 |
670 274 |
11,35 |
174 608 |
35,23 |
Инвестиции в дочерние и зависимые организации |
40 883 |
0,90 |
122 275 |
2,07 |
81 393 |
199,09 |
Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения |
181 333 |
4,00 |
157 331 |
2,66 |
-24 002 |
-13,24 |
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы |
161 282 |
3,56 |
190 447 |
3,23 |
29 165 |
18,08 |
Прочие активы |
54 979 |
1,21 |
77 337 |
1,31 |
22 358 |
40,67 |
Всего активов |
4 530 182 |
100,00 |
5 905 111 |
100,00 |
1 374 928 |
30,35 |